Белоруссия: проблема геополитического выбора
21,421,497 102,047
 

  Удаленный пользователь
11 янв 2017 01:32:33

"Если получим всего 16 млн тонн нефти, столкнёмся с глубоким падением ВВП"

новая дискуссия Дискуссия  171

За первый квартал 2017 года россияне планируют поставить в Беларусь только 4 млн тонн нефти. Если так пойдёт дальше, в этом году на белорусские НПЗ придёт только 16 млн тонн "чёрного золота". Это мало даже по сравнению с 18 млн тонн нефти, которые мы приобрели у России в 2016 году. И это при том, что Беларусь рассчитывала на 24 млн тонн нефти, а в этом году до момента подписания нового договора действует прошлогоднее соглашение.



Директор исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик вспоминает, как в 2010 году, когда перед белорусскими президентскими выборами отношения с Россией обострились, Россия разрешила Беларуси приобрести только 14 млн тонн нефти. "Когда у нас [с Россией] напряжённые отношения, нефть ― это как рычаг с российской стороны. Держать нас в состоянии неопределённости, держать нас в состоянии бесконечных переговоров по поводу того, сколько нам продадут нефти, мне кажется, это российская позиция", ― утверждает эксперт.
Сколько стоит нефть и почему России её жалко?
Белорусские НПЗ закупают российскую нефть за доллары. Цена тонны нефти вычисляется по формуле, которая не публикуется. В 2016 году она составляла около $180. В частности, в феврале "Белнефтехим" утверждал, что российская нефть стоит $182,63 за тонну.
Россия продаёт нефть в Беларусь, не облагая её экспортной пошлиной. Размер пошлины ежемесячно рассчитывает российский Минфин. С 1 января 2017 года она составляет $ 79,1 за тонну.
Российские чиновники нередко говорят, что бюджет РФ несёт убытки от поставок нефти в Беларусь. Мол, если бы поставки происходили в другую страну, в бюджет была бы перечислена пошлина. Соответственно, сокращение поставок нефти в Беларусь выглядит в России как экономия.
Сколько Беларусь потеряет за "нефтяную войну"?
По подсчётам экономиста Леонида Заико, каждый миллион тонн нефти, недопоставленный из России, стоил Беларуси $ 400 млн.
Экономист Ярослав Романчук утверждает, что из-за сокращения в 2016 году поставок российской нефти на 6 млн тонн Беларусь потеряла примерно $1 млрд. То есть на каждом миллионе тонн Беларусь потеряла около $150 млн.
Старший аналитик "Альпари" Вадим Иосуб оценивает потери нашей страны чуть более скромно:
"Я не готов утверждать, что речь идёт о миллиарде. Но что это сотни миллионов ― с такой оценкой я бы согласился, ― по мнению эксперта, сокращение поставок ― это серьёзный удар по белорусской экономике. ― Это больно бьёт по экспорту наших продуктов нефтепереработки, по поступлению налогов, по поступлению валютной выручки в страну".
Что такое 16 млн тонн нефти для Беларуси и какой минимальный порог поставок?
В Беларуси два нефтеперерабатывающих завода ― в Новополоцке и в Мозыре. Для полной загрузки им нужно 30 млн тонн "чёрного золота". Чем больше нефти они перерабатывают, тем больше прибыли получают и тем больше налогов платят в бюджет.
Для минимальной загрузки белорусским НПЗ нужно 7 млн тонн нефти, утверждает Леонид Заико. Таким образом, пока что мы далеко от порога, за которым у реального сектора начинаются реальные проблемы. Правда, Леонид Федорович считает, что объём российских поставок нефти в Беларусь вообще не долеж беспокоить обычных белорусов: "Если нефти будет меньше, директор "Нафтана" и шесть человек высшего руководства не получат свои премии, ― что до бюджета, то экономист замечает, что заводы переводят налоги на потребителей через формулу цены на бензин. ― В итоговой цене бензина налоги составляют примерно 50%".

Александр Чубрик обращает внимание на то, что сокращение российских поставок нефти бьёт по белорусскому экспорту: "16 млн тонн ― это, фактически, наш годовой объём экспорта нефтепродуктов. В лучшие годы. Около 7 млн тонн мы потребляем, и около 16 млн тонн продаём на экспорт. Это если мы получим от России 23 млн тонн. А если получим 16 млн тонн, Беларусь столкнётся с глубоким падением ВВП".
Что будет, если Россия продолжит сокращать поставки нефти?
"Нефтепродукты давали Беларуси до 40% валютной выручки, ― добавляет Леонид Заико. ― Нефтяной рынок ― это белорусское проклятие, так как Беларусь перестала работать: делать хорошие машины и отличные трактора... Я хотел бы, чтобы поставки нефти в Беларусь были снижены до 10 млн тонн. Нам хватит 7 млн тонн. А остальное нужно зарабатывать мозгами. Кстати, 2017 год ― год науки".

