osankin ( Слушатель ) | |
23 дек 2016 02:33:29 |
Цитата: Цитата23 декабря отмечает 80-летие поэт, драматург, композитор и бард Юлий Ким. Песни на его стихи звучат в фильмах «Бумбараш», «12 стульев», «Собачье сердце», «Обыкновенное чудо», «Формула любви», в знаменитых мультфильмах «Очень синяя борода», «Гадкий утенок». Он автор либретто мюзиклов «Монте-Кристо», «Граф Орлов», «Анна Каренина» и множества пьес. Накануне юбилея мы поговорили с Юлием Кимом.
— Как я понимаю, вы сейчас находитесь в городе Иерусалиме, греетесь на солнышке, в отличие от нас, сирых и убогих?
— Да, греюсь. Сейчас у нас +18. Я смотрю в окно, вижу безоблачное небо. Гуляю в легкой куртке нараспашку.
— То есть вы солнечный человек, не любите зиму, холода?
— Я универсальный климатический организм по той причине, что в моей биографии есть три года на севере Камчатки и три года в Туркмении. В Туркмении, когда я там жил, летом было +40 в тени, а на Камчатке -30 зимой. Бывало и покруче, так что я закалился. Однажды я перелетел из Норильска, из -30, с небольшой остановкой в Москве, в Тель-Авив, где было +30, и никаких перемен в своем организме не ощутил.
— Но Камчатка, Норильск, Туркмения — это не то, что называется «места не столь отдаленные»?
— Нет, это были вполне естественные периоды в моей биографии. Камчатка связана с институтом, который я окончил в 1959 году, и дальше было три года, согласно трудовому соглашению. Счастливейшее время! Я навсегда полюбил Камчатку. С тех пор побывал там еще семь раз. В Туркмении я заканчивал среднюю школу с 8-го по 10-й класс, что связано с биографией моей мамы. Она в свое время была подвергнута репрессиям, и мы с сестрой не видели ее девять лет, поскольку она их отбывала в лагерях. Разумеется, по условиям беззаконного сталинского террора. Затем ей было разрешено вернуться, но не в Москву, откуда ее взяли, а за 101-й километр. А через некоторое время она отправилась в Туркмению, потому что за 101-м километром жить стало совсем невмоготу. Так что это связано с репрессиями, но косвенно. А в городе Ташауз Туркменской ССР жилось нам хорошо.
— Вашего отца расстреляли в 38-м году, вам было два года. По какому делу он проходил?
— Приходится еще и еще раз говорить о сталинском терроре, его ужасе и искривлениях. Отца взяли в ноябре 37-го с большой группой московских корейцев. А поскольку тогда были большие напряги в отношениях с Японией, вплоть до военных конфликтов на озере Хасан и на реке Халхин-Гол, их всех огульно обвинили в шпионаже в пользу Японии. С помощью нынешней московской корейской общины нам с сестрой удалось посетить то место, где в братской могиле лежат жертвы этого террора, а среди них — отец. Поименных могил уже не осталось. Это место называется Коммунарка, и была она когда-то личной дачей Генриха Ягоды, а после того, как и он попал под каток, стала казенной дачей НКВД. Там есть обширная поляна, которая называлась Расстрельной, — то ли потому, что там расстреливали, то ли потому, что хоронили расстрелянных на Лубянке.
— Сейчас Сталин опять живее всех живых. И идет наша борьба не за то, как мы будем жить завтра или сегодня, а либо со Сталиным, либо за Сталина. Вы, человек, который так трагически все это испытал на себе, что думаете по этому поводу?
— Это огромное несчастье нашего народа, которое преследует его и по сей день. Меня удивляет только, что странные уважение, почтение и даже робкий пиетет к тирану, палачу, злодею, которому равных мало в истории человечества, передаются по наследству тем, кому сейчас 40 или 30 лет, которые не пережили этого сами. Многие из них не желают слышать о Сталине-деспоте, палаче и убийце. Насколько мне известно, сам он никого не расстреливал, но вроде бы при пытках присутствовал. Но не это главное. Главное, что он подписывал массовые списки, рекомендованные к расстрелу, со своей короткой резолюцией «расстрелять». Известно также, что все эти люди, которых он посылал на смерть, впоследствии были реабилитированы, то есть у них не было никакого преступления за душой даже по меркам советского законодательства. Это был террор, имевший характер абсолютно беззаконного беспредела, напоминающего то, что сделал Пол Пот со своей Камбоджей.
И то, что новейшее, не пережившее всех ужасов сталинизма поколение 30–40-летних не желает ничего об этом слышать, очень печально. Поэтому всякое действие нашей общественности, которая настаивает, чтобы вновь и вновь был прочитан «Архипелаг ГУЛАГ», чудовищные документы тех времен, — это усилия благотворные. Создавать будущее, опираясь на ложь, невозможно.
Причины такого преклонения более-менее очевидны. Дело — в приходе капитализма в нашу страну. В свое время я так и назвал Россию — это Дикий Запад. Это уже Запад, но еще ужасно дикий, со всеми привычками, сохранившимися со времен царского и советского самодержавия. Нашествие частной собственности на жизнь и быт советского народа произошло так мгновенно и так неожиданно варварски, что до сих пор оно не переварилось, никак не уложится в нормальные, цивилизованные формы жизни. Поэтому все наше население оказалось в растерянности перед совершенно новой действительностью, где главный закон — ты сам отвечаешь за собственную жизнь. И этим законом охотно стали пользоваться в самых низменных интересах разнообразные слои нашего общества сверху донизу, от бандитов до высших чиновников.
