Обсуждение космических программ
9,237,471 41,501
 

  Фёдор144 ( Слушатель )
10 янв 2017 19:41:29

к вопросу по инспекции турбин авиадвигателей в контексте экспуатации в составе ЯЭУ

новая дискуссия Дискуссия  496

 
первую инспекцию проточной части турбины высокого давления проводят после 3000 часов эксплуатации, затем каждые 1000 часов. с крыла снимают при достижении 9000 часов.
 
эта турбина требует довольно интенсивного охлаждения. имхо, не очень подходит в качестве аналога для сравнения.
 
а вот турбина низкого давления выглядит существенно лучше в этом качестве. ее проточную часть на крыле не инспектируют и охлаждения она не требует. турбина работает при ном. температурах около 900°С и мах. температурах около 1100°С.
 
я полагаю, что температура теплоносителя на выходе из реактора будет существенно ниже этих значений и не стоит беспокоиться о состоянии проточной части.
 
а вот уплотнения и подшипники заслуживают особого внимания.

 
скорее всего опорные узлы нужно будет выносить достаточно далеко от горячей части турбины, а для уплотнения использоватъ магнитные жидкости. они неплохо себя показали на испытаниях супермаховиков (Гулиа & Со)
 
  • +0.06 / 4
  • АУ
ОТВЕТЫ (11)
 
 
  caSmith ( Слушатель )
10 янв 2017 20:28:12

Зачем гадать?
Цитата: ЦитатаТемпература газовой смеси на входе в реактор1200, а на выходе 1500К (1227 С).

https://m.geektimes.ru/post/253368/
  • +0.02 / 1
  • АУ
 
 
  Фёдор144 ( Слушатель )
10 янв 2017 21:09:41

 
спасибо. интересная статъя.

 
температура лопаток и диска 1300К. т.е. как у нас на турбине низкого давления.
 
учитывая отсутствие кислых горячих газов на турбине, вполне можно предположить высокий срок службы.
 
а вот пошипники и уплотнения ...
 
ну и общие перспективы
  • +0.02 / 1
  • АУ
 
 
 
  caSmith ( Слушатель )
10 янв 2017 21:39:30

На момент написания статьи перспективы были еще хуже, чем сейчас. Но и тогда основные проблемы - это сам корабль и капельный радиатор. На днях была статья, что капельное охлаждение продвинулось вперед. К сожалению, нет. Это недопонимание... Корабль и радиатор спроектировать не смогли. 
И поезд уже ушел. Видимо, "энергетикам" больше нравится А5 с Федерацией. Синица в руках,  а стоит как журавль.Улыбающийся
  • -0.02 / 1
  • АУ
 
 
 
 
  перегрев ( Слушатель )
10 янв 2017 23:46:09

Уважаемый Вы статью читали? Если хоть малейшее отношение к технике, то должны понимать, что такое изделие не получится сделать ни за 17 млрд, ни за 30, ни за 50. Это не журавль, это задача клонирования птеродактиля, причем что б получилось с первой попытки.
P.S. 
Цитата: Цитата..а в НИТИ в Сосновом Бору строится наземный образец ЯЭУ. Запуск этой установки планируется на 2015 год, и такой запуск будет безусловной победой ядерной инженерной науки.

Что по факту имеем на конец 16? Технологические испытания корпуса с замером деформаций. 
  • +0.05 / 4
  • АУ
 
 
 
  перегрев ( Слушатель )
11 янв 2017 00:04:42

Статья замечательная, не без мелких неточностей, но совсем мелких
Цитата: Цитататемпература лопаток и диска 1300К. т.е. как у нас на турбине низкого давления.

Оборотов на Вашей турбине тоже 60 000?
Так, что б для истории сохранилось, что,  отдельные товарищи собирались сваять двумя пальцами левой ноги помимо реактора, двигателей, теплообменников нужно сделать за 30 млрд. рублей
Цитата: Цитата...турбокомпрессорные установки, работающие на 60000 оборотах в минуту c температурой на турбине 1500К непрерывно 10 лет...
  • +0.04 / 3
  • АУ
 
 
 
 
  Фёдор144 ( Слушатель )
11 янв 2017 13:11:04

 
тема плавно плывет в неизвестном направлении.
 
изначально вы спросили как часто необходимо инспектировать проточную часть.
 
я вам ответил, что турбину низкого давления не инспектируют и также написал, что особое внимание нужно уделить не проточной части, а именно подшипникам и уплотнениям.
 
теперь вас обороты наших турбин интересуют. опять же с прицелом на подшипники и уплотнения. и их ресурс.
 
докладываю.
 
максимальные обороты турбины низкого давления 10 000 об/мин.
максимальные обороты турбины высокого давления 20 000 об/мин.
 
они ограничены по условиям эффективной работы компрессора и вентилятора, а не по подшипникам.
 
например максимальные обороты древней ВСУ АИ-9 составляют 40 000 об/мин.
 
важны не столько обороты сами по себе, сколько терминальная скоростъ на конце лопатки и нагрузки на подшипники.
 
ну это вам любой справочник конструктора-машиностроителя скажет.
 
с третъей стороны совершенно нет необходимости крутить турбину до 60 000 оборотов и лепить туда газодинамические подшипники, если это так сложно отработать.
 
тот же Гулиа на своих маховиках ставил магнитные подвески.
 
