Современные российские ВС
38,196,158 99,003
 

  Внимательный ( Слушатель )
15 янв 2017 22:40:21

Перспективы, которые могут возникнуть при производстве специальных колесных машин для РВСН

новая дискуссия Статья  307

На официальном сайте Министерства обороны Российской Федерации (МО РФ) даётся определение Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) и рассказывается о их предназначении: [1]

«Ракетные войска стратегического назначения (РВСН)род войск Вооруженных Сил Российской Федерации (ВС РФ), главный компонент ее стратегических ядерных сил (СЯС).

Предназначены для ядерного сдерживания возможной агрессии и поражения в составе СЯС или самостоятельно массированными, групповыми или одиночными ракетно-ядерными ударами стратегических объектов, находящихся на одном или нескольких стратегических воздушно-космических направлениях и составляющих основу военного и военно-экономического потенциала противника.»




Командующим РВСН является генерал-полковник Каракаев Сергей Викторович.
РВСН образованы 17 декабря 1959 года. РВСН включают в себя ракетные войска стационарного и мобильного базирования, а также специальные войска (части и подразделения ракетно-технические; ядерно-технические; инженерные; радиационной, химической и биологической защиты; связи; радиоэлектронной борьбы; геодезические; метеорологические; охраны и разведки), части и подразделения транспортной авиации и тыла. [2]

На основном вооружении их состоят все российские наземные межконтинентальные баллистические ракеты мобильного и шахтного базирования с ядерными боеголовками.






Воссоздаваемые комплексы железнодорожного базирования (БЖРК «Баргузин») / Изображение: u-ff.ru


Новым элементом в структуре войск станут воссоздаваемые комплексы железнодорожного базирования БЖРК «Баргузин».

Основой ударной мощи РВСН являются ракетные комплексы стратегического назначения (РКСН). В структуре РКСН значительную долю имеют подвижные грунтовые ракетные комплексы (ПГРК).






ПГРК «Тополь-М» (по внешнему виду не отличается от ПРГК «Ярс») / Фото: MilitaryRussia.Ru




В настоящее время на вооружении РВСН состоят ПГРК «Тополь-М», идущие им на смену ПГРК «Ярс» - усовершенствованный вариант «Тополь-М» и Московским институтом теплотехники проводятся работы по созданию нового РКСН под обозначением «Рубеж».






Новый РКСН под обозначением «Рубеж» / Изображение: militaryrussia.ru




Главком РВСН Сергей Каракаев рассказал, что перспективная ракета будет легче изделия системы «Ярс». [3]






Главком РВСН Сергей Каракаев / фото: Пресс-служба МО РФ




С точки зрения офицера-автомобилиста наибольший интерес представляют вопросы оснащения ПГРК автономными пусковыми установками (АПУ). Базой для создания АПУ являются специальные колёсные шасси (СКШ), представляющие собой многоосные колёсные машины производства Минского завода колёсных тягачей (МЗКТ). Это – машины МЗКТ-79221 (16Х16).

















Колесное шасси машины МЗКТ-79221 / Фото: МЗКТ




Кроме АПУ многоосные колёсные машины применяются в качестве других машин ПГРК, обеспечивающих эксплуатацию комплекса, размещены на шасси МЗКТ-793013 (в том числе и машина обеспечения боевого дежурства – МОБД) [4], а также для: бронированной противодиверсионной машины (БПДМ) «Тайфун-М», созданной на базе БТР-82; для машины инженерного обеспечения и маскировки (МИОМ) 15М69, созданной на шасси МЗКТ-7930 и машины дистанционного разминирования (МДР) «Листва» 15М107 на шасси КамАЗ-69501.






Машина обеспечения боевого дежурства (МОБД) на шасси МЗКТ-793013 / Фото: bastion-karpenko.ru





БПДМ «Тайфун-М», созданная на базе БТР-82 / Фото: Виталий Кузьмин






Машина инженерного обеспечения и маскировки (МИОМ) 15М69 / Фото: w0rld0ftanks.ru





МДР «Листва» 15М107 на шасси КамАЗ-69501 / Фото: bastion-karpenko.ru




Входящие в состав ПГРК машины в основной массе производятся на МЗКТ.






