Цитата: Teiwaz от 29.12.2016 17:30:45Позволю сказать неприятную вещь. На самом деле, рынки на дороге не валяются. И если для каких-то программ, например финансовой поддержки, эти территории убыточны, то происходит сие потому, что эти программы дотируют собственных производителей, разворачивающихся на этих осваиваемых рынках. Можно кушать брюкву и ни от кого не зависеть, а можно сникерсы, но часть покупки придётся оплачивать тем, кто привёз на продажу эти сникерсы.
Это один из этапов поглощения или формирования рынка. Далее - появляются заинтересованные в ресурсах территории. В том числе и в рабочей силе. Они могут вкладывать деньги для формирования производств, заточенных под уже освоенные рынки.
Например, в Польше окопалось огромное количество немецких лавочек, являющихся филиалами или кооперационными предприятиями с головной конторой. Почему? Потому что у Фольксвагена есть свой сегмент рынка, а у Сталевой Воли - нет. Точно так же - у МАЗа, как бренда, рынка не будет. Его и сейчас практически нет. Скорее всего его прихлопнут. Это очень жаль, но вот оно так. Но у машиностроения перспективы останутся. В качестве кооперационных предприятий с мировыми конечными производителями.
Подобная ситуация будет характерна для всех сегментов экономики.
У РФ была возможность загрести эту территорию вместе с её покупательной способностью и производящими ресурсами. При этом, издержки были бы минимальными по сравнению с другими претендентами. Но этого не случилось. В результате "союза" удалось только слегка приморозить центробежные силы, заложенные в саму структуру постсоветских государств.
На реализацию реинтеграционного проекта, видимо, не хватило ни ума, ни воли. Сейчас, в ходе кризиса отношений, очевидно, что никакой осмысленности не прибавилось. А отказаться от рынка - это любой дурак может. Запросто. На то он и дурак.
Рекомендую почитать подряд решения тогда еще Европейского Сообщества от 1991 и до 1999. Тогда ЕС еще не превратился в говорильню и был вполне себе серьезной экономико-политической структурой. Постараюсь объяснить на пальцах:
Сам по себе рынок не стоит ничего, если он не способен давать вещественную прибыль: сырье, товары, услуги. Поставлять товары/услуги/сырье в какую-то страну за деньги/векселя без вещественного наполнения — мазохизм или же показатель колониальной зависимости. В экономике действует принцип — ты мне, я тебе.
У ЕС отсутствует сырье, почти 80 % всего сырья ЕС импортирует начиная с середины 1980-х. Половина импорта идет из России. Не будет сырья, не будет товаров и услуг внутри ЕС. Россия же не имела потребительских товаров, половина импорта. Чтобы обмен работал, в 1990-е требовалось гарантировать стабильность транзитных путей (а) Россия-Прибалтика-Германия, (б) Россия-Белоруссия-Польша-Германия, (в) Россия-Украина-Словакия/Венгрия-Чехия-Германия.
Польша, Прибалтика, Чехия, Словакия и Венгрия были способны давать и ЕС, а точнее Германии прибыли. Эта прибыль называлась «транзитное положение» и поступление сырья. Белоруссия и Украина были способны давать прибыли России, и эта прибыль также называлась «транзитное положение» и обмен сырья на производственные товары.
Для гарантии транзита была создана программа (а) интеграции Белоруссии, Украины к России, (б) Прибалтики, Польши, Чехословакии и Венгрии к ЕС/Германии. Германия и Ельцинская Россия поделили зоны влияния, немного в ущерб России, но Россия не смогла проглотить даже то, что ей дали с барского стола «победители». По соглашению (а) Россия с одной стороны дотировала (отдавала часть товарной массы и сырья) Белоруссию и Украину, и использовала их как перевалку сырья в ЕС (посмотрите старые контракты, именно Россия несла ответственность за поведение этих стран) за что получала товарную массу, (б) Германия через фонды ЕС дотировала (отдавала часть сырья) страны ВЕ и Прибалтики (за это Россия в 1997-1999 не протестовала против их принятия в НАТО).
С 1999 стороны стали проводить одновременно две стратегии (а) диверсификация источников поставок в обход транзитных стран (=минимзация транзитной ренты), которая реализовалась за счет России и ЕС/Германии, (б) интеграция транзитных стран в экономическое поле России и ЕС/Германии (=получая сырье и товарную массу, они должны были минимизировать давление на экономику метрополий).
Первая стратегия была успешна и к 2019 году транзитные выплаты прекратятся полностью, как со стороны ЕС (=вся ВЦЕ и Прибалтика будет снята с каких либо дотаций) так и со стороны России. ЕС публично заявила о снятии ВЦЕ и Прибалтики с дотаций еще в 2009, Россия заявила о снятии Украины и Белоруссии с дотаций в 2015.
Вторая стратегия была частично успешной для Германии и провальной для России.
Германия действительно смогла возвратить большинство дотаций ВЦЕ и Прибалтике с помощью своих фирм основавшихся в этих странах. Проблема заключается в том, что в этих странах так и не появилось самостоятельной производственно сырьевой сферы и после 2019 года и снятия их с дотаций, большинство секторов схлопнется, но не все. Конкурентноспособное сохранится и будет служить рейху (=Германии) и дальше, но это не как рынок, а как вспомогательный кластер для немецких производителей и потребителей. Население будет верно служить хозяевам (за еду), как их предки служили на протяжении тысячи лет. В ЕС это вполне общеизвестный факт, хотя прикрывается пафосными речами о конкурентноспособности, новой экономики и т.п. В связи с этим ВЦЕ истерит и используя лоббистов нападает на диверсификационные проекты, хочет продлить свою халяву хотя бы еще на несколько лет.
Россия не смогла успешно встроить Белоруссию и Украину в свою экономическую модель. Виной тому неспособность построить горизонтальную систему подчинения и проверки на подмандатных территориях (спасибо старым кадрам). Как результат ресурсы вкладываемые в эти две страны были по большей части разбазарены (проедены), а по меньшей частью взяты под контроль структурами подконтрольными западу и обогащали лиц ассоциированных с ним, одновременно деградируя (как например МАЗ). Отсутствия контроля со стороны России привело к тому, что эти структуры решили переиграть раздел сфер влияния от 1999 и закрепить свое положение в этих странах, в надежде на дополнительные прибыли. Вот только Россия «перевернула стол» — просто публично отказав в дотациях и походя уничтожив остатки прибыльных секторов. Украина и Белоруссия стали никому не нужны.
У Украины и Белоруссии был шанс на реинтеграционный проект, но они его слили. Вместо того, чтобы отдавать сектора под Россию и встроить их в систему, они их выжимали для себя. Теперь эти сектора умерли, а Россия создала свои. Для России Белоруссия + Украина == 5-7 % российской экономики == 1-2 года собственного роста при некалькулируемых затратах. Белоруссия и Украина незаметно опустилась в категорию стран как Эфиопия, Йемен, Гана, Боливия. Много ли желающих захватить эти рынки? Мороки много, прибыли ноль. Запад же (как и Россия сама), конечно может создать отверточную сборку низкого передела (если Россия окончательно не закроет свой рынок), вот только заработать с потогонок — утопия. Создать на базе чужих потогонок новые сектора — для малых стран утопия. Даже Китай на это потратил 50 лет и только в середине пути. Сейчас у Белоруссии и Украины впереди только десятилетия нищеты и вымирания. Россия же идет дальше.