Неразрешимые пока противоречия, сложившиеся в отношениях России и Белоруссии, могут повлиять не только на сотрудничество по нефтегазовым соглашениям, но и лишить россиян ставших привычными белорусских продуктов, а Минск одной из самых прибыльных статей дохода.
Сейчас Белоруссия имеет выгоды от бесплатного перемещения граждан и товаров по территории РФ, таможенные преференции и даже возможность реэкспорта в Россию "белорусской" семги. Потерять главный рынок сбыта белорусских товаров - не в интересах президента Белоруссии Александра Лукашенко.
По мнению президента Центра стратегических коммуникаций Дмитрия Абзалова, в этой ситуации белорусскому лидеру следует учиться быть более уступчивым. По крайней мере, в ближайшей перспективе. Иначе придется искать другие формы взаимодействия с Москвой в плане интеграции и налаживать контроль за продовольственным экспортом, отмечает он.
Россия в 2014 году в ответ на антироссийские санкции со стороны Европейского союза и США ввела свои контрмеры, запретив ввоз из ряда стран, включая ЕС, США, Норвегию, Канаду и Австралию, сельскохозяйственной продукции и определенных продуктов питания.
По оценкам экспертов Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС), обнародовавших оперативный мониторинг экономической ситуации в РФ, запрет сократил стоимость экспортных поставок в Россию продовольствия из стран, подпавших под продовольственное эмбарго, на 66%, если сравнивать 2015 и 2013 годы. При этом общее сокращение экспорта продовольствия в этих странах составило всего 7%.
Дело в том, что вся ставшая "запретной" продукция стала проникать в Россию через страны ЕАЭС. Эксперты РАНХиГС сопоставили данные поставок овощей и фруктов в Россию и страны ЕАЭС с ростом их внутреннего потребления. Например, по данным Белстата, потребление овощей в 2015 году в Белоруссии выросло всего на 300 г на человека в год, а потребление фруктов даже снизилось и заметно - на 4,5 кг на человека. Но если в 2013 году около 700 тысяч тонн яблок в Россию поступило из Польши, то в 2015 году примерно столько же поступило из Белоруссии, приводят экономисты данные Белстата. После введения продэмбарго на российских прилавках появилась "белорусская" семга, а также камамбер, креветки и устрицы.
В 2016 году объем поставок продуктов из Белоруссии в Россию сократился, рассказал гендиректор Экспертно-аналитического центра агробизнеса "АБ-Центр" Алексей Плугов. "Например, за 11 месяцев 2015 года РФ получила из Белоруссии 476 тысяч тонн яблок, а за тот же период 2016 года - всего 105 тысяч тонн. Спад, таким образом, составил почти 78%", - приводит он данные статистики.
Сокращение произошло за счет введения контроля над ввозом подозрительных по происхождению товаров. "Кабачки, баклажаны зимой, колоссальные по масштабу объемы поставок яблок - всего этого в Белоруссии в таком количестве нет", - уточняет Плугов.
Если же дело дойдет до запрета товаров, выращенных в Белоруссии, то, например, по овощной продукции Россия практически этого не заметит, уверен он. Отечественные яблоки, капуста и картофель выращиваются в избытке и продаются по приемлемым ценам. Примерно та же ситуация с мясом - возможен лишь дефицит говядины, и то незначительный. Наши производители мяса смогут его компенсировать - в основном, за счет производства мяса птицы и свинины. Другое дело - молочные продукты: сегодня каждая пятая пачка масла, продающаяся в РФ, родом из Белоруссии, а доля белорусской продукции в сегменте сыра и творога - около 15%. В этом случае возможен рост цен, который выровняется за пару лет благодаря отечественным производителям. При этом белорусская молочная отрасль может обанкротиться, поскольку серьезно ориентирована на российский рынок. В целом полностью закрывать белорусский рынок, по мнению Плугова, не следует - легальная доброкачественная продукция, произведенная в этой стране, создает конкуренцию и возможность выбора для потребителя.
ИСТОЧНИКИ РАЗНОГЛАСИЙВ начале 2017 года между Москвой и Минском обострились давний нефтегазовый спор. В феврале Лукашенко заявил, что его страна обратилась в суд по поводу сокращения поставок российской нефти. При этом он не уточнил, о каком суде идет речь. В суде Евразийского экономического союза (ЕАЭС) сообщили, что иск по поводу ограничения объемов поставляемой в республику российской нефти не поступал.
Не занимался подготовкой такого иска и Минюст Белоруссии. Похоже, слова белорусского президента о подаче иска были всего лишь риторикой, направленной на придание большего веса и серьезности намерениям белорусской стороны добиться максимально льготных условий.
