Белоруссия: проблема геополитического выбора
21,517,617 102,295
 

  Удаленный пользователь
22 янв 2017 13:39:50

Догнать Гондурас

новая дискуссия Дискуссия  84

Закончился 2016г., начался новый, 2017-й. И аналитики наперебой пытаются подвести итоги года прошедшего и определить риски и тенденции года наступившего. И если по году прошедшему ничего содержательного и сказать нельзя (поскольку скользили по инерции, даже не пытаясь бороться с негативными трендами), то определение рисков и тенденций в нашей экономике прямо сказывается на выборе экономической политики, решений, принимаемых правительством.



Собственно, и ожидать других результатов в 2016г. оснований не было. Поскольку в основных чертах они были предопределены решениями власти, принятыми в 2014-15гг. Иначе не получается, даже наша небольшая экономика имеет значительную инерцию. В этом плане, даже из популистских соображений, чтобы к 2020г., году выборов, иметь хоть какое-то улучшение в экономике хотя бы к уровню 2017-18гг., решения нужно принимать в 2017г.
Ну что сегодня может измениться в реальном секторе нашей экономики? Чтобы что-то реально поменять, нужны инвестиции. И большой, сегодня недоступный правительству, их объем, и точность вложений. А то ведь у нас что ни проект - то провал. Реально претендующих на эффективность проектов почти нет.
Не сконцентрированы и заметные объемы ресурсов для таких инвестиций. Жесткость кредитно-денежной политики вымывает у предприятий остатки оборотных средств. Изматывающая правительство борьба за источники покрытия общегосударственных расходов не оставляет ему сил и времени заниматься стратегией. Под лозунгом «Сегодня решаем сегодняшние проблемы, завтрашние - будем решать завтра».
Следовательно, условия каждого последующего года воспроизводят условия предыдущего. С постепенным ослаблением предприятий госсектора и экономики в целом. Естественно, в такой системе управления ожидать, что в 2017г. в экономике страны может что-то измениться, - наивно. В инерционном сценарии предстоит дальнейшая деградация экономики с падением и ВВП, и экспорта, и доходов населения. И пока власть сосредоточила свои усилия на попытках не допустить, чтобы это падение шло слишком быстро.
В таких условиях непонятно, как можно расценивать мнение многих наших аналитиков, что основным риском для экономики страны в 2017г. будет получение или неполучение страной кредитов от МВФ или ЕФСР. Каждый объемом в $2-3 млрд. Хотя даже в оценках правительства Михаила Мясниковича от 2011г. для стабилизации экономики в существующей структуре требуется проинвестировать не менее $68 млрд. Между прочим, более 130% нынешнего нашего ВВП.
Без серьезных инвестиций наш ВВП и экспорт будут продолжать сокращаться. И эта тенденция представляет для страны угрозу намного большую, чем получение или неполучение какого-то кредита в $2-3 млрд. В конце концов, такие кредиты нужны не столько государству, сколько госаппарату. (А это далеко не одно и то же.) Позволяя ему еще полгода-год не предпринимать никаких мер по выводу страны из кризиса, затыкая дыры и проедая полученные ресурсы, увеличивая и без того тяжелые долги.
Между прочим, самые высокие темпы роста ВВП и уровня жизни населения (в 2000-08гг.) страна демонстрировала тогда, когда к внешним заимствованиям не прибегала. Да, тогда источником роста были остатки советского наследства. Но сегодня и источник этот иссяк, и само наследство физически и морально устарело.
Так что проблема не в недостатке средств. Проблема в их использовании. Так, например, в условиях импортоемкости производства и потребления на уровне 70% лимит бюджета расширенного правительства находится в пределах 43% от объема экспорта. Для нас это означает необходимость сокращения бюджета на 20-25%. Это те средства, которые госаппарат использует на свои нужды без экономических оснований. Альтернативой может быть только девальвация рубля до BYN2,5/$.
Согласно аксиоме Зиновьева, в условиях кризиса общество не способно к порождению новых форм организации, а откатывается к предыдущим, давно отработанным формам, на практике доказавшим свою эффективность. Вот и сегодня у нас превалируют мнения, что стране необходимы какие-то новые руководители, мессии, которые выведут страну на светлый путь. Хотя дело вовсе не в людях, а в структуре самой экономики и системы управления ею.
К тому же, похоже, мы теряем и ключевой для нас российский рынок. Собирать продукцию из китайских компонентов россияне и без нас научились. А активная экспансия на российский рынок китайской продукции, вкупе с поддержкой российским государством собственных производителей, контролем над белорусским экспортом в Россию российского торгового капитала, низким техническим уровнем большей части белорусских предприятий, относительно лучшим доступом к капиталу и кредитам в России сжимает рыночную нишу для нашей продукции очень быстро. Эквивалентной замены такому рынку сбыта у нас просто нет.
В этих условиях основным риском для белорусской экономики в 2017г. становится не получение или неполучение каких-то внешних кредитов, а непроведение структурных реформ в экономике и отказ от эффективного сокращения и бюджета, и госаппарата. И без того ситуация тяжелая, а если еще и реформ не проводить и продолжить проедать ресурсы содержанием избыточного госаппарата и бездарными госинвестициями, то Гондурас станет нашим светлым будущим. За которое еще придется и побороться.
ссылка
Отредактировано: Alximik - 01 янв 1970
  • +0.22 / 6
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!