113 лет назад, 9 февраля 1904 года,
Япония без объявления войны напала на русские корабли[1] в Порт-Артуре и Чемульпо. Так началась несчастливая для Российской империи русско-японская война. В первый же день российский флот потерял крейсер "Варяг" и канонерку "Кореец", затопленные своими экипажами после самоотверженного, но неудачного сражения с эскадрой адмирала Уриу. Согласно рапорту капитана Руднева, от повреждений, нанесённых огнём "Варяга", затонул японский крейсер "Такачихо", не считая потопленного в бою японского миноносца. Однако японский крейсер, вопреки мнению Руднева, никак не хотел идти на дно, выныривая то тут, то там, на поверхность русско-японской войны.
Японский крейсер активно участвовал в боевых действиях. Так, ему довелось побывать в
бою с Владивостокской эскадрой в Корейском проливе[2], когда он вместе с "Нанивой" добивал тяжело повреждённый русский "Рюрик". В этом бою "Такачихо" получил попадание русского снаряда и имел 13 раненых.
Расплата настигла японский крейсер глубокой ночью 18 октября 1914 года. Отомстил ему за все нанесённые русским обиды корабль враждебной державы - кайзеровский миноносец S-90. Япония вступила в Первую мировую войну на стороне Антанты. Ближайшей задачей японцев был захват германских владений на Дальнем Востоке. Японский флот блокировал с моря германскую крепость Циндао. В ночь с 17 на 18 октября 1914 года германский миноносец S-90 отправился в море на прорыв.
S-90 был старым угольным миноносцем, по случаю войны повышенным в звании до эсминца. Но все-таки он имел какие-то шансы на проведение успешной торпедной атаки. Сначала планировалось атаковать японские корабли во время обстрела ими береговых позиций, но командование быстро пришло к правильному заключению о безнадежности дневной торпедной атаки одиночным кораблем. Поэтому к середине октября был выработан новый план.
Капитан-лейтенант Бруннер должен был ночью незаметно выскользнуть из гавани и постараться пройти незамеченным первую линию дозоров. Связываться с эсминцами противника не было никакого смысла. Он должен был атаковать один из крупных кораблей на второй или третьей блокадных линиях. После этого S-90 должен быть прорываться в Желтое море и уходить в один из нейтральных портов, например в Шанхай. Там можно было попытаться дозаправиться углем, чтобы снова атаковать блокадные силы, на сей раз со стороны моря.
17 октября в 19.00, после наступления темноты, S-90 вышел из гавани, хотя волнение было довольно сильным.
Миноносец прошел между островами Дагундао и Ланьдао и повернул на юг. Через 15 минут справа по носу были замечены 3 силуэта, которые двигались на пересечку на запад. Бруннер немедленно повернул вправо. Так как S-90 следовал средним ходом, ни искры из труб, ни бурун его не выдали. Германский корабль прошел под кормой группы японских эсминцев. Бруннер сумел проскочить сквозь первую линию блокады.
В 21.50 S-90 повернул на запад в надежде встретить какой-либо из крупных кораблей. Скорость немцы по-прежнему не повышали. В 23.30 Бруннер повернул па обратный курс, чтобы еще до наступления рассвета вернуться в гавань, двигаясь под берегом со стороны полуострова Хайси, если только не будет встречи с противником.
18 октября в 0.15 на расстоянии 20 кабельтов был замечен большой силуэт корабля, следующего контркурсом. S-90 повернул на параллельный курс. Цель двигалась со скоростью не более 10 узлов. Так как вражеский корабль имел 2 мачты и 1 трубу, Бруннер решил, что встретил броненосец береговой обороны. В действительности это был старый крейсер «Такачихо», который в эту ночь вместе с канонерской лодкой «Сага» нес дозорную службу на второй блокадной линии.
Бруннер чуть отвернул к югу, дал полный ход и с дистанции 3 кабельтова выпустил 3 торпеды с интервалом 10 секунд. Первая из них попала в носовую часть крейсера, вторая и третья — в середину. Японцы были застигнуты врасплох. Прогремел ужасный взрыв, который буквально разорвал крейсер на куски. Погиб 271 человек, в том числе командир корабля.
S-90 повернул на юг. Хотя «Такачихо» не успел сообщить, по радио об атаке, огромный столб пламени был и идеи очень далеко. Бруннер не сомневался, что японцы бросятся в погоню, и не стал пытаться прорываться обратно в Циндао. Он взял курс на юго-запад, примерно в 2.30 разошелся с японским крейсером, спешившим на север. Рано утром миноносец выбросился на камни возле мыса Тауэр примерно в 60 милях от Циндао. Бруннер торжественно спустил флаг, после чего команда высадилась па берег и пешим строем двинулась в направлении Нанкина, где и была интернирована китайцами.
Немецкие моряки в ЦиндаоИнтересно, что в состав японской эскадры входили
корабли, захваченные ими у русских в ходе русско-японской войны[3]: броненосцы «Суво» (бывший "Победа"), «Ивами» (бывший "Орёл"), «Танго» (бывший "Полтава"), броненосцы береговой обороны «Окиносима» (бывший "Генерал-адмирал Апраксин"), «Мисима» (бывший "Адмирал Сенявин").
Таковы были превратности большой политики, которая в случае с Российской империей привела её к неестественному союзу со своими недавними противниками, Японской и Британской империями. А корабль, отомстивший за гибель "Варяга" и "Рюрика", к сожалению, принадлежал вражескому флоту.
Ссылка