"Российская нефть ― это ресурсы, которые мы получаем здесь и сейчас. И дело в том, что мы не в той ситуации, в которой можем ожидать, например, пока заработает некая новая экономическая модель. Ресурсы нам нужны как раз здесь и сейчас, ― полагает Александр Чубрик. ― Есть два выхода из ситуации. Первый ― найти компромисс с Россией. Очевидно, он будет сопровождаться дезинтеграцией с Западом. Второе ― доработать и начать программу с МВФ. Тогда мы получим тяжёлые условия с точки зрения поставок нефти, но наш вид в глазах международных инвесторов улучшится. Мы сможем одалживать деньги за пределами России".
ссылка
Отредактировано: Alximik - 01 янв 1970
  • +0.57 / 13
  • АУ
ОТВЕТЫ (6)
 
 
  Nobody ( Практикант )
11 янв 2017 02:01:03
Сообщение удалено

11 янв 2017 06:01:37

  • +0.03
 
  lucent ( Практикант )
11 янв 2017 02:14:22

Какие-то странные эти эксперты. Не могут справиться с элементарной задачей. Пошлина на 2017 составляет 79.1 доллара с тонны. При поставках в 16 миллионов тонн, субсидирование белорусской экономики за счёт поставок нефти без пошлины составит 1.25 миллиарда долларов. 
  • +0.06 / 5
  • АУ
 
 
  Удаленный пользователь
11 янв 2017 05:02:43


Какое государство, такие и эксперты. Один просто привязал свой "минимальный объем" к внутреннему потреблению (причем, мне кажется, не учел миллион, добываемый в самой Беларуси). Почему внутреннее потребление - это минимальный объем не понятно, ведь можно покупать нефть не у России и для внутреннего потребления.
Справедливости ради, "эксперты" регулярно вещающие по российским СМИ, зачастую, не сильно лучше.  Незнающий
1,25 ярда - цифра хорошая как нижний ориентир. Это прямые потери бюджета России. На самом деле пошлина не отражает общей выгодности от таких поставок. Можно исходить из того, что нефть по 182 (из статьи) за тонну - это менее 25 долларов за бочку. При нынешней биржевой в 55. Тогда выгода относительно мировой цены получается  16 млн тонн * 7,3 (тонны в баррели) * 30 (разница в цене) = 3,5 ярда. Всего то. Конечно, контрактная может сильно отличатся от биржевой, но как верхний ориентир величины дотаций (только по нефти при нынешних ценах и для 16 млн тонн в год) вполне подходит. В очках
  • +0.59 / 9
  • АУ
 
  rusyes ( Практикант )
11 янв 2017 09:54:26
Сообщение удалено

11 янв 2017 14:01:37

  • +0.14
 
 
  slavae ( Практикант )
11 янв 2017 09:58:57

Это только предводитель дворянства никогда не протягивал руку. Современные махинаторы даже не представляют, как по другому и жить. 
  • +0.46 / 7
  • АУ
 
 
  Удаленный пользователь
11 янв 2017 10:19:05


Собственно, вся разница в "честно заработанной" прибыли. С каждого миллиона тонн (по состоянию на нынешние цены) Беларусь имеет экономию около $220 млн на разнице цен. Плюс к прибыли от самой нефтепереработки и логистики (если они есть). Последние же как вряд ли велики. Где-то видел цифру рентабельности в 3%. Если взять ее за ориентир, то переработка может принести прибыль $10-15 млн (без учета потерь на усложнении логистики) с миллиона тонн. Разница между 10-15 и 230-235 млн $ (с каждого миллиона тонн) надеюсь достаточна для того, чтобы понять причину почему ограничение поставок столь болезненно и насколько реальны пляски вокруг альтернативных поставок в качестве угрозы голым задом всем ежикам мира? При 3% прибыли (от переработки) даже если закупить 10 млн на стороне, выхлопа меньше чем от 1 млн полученного по "братским" ценам. Так что нахер не нужны никому 8 "на общих основаниях" если есть даже призрачная надежда получить хотя бы 1 на "союзнических".
Кстати 2 млн тонн сокращения (16 против 18, то есть около $400-440 млн урезания халявы) хорошо ложатся на накопленный долг за газ (вроде $419 на конец года). Случайность?
  • +0.58 / 11
  • АУ