детей опрашивали психологи из организации Елены Альшанской. помню несколько лет назад ее здесь чехвостили за безоговорочную поддержку юю.
ссылкав комментах ее рвут на части
заслуживает внимание комментарий как надо правильно проводить психологический опрос детей:
ссылка2Хочу написать своё мнение о комиссии "независимых психологов, общественных представителей и экспертов" которые беседовали с детьми, после чего были сделали выводы, что детей в семью возвращать нельзя.
http://deti.gov.ru/display.php?id=7197Когда мне, как независимому клиническому психологу, нужно было делать психолого-педагогическую экспертизу и писать экспертное заключение для суда на одного ребёнка, весь процесс занимал 4 встречи с ребёнком (по 1 часу в разные дни), 2 часа собеседование с мамой и 2 часа собеседование с папой (включая заполнение ими психодиагностических текстов). Итого - 8 часов для комплексного исследования ситуации с одним ребёнком в семье. С участием всех членов семьи одним психологом. Это международная принятая практика проведения психолого-педагогических заключений. Один (может быть, два, но в команде) специалиста работают одновременно со всей семьёй, чтобы составить комплексное представление о том, что происходит в семье.
Первая встреча с ребёнком полностью посвящается тому, чтобы наладить с ним доверительный контакт. То есть один психолог выстраивает доверительный контакт с ребёнком и затем, в другие дни, продолжает проводить целый ряд специальных психодиагностических проективных методик, которые помогают выявить, что чувствует и думает ребёнок о маме, о папе, как чувствует себя в семье, с кем ему комфортнее, к кому он больше привязан, как относится к маме, папе, братьям и сестёрам. При этом ребёнок рисует, сочиняет, лепит, мы играем в ролевые игры - всё происходит легко, непринуждённо, в игровой обстановке.
Совершенно необходимая часть такого исследования - это беседа психолога отдельно с мамой и отдельно с папой. Родители тоже заполняют целый ряд психодиагностических тестов, личностные опросники, чтобы исследовать особенности их личности, стиль общения и воспитания детей.
Только такой комплексный подход (ребёнок + мама + папа) позволяет увидеть полную картину и составить представление о том, что происходит в семье.
Это большая и серьёзная психологическая работа, требующая времени и компетентности специалиста. Только после такого всестороннего исследования можно получить достоверную и полную картину того, что происходит в семье и что чувствует и думает ребёнок.
У меня возникает ряд вопросов по поводу того, как была проведена встреча с детьми. Насколько я понимаю, с детьми общался не один психолог, а много. Для любого ребёнка это стресс - много незнакомых взрослых людей, которые один за другим задают разные непонятные вопросы и которым нужно отвечать. Добавим сюда тот факт, что на момент беседы дети не виделись с мамой более 8 дней (ещё и журналиста к ним пустили, который успел задать детям целый ряд некорректных вопросов "в лоб" - об этом я писала ниже). Если вопросы на одну и ту же тему повторять часто, то это срабатывает как своеобразное внушение ребёнку.
Были ли проведены с детьми тесты, психодиагностические методики или им просто задавали наводящие вопросы? Почему не встречались с родителями? Почему базировали свои выводы только на ответах детей? Сколько времени уделили общению с каждым конкретным ребёнком? 1-2 часа на всех детей?
Я уверена, что нельзя базировать свои решение и делать такие судьбоносные для всей семьи выводы из того, что говорят маленькие, несовершеннолетние дети в стрессовой для них ситуации, при этом не встретившись для беседы с мамой и папой этих детей, не услышав их объяснения, не увидев, что это за люди. Родителей в этой ситуации просто вынесли за скобки, как- будто они какие-то незначительные насекомые. При этом на тот момент они, насколько я понимаю, всё ещё оставались законными представителями этих детей. Кроме того, можно было понаблюдать, как поведут себя дети при появления мамы - дополнительная важнейшая информация для того, чтобы составить впечатление об отношениях мамы и детей.
Для проведения такого исследования можно было обратиться к клиническим психологам, которые специализируются на таких экспертизах и знают, как их грамотно и правильно проводить. Тогда можно было бы получить достоверные выводы о сложившейся ситуации в семье.
Всё, что произошло, просто за гранью моего понимания.
P.S. Хотелось бы отметить, что помимо указанной специфики проведения комплексного обследования семьи, необходимо учитывать, что дети приемные и под опекой. Это всегда особая категория детей, как бы замечательно они не чувствовали себя в приемной семье, всегда есть обиды, которые актуализируются в стрессовой ситуации, а тут как раз такая ситуация. Дети имеют опыт предательства биологическими родителями, их изымают из семьи без предупреждения, родителей к ним не пускают, общаться по телефону в момент изъятия не дают, детьми это расценивается, как предательство. Да еще очень большой вопрос ЧТО говорили детям про родителей в момент изъятия и во время их прибывания в приюте и больнице. У меня миллион вопросов по ситуации, как с профессиональной точки зрения, так и с точки зрения мамы, - важное дополнение от Татьяны Малютиной.
P.P.S. Светлана Дель рассказала: «Сегодня мне было сказано приехать к 10 утра в приют для совместной с психологами беседы с детьми. Но с детьми мне увидеться не удалось. «Специалисты» опросили детей без меня, без их законного представителя. Я же в ожидании получала от них звонки и смс... Мы впервые услышали друг друга спустя 7 дней. Дети говорили, что очень скучают, спрашивали, когда им можно вернуться домой. К сожалению, у меня нет ответов на эти вопросы. Позже мне сообщили, что дети не хотят домой. Это неправда!! И вечером меня лишили связи с детьми».