osankin ( Слушатель ) | |
22 дек 2016 17:05:44 |
Цитата: ЦитатаДля российской ракетно-космической отрасли 2016-й год стал годом антирекорда по количеству космических запусков. Впервые за последние десятилетия Россия осуществила за год меньше 20 космических запусков, уступив лидерство США и Китаю.
Всего с арендуемого у Казахстана космодрома Байконур, военного космодрома Плесецк (Архангельская область) и нового космодрома Восточный (Амурская область) в 2016 году выполнено 17 космических запусков, один из которых (ракета «Союз-У» 1 декабря) был аварийным.
Даже с учетом намеченного на 28 декабря старта ракеты «Протон-М» с американским спутником связи EchoStar 21 Россия уже не сможет до конца года догнать по количеству запусков своих конкурентов — США (21 выполненный запуск) и КНР (20). Впервые сместившись с первого места на третье, Россия пока опережает Евросоюз (10), Индию (7), Японию (3) и Израиль (1). Всего в мире в 2016 году выполнено 88 космических стартов.
...
Роль аварий и санкций
У России нет необходимости поддерживать число пусков на прежнем уровне, считает академик Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского Александр Железняков.
«Во-первых, мы уже закончили в основном развертывание наших спутниковых группировок навигационной системы, системы связи. И того количества запусков, которые требовались в предыдущие годы, сейчас уже не требуется. Поэтому произошло уменьшение запусков по нашей национальной программе», — сказал Железняков.
По его словам, также «начали сказываться последствия тех аварий с ракетой-носителем "Протон", которые произошли в предыдущие годы». «Все-таки часть заказчиков ушли от использования "Протона", в результате количество коммерческих пусков этой ракеты-носителя в этом году резко уменьшилось. Если я не ошибаюсь, в предыдущем было восемь, за год до этого 12, в этом году только четыре. Ну и в результате по сумме получилось, что мы оказались на третьем месте после США и Китая по количеству запущенных ракет», — сказал эксперт.
Он подчеркнул, что «статус космической державы определяется не количеством запущенных ракет, а количеством и назначением космических аппаратов, которые были выведены в космос».
«Вот там сложнее и хуже ситуация. У нас нет ни одной межпланетной станции, у нас практически отсутствуют научные спутники — их можно по пальцам пересчитать. Вот это самая большая беда. А то, что мы стали меньше запускать ракет, перестали быть космическим извозчиком, — ничего страшного», — сказал Железняков.
Эту точку зрения отчасти разделил независимый эксперт в области космической политик Андрей Ионин. По его словам, оценивать уровень развития космонавтики количеством запусков некорректно. «Взрослые люди все-таки какими-то другими горизонтами меряют космонавтику. Это же огромный процесс, долгосрочный», — сказал он. По его словам, «важнее качество, чем количество».
«В коммерческих пусках мы просели по понятным причинам: есть санкции, а космический рынок очень чувствителен на все риски. Здесь на кону миллионы долларов, и поэтому любые риски воспринимаются как угрозы. Поэтому лучше уйти на другую ракету, которая есть на рынке, чем рисковать и не получить в результате разрешение Госдепа на запуск. Поэтому количество коммерческих пусков существенно снизилось», — сказал эксперт.