Цитата: ursus от 13.06.2009 21:49:15
Я не очень понял, честно сказать, принцип работы ядерных двигателей.
Был бы признателен пояснениям "для дурака". На пальцах.
Типа - реактор кипятит зону, туда подаётся реактивная масса, нагревается и выбрасывается.
Чё-то я не логоняю, в чём тут позитив с прямой химией.
А второй, ионный - вообще заколодило.
Наиболее проработанный вариант ЯРД выглядит примерно так: уран-графитовый реактор (ессно, облицованный соответствующей керамикой в нужных местах), в который льют, например, смесь водорода с гексаном, она испаряется и нагревается до 3 с мелочью тыщ и точно так же как в ЖРД и РДТТ выбрасывается через сопло. Скорость струи получается в районе 9 с копейками км/с (против ~3-4 у всяческой химии), а работать сей девайс может аж целый час подряд... Т.е. на парковочную орбиту можно летать и с одной ступенью, имея при этом примерно то же отношение ПН к стартовой массе, что и у трёхступенчатой "жидкой" ракеты.
У нас программа огневых испытаний этих движков в своё время была проведена, завершилась успешно, техзаданию они соответствуют полностью, а выглядят примерно так:
(это - РД-0410 (11Б91), тот, который с тягой в 3,5 тонны, малый то бишь. Снимков сорокатонника РД-0411 - увы, не нашёл).
А с ионным - ещё проще. Больше всего он похож на старинный кинескоп, обожравшийся стероидов. Идея работы - оч проста: создать облако ионов, ускорить их постоянным электрическим полем (так, как в кинескопах принято поступать с электронами) и выплюнуть нафиг с возможно бОльшей скоростью. Единственная тонкость - в том, что их приходится нейтрализовать перед окончательным улетанием нафиг, дабы на аппарате не накапливался статический заряд. Делается это путём создания электронного облака, пролетая через которое эти самые ионы и набирают недостающие электроны.
Тяга у них буквально комариная (в районе сотен грамм), но расход рабочего тела практически отсутствует, и посему не выключать их можно неделями. А учитывая, что скорость истечения у них всяко выше сотни километров в секунду (рекорд - 210 км/с у амовского DeepSpace в 1998-м), то несущий его корапь эта штука в итоге может разогнать практически до любой скорости .
Серийно выпускалась эта радость уже лет как бы не сорок, использовалась в качестве двигателей ориентации на некоторых наших спутниках (на всех "Метеорах" (СПД-60, начало 70-х), "Лучах" (СПД-70, конец их же) и доброй четверти "Космосов" (до СПД-100 и до начала 90-х включительно)), и выглядит примерно вот так:
(Если не особо ошибаюсь - "сотка" (СПД-100), разработана, как это ни странно, в Курчатнике (хотя это и несколько не его профиль). ЕМНИП - лабораторией Алексея Георгиевича Зимелёва (которая по основному профилю занималась всяческим разделением изотопов и прочей масс-спектрометрией)).