Цитата: Alexxey от 03.01.2017 20:09:20SpaceX вчера выпустили обновление по аварии 1 сентября. В принципе, ничего нового.
Anomaly Updates, January 2, 2017, 9:00am EST
Не вдаваясь в крайне мутную физическую картину аварии - воспламенение композитной намотки в среде кислорода от трения последнего о первую
, хочу заметить, что в докладе присутствует и более реалистичный на мой взгляд сценарий.
Цитата: ЦитатаПод действием давления, кислород в такой складке может оказаться в ловушке, ломая волокна намотки, или воспламениться от трения об неё, в результате чего COPV разрушается.
Т.е., сначала происходит разрушения силовой намотки, потом прочностное разрушение лейнера. Причем, как следует и текста, механические повреждения лейнера (вмятины) обнаружены и на других баллонах. Возникает законный вопрос, почему ничего не говорится о причинах возникновения таких механических повреждений и почему возможность появления таких повреждений не была выявлена на ранних этапах отработки. Можно с большой долей уверенности утверждать, что у нас такой дефект был бы выявлен на этапе автономных доводочных испытаний агрегата.
Дальше интереснее
Цитата: ЦитатаВ краткосрочной перспективе это влечет за собой изменение процедуры заправки COPV гелием, – при более высокой температуре и в тех режимах, которые использовались ранее и многократно подтверждены в более чем 700 успешных заправках COPV. В долгосрочной перспективе, SpaceX будет осуществлять конструктивные изменения в COPVs для полного предотвращения образования складок, что позволит ускорить процедуру заправки.
В переводе на нормальный язык это означает, что было проведено изменение технологии заправки. Изменение технологии было проведено
без проведения необходимой технологической отработки, без проведения всестороннего анализа работоспособности конструкции в новых условиях, без анализа вероятности возникновения критичных отказов и анализа последствий таких отказов. Плюс, судя по всему, механическое повреждение лейнеров явилось полной неожиданность для специалистов SpaceX, что как бы намекает на то, что периодические испытания баллонов с дефектацией или не проводятся, или объем испытаний не обеспечивает выявление дефекта.
Сам факт принятия решения о проведении конструктивных изменений косвенно свидетельствует, что обе аварии имеют одну и ту же причину. Но тут очевидно над SpaceX довлеет задел. Оперативно изменить конструкцию невозможно, а пускать требуется оперативно. Поэтому откатывают технологии заправки назад и будут летать с лейнерами, получающими в процессе эксплуатации механические повреждения. А почему нет?
P.S. К слову эта ситуация крайне наглядно развеивает миф о всемогуществе модного нынче "рискоориентированного менеджмента". Наверняка SpaceX имеет супер-пупер навороченную систему управлениями рисками и тем не менее допускает канонический проёп. Не скажу, что у нас такое не возможно - у нас и более эпические попандосы случались. Но в целом, действующая в отрасли методология разработки и отработки конструкции и технологии позволяет выявлять (ну или позволяла выявлять)
такие дефекты на ранних стадиях без наличия формализованной системы управления рисками.
P.P.S.Правда при наличии квалифицированного персонала и соблюдения установленных правил и норм.