Защитное устройство ШПУ / Фото: Пресс-служба МО РФ




Кроме ПГРК на службе в РВСН имеются шахтные пусковые установки (ШПУ), для обеспечения которых также применяются автомобили. Так для транспортно-установочного агрегата 15Т414, предназначенного для транспортировки, временного хранения и установки в ШПУ ракеты (МБР РТ-2ПМ2 (15Ж65) «Тополь-М), применяется седельный тягач МЗКТ с колёсной формулой 8х8.






Транспортно-установочный агрегат 15Т414 / Фото: img-fotki.yandex.ru




Из этого краткого анализа марочного состава СКШ, применяемых в РВСМ становиться очевидным, что в находящихся в постоянной боевой готовности частях и соединениях, имеющих на вооружении ракетные комплексы, боевая готовность в немалой степени зависит от укомплектованности автомобильной техники и исправности её, особенно СКШ.

В свою очередь укомплектованность РВСН СКШ в значительной степени определяется возможностями промышленности по созданию и выпуску этих машин.

Ещё во времена СССР заводами, производящими СКШ для ВС являлись: МЗКТ в Минске, Курганский завод колёсных тягачей (КЗКТ) в Кургане (специализировался на производстве аналогов машин, выпускаемых МЗКТ). В основном заводом выпускались седельные тягачи для автомобильных полков тяжёлых машин, предназначавшихся для перевозки танков на большие расстояния. Описание конструкций автомобилей, производимых на заводах МАЗ, МЗКТ и КЗКТ и их технические характеристики приведены в статье Специальные колёсные шасси (часть 1).[5]

Что же касается машин, производимых БАЗ, а с марта 2010 года ОАО «БЗКТ Алмаз-Антей» - совместное предприятие ЗАО «БАЗ» и Концерна ПВО «Алмаз-Антей», то краткая история их создания, описание конструктивных особенностей и ТТХ отражены в статье «Специальные колесные шасси (часть 2)». [6]

Так сложилось, что БАЗ (в последующем БЗКТ) специализировался на производстве СКШ для тактических и оперативно-тактических ракетных комплексов и для систем ПВО. В настоящее время он полностью переориентирован на производство машин для систем ПВО Воздушно- космических сил РФ. И этому есть экономические причины. Чтобы не погибнуть, заводу пришлось самостоятельно, без поддержки правительства, изыскивать средства. Что и привело завод под крыло концерна. Это обстоятельство позволило заводу выжить во времена «Сердюковщины» и продолжить работать по своему профилю.


Довольно много материалов и времени изучению проблем этих заводов и выпускаемых на них образцов техники уделил автомобильный журналист Александр Привалов. Конспективно об этом повествует Лев Романов в своей статье, опубликованной в Вестнике Мордовии. [7]

В статье отмечается, что в ОАО «КамАЗ» по заданию Правительства РФ со второй половины первого десятилетия, а именно с 2007 года, были начаты проектные работы по созданию семейства машин в рамках программы «Платформа-0», а с 2010 года начались опытно-конструкторские работы. По проекту «Платформа-0» предусматривалось создание семейства из машин: КамАЗ-7850 – платформа с колёсной формулой 16х16 грузоподъёмностью в 85 т, КамАЗ-78509 – машина с колёсной формулой 12х12 грузоподъёмностью в 50 т и КамАЗ-78504 – седельный тягач для буксировки полуприцепов большой грузоподъёмности. Кроме этого предусматривалось создание балластного тягача для буксировки прицепов большой грузоподъёмности массой до 75-и тонн. Предполагалось, что КамАЗ-7850 сможет развивать по пересечённой местности скорость до 40 км/ч и преодолевать брод глубиной до 1,5 м.
















                                               Семейство машин, созданных по проекту «Платформа-0» / Фото: vestnik-rm.ru

Отличительной особенностью создаваемых машин должен стать модульный принцип их строительства, когда из набора определённых модулей можно создавать шасси той или иной грузоподъёмности. К другой особенности этих машин следует отнести применение на них электро-механической трансмиссии. В данном случае, с целью исключения потерь мощности в многочисленных агрегатах механической трансмиссии, электромеханическая позволяет преобразовать выработанную силовым агрегатом электрическую энергию в механическую работу в электро-мотор колёсах и повысить общий КПД машины.