Мы до сих пор не можем опомниться, как же нам обустроить Россию так, чтобы она стала просвещенной и цивилизованной страной, ориентированной на лучшие образцы, придуманные человечеством. Вот эта растерянность и отсутствие ориентиров, внятных лидеров и новых правил — это все смешалось, перевернулось, замутилось, и тут-то и всплыли надежные, как казалось, ориентиры прошлого: стальная рука, царь-батюшка, продажные чиновники, но зато приедет барин, он нас всех рассудит…
— Так, может, это генетический код русского народа?
— Это не генетический код. Генетика у русского народа, конечно, своя есть, но она определяет его национальный характер, то, что потом так замечательно выразили наши великие классики в литературе. Есть могучий русский национальный характер, во всех отношениях положительный и основанный на вечных нравственных ценностях. А что касается рабской составляющей, привычки ориентироваться на хозяина, на царя-батюшку, — это не генетический код, а наша история, еще со времен первых царей. Но это изживаемо. Нечто подобное прошли народы Европы, которые, слава Богу, добрались до правил более человеческих и сумели их воплотить в общественной и государственной жизни. Мы тоже встали на эту дорогу, но идем задом наперед и никак не развернемся в правильную сторону.
— Тогда про ваш генетический код, про корейскую часть…
— Когда отца взяли, мне не было еще и двух лет. Ни сестра, ни я не успели познакомиться с корейской родней и даже общиной, которая была уже тогда в Москве немалой. Поэтому корейская часть моего рода никак не принимала участия в нашем с сестрой воспитании. А после того как отца взяли, вскоре отправилась в свой многострадальный путь и наша матушка — как жена изменника Родины. Она отправилась на 8 лет лагерей и ссылки, и все наше воспитание проходило в кругу нашего русского корня. Был такой клан (он и сейчас существует) семьи Всесвятских. Наши дедушка и бабушка, представители этого клана, занялись нашим воспитанием, затем мы перешли в руки наших тетушек.
Поэтому мы с сестрой имели только русское окружение, русскую культуру. Я ни единого слова, ни единого звука по-корейски не знал и не знаю до сих пор. Хотя в Корее я побывал, но это уже во времена перестроечные, даже позже, когда на десять дней отправился в Сеул по приглашению тамошнего Пушкинского дома. Пожалуй, этим и исчерпывается мое знакомство с корейской культурой. А когда мне удалось добиться реабилитации отца и матери, возникли корейские родственники, мы познакомились, но это так и не переросло в более тесные отношения.
— Но в перестройку, когда повсюду разоблачали Сталина, люди-то в это поверили. А в 90-е поняли, что их обманули те, кто разоблачал. Многие из них дорвались до власти и начали набивать себе карманы. У вас есть претензии к демократическому сообществу в связи с этим?
— У меня претензий нет. Иначе выстраивается картина сознательного обмана: собрались какие-то обманщики, которые сознательно обманули всех остальных. Я с этим категорически никогда не соглашусь. Речь идет о некотором естественном процессе, в том числе психологическом и идеологическом. Никто не успевал подняться над происходящими процессами сверху и сказать, куда надо двигаться. Я так полагаю, что Чубайс с Гайдаром, которые действительно выручили страну в очень тяжкую для нее минуту, не могли предвидеть, во что выльется огромная мгновенная приватизация, которую они провели. Но это, видимо, необходимые корчи при рождении новой страны и нового общества. Они продолжаются и сейчас, и мы являемся их свидетелями. Вот вы говорите: могли бы, но не сумели. А я бы сказал: сумели, как могли.
...
Che Teodor ( Слушатель ) | |
23 дек 2016 08:35:24 |
Цитата: osankin от 22.12.2016 23:33:29
TAU ( Слушатель ) | |
23 дек 2016 10:51:36 |
Цитата: ЦитатаЭто уже Запад, но еще ужасно дикий... Нашествие частной собственности... произошло так мгновенно и так неожиданно варварски, что до сих пор оно не переварилось, никак не уложится в нормальные, цивилизованные формы жизни. Поэтому все наше население оказалось в растерянности перед совершенно новой действительностью, где главный закон — ты сам отвечаешь за собственную жизнь... Мы до сих пор не можем опомниться, как же нам обустроить Россию так, чтобы она стала просвещенной и цивилизованной страной, ориентированной на лучшие образцы, придуманные человечеством. Вот эта растерянность и отсутствие ориентиров
osankin ( Слушатель ) | |
23 дек 2016 12:44:17 |
Цитата: TAU от 23.12.2016 07:51:36
TAU ( Слушатель ) | |
23 дек 2016 18:34:34 |
Цитата: osankin от 23.12.2016 09:44:17
Иванова Маша ( Слушатель ) | |
23 дек 2016 10:47:06 |
Цитата: osankin от 22.12.2016 23:33:29
Удаленный пользователь | |
23 дек 2016 15:32:54 |
Цитата: osankin от 22.12.2016 23:33:29