Джон Шиндлер – эксперт по вопросам безопасности и бывший аналитик и контрразведчик Агентства национальной безопасности. Специалист в области шпионажа и терроризма, он также был офицером военно-морского флота и преподавателем Военного колледжа. К сожалению, мы не смогли привести тут полностью его обширную статью о провалах родного агентства, но постарались собрать самые интересные факты из неё.
«Кроты», то есть агенты долгосрочного проникновения, являются худшим кошмаром каждой разведывательной службы. Хотя в реальности они встречается реже, чем в шпионских фильмах и романах, кроты существуют и могут нанести огромный ущерб той или иной страны в вопросах секретности и возможностей шпионажа. Именно из-за них специалисты контрразведки не могут нормально спать по ночам.
Недавнее появление в Интернете секретных инструментов взлома, разработанных Агентством национальной безопасности и украденных хакерской группировкой «Теневые брокеры» привлекло еще одно нежелательное внимание общественности к этому неудачливому агентству, которому и так регулярно перемывали косточки в течение трех лет после побега Сноудена в Москву с миллионом секретных документов АНБ.
Это уже секрет Полишинеля, что в рядах АНБ действует один или несколько российских кротов – не считая Сноудена. В последнее время в прессе то и дело мелькает выражение «второй Сноуден».
Сам Сноуден никогда не был «шпионом», каким он изображает себя. Системный администратор с ограниченным пониманием информации, с которой работал. Скорее всего, его использовали для прикрытия – в качестве козла отпущения, который должен был отвлечь внимание от настоящего русского «крота», который продолжает работать в АНБ.
Это не должно быть шокирующей новостью, так как агентство страдает от кротов с момента своего рождения в 1952 году Хотя многие спецслужбы пытались украсть секреты АНБ, только русские смогли поставить это дело на поток. Кремлёвское проникновение в АНБ было постоянным. Перечислим основные этапы этого большого пути.
АНБ было фактически основано отчасти из-за русского крота. Это был Уильям Вайсбанд, долгосрочный советский агент, бывший сотрудник Службы радиоэлектронной разведки Армии США и агент НКВД (оперативный псевдоним «Звено»/«Link»), передавший советской внешней разведке американские дешифровальные ключи к кодам шифрования радиосвязи советских дипломатических и разведывательных служб.
Он был арестован в 1950 году и получил небольшой тюремный срок, но никогда не был привлечен к ответственности за шпионаж. Чтобы не портить репутацию новорожденного АНБ, детали этой истории были засекречены на полвека – что положило начало своеобразной традиции.
Десять лет спустя, два математика АНБ, Уильям Мартин и Бернон Митчелл, перешли на сторону Советского Союза. Они скоординировали свою отступничество заранее с КГБ, и их появление в Москве на пресс-конференции, где они заявили о неблаговидной деятельности своих начальников, стало для агентства днём величайшего позора.
В 1963 году Джек Данлэп, сержант армии, работавший курьером АНБ, покончил с собой, когда был раскрыт его шпионаж в пользу Советов. В отличие от Мартина и Митчелла, Данлэп не был идеалистом – его банально купили. На деньги, полученные за проданные сведения, он вёл роскошную жизнь – дорогая машина, яхта, любовницы, престижные клубы… и до последнего момента никому не пришло в голову поинтересоваться, почему образ жизни скромного курьера так изменился. Вишенкой на этом ядовитом торте позора оказался тот факт, что Данлэп покончил с собой только после третьей попытки – две первых удалось предотвратить.
С 1965 по 1967 год, Роберт Липка, клерк АНБ, в обязанности которого входило уничтожение секретных документов, снабжал КГБ ежедневными и еженедельными докладами Белому дому, планами систем связи и передвижения американских войск по всему миру. Он был арестован только после окончания Холодной войны, после выхода в свет в США в начале 1994 года мемуаров отставного генерал-майора КГБ Олега Калугина «Первое управление. Тридцать два года в разведке». По некоторым строкам из этой книги ФБР удалось вычислить предателя.
В тех же мемуарах утверждалось, что был еще один, более высокопоставленный крот в АНБ в то же время, но он никогда не был официально идентифицирован. Руководство агентства никогда не проявляло особого интереса к его поиску.