Первый показ ходового макета такой машины состоялся на форуме Минобороны России в 2015 году. Но известно, что с началом государственных испытаний потеряли образец КамАЗ-78504. [8]

В указанных материалах, со ссылкой на г. Привалова, рассказывается о возможных причинах неудач по программе «Платформа-0». Говорится о том, что КамАЗ перепоручил дальнейшее выполнение работ по этой программе своему дочернему предприятию АО «Ремдизель», основная специализация которого – ремонт машин, в том числе и марки МЗКТ, но никак не проектно-конструкторская работа. А это уже становится похожим на сложившуюся в стране схему «распила» государственных средств, выделенных по Гособоронзаказу.

Из статьи автора под НИК-ом cosmos111 так же известно, что в 2015 году была утверждена новая тема по созданию многоосных шасси с нагрузкой на ось в 15 тонн под шифром «Компрессор». Данной НИОКР предполагается разработка СКШ с гидромеханической трансмиссией. Но пока не определились с исполнителями, возможно будет поручена её разработка Автозаводу «Урал», входящему в состав «Группы ГАЗ», не известно кто и как займётся созданием дизеля мощностью от 2000 л.с. (Возможно по массо-габаритным показателям будет необходим ГТД).

Как бы то ни было, но ясно, что производство российского СКШ для РВСН откладывается на неопределённый срок.

А в чём же дело, чем не устраивают руководство страны СКШ для РВСН, производимые в сопредельной к нам стране Республике Беларусь (РБ). Всё дело в том, что РБ – независимое государство, стремящееся всячески доказать свою независимость, в первую очередь от России.

Это привело к тому, что идея создания союзного государства никак не может найти своего воплощения в жизни. Стремясь доказать всему миру свою независимость Президент РБ А. Лукашенко обвинил РФ в агрессии против Грузии в Войне 08.08.08 г. О складывающихся непростых взаимоотношениях между нашими странами рассказал Кирилл Аверьянов-Минский в статье, опубликованной 28 октября 2016 года.[9]

21 апреля 2016 года в Национальном собрании с ежегодным посланием к народу и парламенту президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что Кремль – главное препятствие на пути республики к международному признанию, в то время как мировые державы требуют от белорусов играть более активную и значительную роль в мировой политике. [10]

В условиях системного кризиса г. Лукашенко не знает кому бы продать за сумму, значительно превышающую реальную стоимость, МЗКТ. Он готов передать РФ МЗКТ за месторождение нефти, чтобы РБ могла добывать на территории России 10 млн. т. нефти в год, требует за безценок продавать ему газ. На фоне этих разногласий сам Лукашенко и члены его делегации не прибыли 26.12.2016 года в Санкт-Петербург на саммиты ЕАЭС и ОДКБ.

Эти соображения могут вызывать определённые сомнения в гарантированности поставок СКШ для РВСН РФ из РБ.

Вывод: представляется целесообразным, учитывая острую нехватку в РБ денег, заблаговременно закупить и создать запасы СКШ, с учётом планов переоснащения РВСН новыми ракетами и освежения техники, на базах хранения МО РФ, чтобы не допустить снижения укомплектованности войск этими машинами вплоть до начала производства в России.




ЦитатаДалее следует высказать некоторые соображения об исправности СКШ.

Приказом МО РФ 1996 года №255 даны значения коэффициента технической готовности автомобильной техники (КТГ) для войск РВСН. (КТГ – отношение исправных машин к машинам по списку). Для оценки «отлично» КТГ должен составлять не ниже 0,98 (более половины проверенных машин оценены «отлично»), оценка «неудовлетворительно» ставится части, если КТГ ниже 0,95. [11]

Поддержание КТГ на таком, весьма высоком, уровне возможно только при условии строгого соблюдения норм периодичности технического обслуживания, определённых приказом МО РФ №1919. [12]

Определённые виды работ при обслуживании требуют участия специалистов предприятия промышленности, например, регламентные работы по гидромеханической трансмиссии.