да и обычные керамические подшипники держат вполне себе неплохо и высокие обороты и высокие нагрузки.
 
мы поставили на ротор высокого давления 20 000 оборотов и 20 МВт.
 
не так страшен черт. совсем нет необходимости в каждом конкретном случае изобретать колесо. очень часто подходящие решения уже кем-то применены и их нужно адаптировать.
 
кооперация рулит.
  • +0.12 / 9
  • АУ
 
 
 
 
 
  caSmith ( Слушатель )
11 янв 2017 14:52:43

Забудьте уже.Улыбающийся Тему из ФКП давно убрали. Не смогла, короче. Зато пропиарились.
  • +0.01 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  Фёдор144 ( Слушатель )
11 янв 2017 15:59:54

 
а мы разве ФКП обсуждаем?
 
вполне себе техническая тема. или если в ФКП нет буксира, то уже никогда не станет вопрос его создания?
 
а если станет такой вопрос, то обойдутся без турбины?
 
времена меняются и через пару лет ветер подует в сторону более тесной кооперации. и то, что не получается в-одиночку, вполне себе можно будет сделать сообща.
 
имхо разумеется
  • +0.06 / 5
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  caSmith ( Слушатель )
11 янв 2017 18:11:21

Ну как бы тема "Обсуждение космических программ".
Но в контексте "а могло бы быть" - по уже потведенной статье можно судить о том, что с турбинами проблем не было. С конструкцией. Вопрос в родтверждении ресурса турбоагрегата.Улыбающийся Если даже открутится на грунте, то не факт, что в невесомости подтвердится ресурс.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  Foxhound ( Слушатель )
11 янв 2017 20:24:03

Не убралиПодмигивающий. Были слухи от Комерсанта, которые впоследствии опровергли.

upd. 

там вообще вроде как 2(!) проекта ЯЭУ - термоэмиссионная для военных (спутники) и эта (перспективная для более мощных аппаратов) и в обоих имеют интерес в МО.
  • +0.04 / 3
  • АУ
 
 
 
 
 
  перегрев ( Слушатель )
11 янв 2017 18:37:02

Да никто никуда не плывет
Цитата: Цитатаизначально вы спросили как часто необходимо инспектировать проточную часть.




я вам ответил, что турбину низкого давления не инспектируют и также написал, что особое внимание нужно уделить не проточной части, а именно подшипникам и уплотнениям.
 
теперь вас обороты наших турбин интересуют. опять же с прицелом на подшипники и уплотнения. и их ресурс.
 
докладываю.
 
максимальные обороты турбины низкого давления 10 000 об/мин.
максимальные обороты турбины высокого давления 20 000 об/мин.
 
они ограничены по условиям эффективной работы компрессора и вентилятора, а не по подшипникам.

 Т.е. не обслуживаемая турбина с 60 000 оборотами в минуту Вам неизвестна. 
Цитата: Цитатанапример максимальные обороты древней ВСУ АИ-9 составляют 40 000 об/мин.

И что? Что должны символизировать 38 500 оборотов древнего агрегата с расходом 0,38 кг/с и весом в 45 кг?
Цитата: Цитатаважны не столько обороты сами по себе, сколько терминальная скоростъ на конце лопатки и нагрузки на подшипники.
 
ну это вам любой справочник конструктора-машиностроителя скажет.

У меня есть предложение, перестать нести ахинею высказывать категоричные и неверные суждения под видом сакральных откровений. Обороты турбины являются исходными данными для её расчета. А профилирование, "терминальные скорости" (кстати, а что это такое), нагрузки и пр. все это уже потом.
Цитата: Цитатас третъей стороны совершенно нет необходимости крутить турбину до 60 000 оборотов и лепить туда газодинамические подшипники, если это так сложно отработать.

Вам безусловно виднее. Конечно можно использовать готовую авиационную турбину (кстати с какого двигателя?) и готовые магнитные подшипники от фрезерного станка. Совершенно очевидно, что такую конструкцию будет совсем не сложно отработать
Цитата: Цитататот же Гулиа на своих маховиках ставил магнитные подвески.
 


да и обычные керамические подшипники держат вполне себе неплохо и высокие обороты и высокие нагрузки.
 
мы поставили на ротор высокого давления 20 000 оборотов и 20 МВт.
 
не так страшен черт. совсем нет необходимости в каждом конкретном случае изобретать колесо. очень часто подходящие решения уже кем-то применены и их нужно адаптировать.
 

кооперация рулит

Да вообще без проблем. Предлагаю для надежности поставить одновременно и магнитные подшипники, и керамические. А то меня терзают смутные сомнения как ротор на магнитных подшипниках через критику переберется? А через две?
P.S. Мне совершенно непонятно, что Вы пытаетесь доказать? Если Вы пытаетесь доказать мне, что создание турбомашинной части энергетической установки атомного планетолёта представляет вполне решаемую сегодня инженерную задачу, то Вы напрасно теряете время. Если Вы, хотите крупными мазками обрисовать как такая установка будет выглядеть, то для этого совершенно не обязательно затевать дискуссию. Напишите пост, ну там, турбомашинный агрегат должен включать: авиационную турбину, магнитные подшипники, уплотнители из фуллеренов, СУ подшипниками на основе нейронной сети, чего там еще из новомодного, во, обязательно еще нанороботы для выполнения мелкого текущего ремонта. С удовольствием почитаю. Улыбающийся
  • +0.00 / 6
  • АУ