По словам вице-премьера Аркадия Дворковича, подвижек в переговорах с Минском по газовому вопросу пока нет. РФ по-прежнему ждет оплаты за поставленный в 2016 году газ. По данным на 28 января, долг составляет уже порядка 550 млн долларов.
Еще одним "камнем преткновения" стало создание Россией пограничных зон на границе с Белоруссией, которые раньше существовала лишь формально. Это было сделано в ответ на предоставление Минском безвизового въезда на срок до пяти дней гражданам 80 стран. Лукашенко в этой связи обвинил Москву в нарушении международных договоренностей.
Кроме того, ранее в ходе пресс-конференции в Минске глава белорусского государства предложил возбудить уголовное дело против главы Россельхознадзора Сергея Данкверта за препятствование поставкам белорусского продовольствия в РФ. Позже МВД Белоруссии сообщило, что начало ряд проверок в отношении чиновников российского ведомства и передает материалы в Следственный комитет. В этой связи руководство Россельхознадзора приняло решение временно отложить визит своих специалистов в Белоруссию, который должен был состояться в феврале, опасаясь провокаций с белорусской стороны по отношению к своим сотрудникам.
СОЮЗ ЗДЕСЬ НИ ПРИ ЧЕМПри этом в Минске заверяют, что разногласия с Россией не влияют на союзные отношения. Лукашенко призвал Россию находить "узкие места" в интеграции двух стран и "склеивать" отношения, а не принимать решения, которые будут их усложнять. При этом Белоруссия не подписала кодекс ЕАЭС, стороны также не согласовали дату проведения Высшего госсовета Союзного государства.
По мнению Абзалова, интеграция в рамках Союзного государства ранее дошла до комфортного всем участникам уровня, а сейчас фактически "топчется на месте". "По линии ЕАЭС есть возможности для дальнейшей интеграции, но здесь уже подбираются к главному спорному вопросу, который ставит в тупик участников всех интеграционных процессов на постсоветском пространстве - введению единой валюты", - пояснил Абзалов.
Заведующий отделом Белоруссии Института стран СНГ Александр Фадеев также отмечает, что состояние дел в Союзном государстве сегодня оставляет желать лучшего. "Строительство Союзного государства заморожено с 2002 года, когда Лукашенко отверг все возможные варианты дальнейшей интеграции, включая самые мягкие. С того момента все только ухудшалось, и Белоруссия, как и другие страны СНГ, предпочитали искать партнерство на Западе, а не в России. Сейчас в Минске считают, что Россия важный, но не ключевой партнер на международной арене, и строят отношения, исходя из этого. Корни нынешних экономических проблем растут именно оттуда - западный вектор в политике Лукашенко в последнее время перевешивает, что зачастую противоречит принципам Союзного государства", - подчеркнул он.
Любые варианты дальнейшей интеграции упираются в создание единой валюты, поэтому до последнего времени отвергались, отмечают эксперты. По словам Абзалова, Лукашенко не готов выпускать из рук центр денежной эмиссии, отдавая право на печать единой валюты Москве. То же касается других участников по линии ЕАЭС.
Однако сейчас реальных рычагов влияния на Россию Лукашенко не имеет, может разве что еще сильнее увеличить тарифы на транзит нефти через территорию Белоруссии, констатирует Абзалов. "При этом экономически он заинтересован в тесной интеграции с Россией - только российская нефть дает бюджету Белоруссии 40% валютной выручки. Если РФ, как планируется, снизит объем поставок до 12 млн тонн в год, то у Белоруссии возможны проблемы с валютным курсом. Теневой рынок валюты там уже есть", - рассказывает он.
В свою очередь, Москва понимает, что Белоруссия сейчас в торгово-экономических отношениях ищет одностороннюю выгоду без взаимных обязательств и гарантии поддержки союзника, в том числе, на международной арене, рассуждает Фадеев. "Россия также начинает относиться к Белоруссии как к любому другому торговому партнеру, то есть, оснований для уступок, как союзнику, нет", - добавляет он.
По мнению Абзалова, выход из Союзного государства или свертывание интеграционных процессов - на данном этапе не вариант Лукашенко, поскольку от этого пострадает именно его страна. В конечном итоге, считает он, "будет подписан и кодекс ЕАЭС, и Союзное государство будет развиваться в рамках взаимных интересов".
Что касается более отдаленной перспективы, то публичного отказа от идеи Союзного государства со стороны лидеров обеих стран не было, напоминает Фадеев. В будущем этот проект может либо завершиться, либо получить новое развитие. Это зависит от целого ряда причин, в том числе, от того, кто окажется во главе обеих стран спустя какое-то время, заключил эксперт.
ссылка