Привлечение для выполнения этих работ специалистов МЗКТ – граждан другого государства нежелательно хотя бы из соображения секретности. Мало того, что российские правоохранители не могут их привлекать за разглашение конфиденциальной информации. Даже наоборот, граждане РБ, как добропорядочные граждане своей страны, обязаны информировать свои компетентные органы о состоянии дел в армии потенциального соперника. А уж как распорядится КГБ РБ с полученной информацией, это только господину Лукашенко известно.

Вероятно, необходимо обязать руководство АО «Ремдизель», а именно его генерального директора Фаиза Хафизова, интервью у которого в декабре 2016 года взял Андрей Фролов, принять более активное участие в работе сервисных центров для СКШ РВСН.[13] При этом г. Хафизову не следует мечтать о собственном производстве машин МТ-ЛБ, производство которых давно налажено в ОАО «Муромтепловоз». [14]

Основная базовая модель, выпускаемая данным предприятием – МТ-ЛБМ (Объект 6М), только у этой модели существует для армии 13 модификаций. Возможно г. Хафизову следует задуматься над созданием, скажем на базе балластного тягача, ремонтно-эвакуационной машины колёсной тяжёлой (РЭМ-КТ), способной буксировать неисправную АСУ ПГРК «Тополь-М», имеющей полную массу в 120 т. и, при потребности, выполнять нетрудоёмкие работы по ремонту и техническому обслуживанию машин ПГРК в полевых условиях и на марше. Создание такого тягача, к слову сказать, предусмотрено в НИОКР «Платформа-0» и «Компрессор».

Вывод: Выполнение этих и других, не указанных в данной статье, мероприятий по ТО и ремонту позволит обеспечить поддержание СКШ РВСН на должном уровне, обеспечить боеготовность войск на уровне, необходимом для обеспечения безопасности нашей Родины.

Автор: полковник в отставке квн Анатолий Черкашин.

При написании материала использовались данные открытых интернет источников:

1. Материалы сайта Минобороны России.

2. Материалы сайта berlogamisha.mybb. ru

3. Материалы сайта berlogamisha.mybb.ru/

4. Автор Станислав Закарян, статья «РВСН: ракетный комплекс РТ-2ПМ2 «Тополь-М» (15П165- шахтный и 15П155 – мобильный) с ракетами 15Ж65 – для шахтного базирования и 15Ж55 – для мобильного базирования» в издании информационного агентства Оружие России от 30.04.16 г.

5. Автор Анатолий Черкашин, статья «Специальные колесные шасси (часть 1)» в издании информационного агентства Оружие России. М., от 20.05.16 г. 

6. Автор Анатолий Черкашин, статья «Специальные колесные шасси (часть 2, окончание)» в издании информационного агентства Оружие России. М., от 24.05. 16 г .

7. Автор Лев Романов, статья «Платформа 0»: в России разработаны тягачи для перевозки «Арматы» и тяжелых стратегических ракет «Сармат». Издательство Вестник Мордовии от 29.06.2015 г.

8. Материалы сайта издания «ВО-ФОРУМ», публикация «О состоянии программы разработки новой линейки шасси по НИР "Платформа-О"».

9. Материалы сайта via-midgard.info,  Статья от 28.09.2016

10. Автор Павел Юринцев, стаья «Уже не мальчик. В чем Лукашенко обвиняет Кремль» издание Lenta.ru.

11. Приказ Министра обороны РФ 1996 года №255 «Руководство по проверке и оценке состояния вооружения и военной техники общевойскового назначения в ВС РФ».

12. Приказ Министра обороны РФ 2010 года №1919 «Об утверждении Временного положения об основах организации сервисного обслуживания вооружения и военной техники в Вооружённых Силах Российской Федерации».

13. Автор Андрей Фролов, статья «Интервью с генеральным директором АО «Ремдизель» Фаизом Хафизовым».в издании М., информационное агентство Оружие России от 02.12.2016 г.

14. Автор Анатолий Черкашин, статья «Ещё раз об амфибиях (заключительная глава четвертой части статьи)» в издании М., информационное агентство Оружие России от 20.11.16 г.


Отредактировано: Внимательный - 15 янв 2017 22:41:44
  • +0.21 / 9
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!