Но они не смогли проигнорировать дело Джона Уокера, когда оно стало известно в 1985 году. Уокер, мичман ВМС с долгами и алкогольной зависимостью, появился в советском посольстве в Вашингтоне в 1967 году и предложил продать КГБ секретные коды.
В течение следующих 18 лет, Уокер передал Советам ключевые материалы для доступа к зашифрованным устройствам связи ВМФ. Если бы холодная война перешла в горячую, Советы имели бы огромное преимущество перед ВМС США. К счастью, этого не произошло, но предательство Уокера привело к захвата северокорейскими войсками разведывательного корабля АНБ «Пуэбло» 23 января 1968 года. Это судно было захвачено Пхеньяном, чтобы передать Москве его шифровальные машины. Один моряк погиб в процессе захвата, а экипаж находился в плену в Северной Корее в течение года. Как говорили специалисты, по значимости для разведки захват «Пуэбло» можно сравнивать с захватом в годы Второй мировой войны союзниками немецкой шифровальной машины «Энигма».
Последним известным случаем крупной советской инфильтрации в АНБ во времена холодной войны был Рон Пелтон, бывший шифровальщик (опять!) агентства, который начал продавать секреты КГБ в 1980. История тоже очень знакомая – «денег вечно не хватало, он разошелся с женой и завел молодую подругу, в обществе которой пристрастился к выпивке и наркотикам». Он не сохранил документов, зато обладал идеальной памятью и выдал КГБ ряд секретных операций, прежде всего проект под кодовым названием «Плюшевые колокола», в рамках которого американские субмарины подключались к подводным советским кабелям на дне Охотского моря. В общей сложности ему заплатили всего 37 тысяч долларов. Опять же, о нём узнали отнюдь не благодаря бдительности АНБ, а лишь из-за свидетельства перебежчика с другой стороны, советского агента Виталия Юрченко. Пелтон был признан виновным в шпионаже в 1986 году, и лишь год назад вышел на свободу.
Почему именно к АНБ проявляется такое пристальное внимание? Не к ЦРУ, не к ФБР? С точки зрения советских спецслужб, АНБ является ядром «Пяти Глаз» – международной разведывательной системы англоязычных стран (Америка, Великобритания, Канада, Австралия и Новая Зеландия). И скорее всего, российские спецслужбы этот подход унаследовали от предшественников. Не было ни одного момента за всю Холодную войну, когда в «Пяти глазах» не действовали бы советские агенты.
В 2010 году в ходе операции Ghost Stories, ФБР арестовало десять агентов российской Службы внешней разведки, которые действовали в Соединенных Штатах. Русские, многие из которых действовали под видом граждан третьих стран, были «нелегалами» на жаргоне СВР, то есть агентами долгосрочного проникновения, не имеющими никаких официальных связей с Москвой. Сама история была подана СМИ в довольно комичном духе, но вскрытие этой шпионской разведсети имело большое значение для Вашингтона. В частности, удалось найти некоторые следы, ведущие к одному или нескольким кротам в АНБ. Но никого арестовать так и не удалось.
Слишком мало внимания получил случай шпионажа Джеффри Делайла, младшего офицера канадского ВМФ, который был арестован в 2012 году. Он признал свою вину, в частности, что в течение почти пяти лет, начиная с 2007 года, он регулярно продавал секретную информацию ГРУ, то есть русской военной разведке. Причины всё те же, уже знакомые – нехватка денег и семейные проблемы. За свою «работу» он получал дополнительных три тысячи долларов в месяц. Раз в месяц офицер скачивал на портативную карту памяти информацию, содержащую какое-либо упоминание о России, и передавал ее своим кураторам в разных города страны.
Самым подозрительным в деле Делайла стал тот факт, что многие сведения стратегической важности, связанные с «Пятью глазами», которые он предлагал московским кураторам, совершенно их не заинтересовали. Особенно это касалось информации, поступившей из АНБ. Поскольку вряд ли русские разведчики совсем растеряли хватку, наиболее вероятное объяснение – у них все эти сведения уже были, и они не сочли нужным дважды платить за одно и то же.
Ссылка