Макет МГ19 / Фото: Creative Elements
Об этом сообщило издание "
Экономика сегодня". Инженеры гордятся своими разработками и напоминают, что до недавнего времени не было самолетов, способных долететь до космоса без посторонней помощи. Так, например, всемирно известный "Буран" в 1988 году совершил два оборота вокруг Земли. Однако он был отправлен в космическое пространство с помощью ракеты-носителя.
В настоящее время специалисты уверяют, что современные аппараты могут добраться до других планет и без носителей. Новый суборбитальный самолет похож на "Буран", но как уверяет его создатель российский инженер Владимир Денисов, он справится при полете в космос без ракеты-носителя. Аппарат уже получил название МГ-19.
Добавим, инженеры намерены вскоре приступить к созданию МГ-19. Об этом сообщается на сайте
ok-inform.ru.
Техническая справка
ВКС М-19 был выполнен по аэродинамической схеме «несущий корпус». Корпус аппарата имел треугольную форму в плане с углом стреловидности по передней кромке 75°.
Такая стреловидность была выбрана из условия сохранения высоких несущих свойств аппарата при малом сопротивлении и аэродинамическом нагреве передних кромок на больших скоростях полета. Носовая часть корпуса имела эллиптические поперечные сечения с соотношением полуосей 1/4.
Миделевое сечение располагалось в точке перехода носовой части корпуса в кормовую, на расстоянии 0,67 длины корпуса от носка. Конфигурация ВКС, выполненного по схеме «несущий корпус», обеспечивала достаточно высокий уровень аэродинамических характеристик.
Так, например, аэродинамическое качество на дозвуке составляло величину порядка -7,0, а на гиперзвуке около 3,0, что подтверждалось экспериментальными исследованиями в ЦАГИ.
Проведенные исследования по определению оптимального облика крылатых космических аппаратов, совершающих горизонтальные взлет и посадку «по-самолетному», показали, что наиболее приемлемой формой многорежимного ВКС, летающего на до-, сверх- и гиперзвуковых скоростях в условиях интенсивного нагрева является форма типа «несущий корпус».
Основным проблемным вопросом создания ВКС М-19 было создание комбинированной силовой установки. На ней, как на главной идее, строилась концепция всего проекта. Схема силовой установки носила элементы новизны, и главное, с чем справились разработчики, это то, что был предложен специальный агрегат (теплообменник), благодаря которому радиоактивный контур был полностью изолирован, что исключало радиационное заражение атмосферы при включении двигателя у земли.
Схема маршевого ЯРД / Изображение: www.testpilots.ruДесять ДТРДФ / Изображение: www.testpilots.ru
Комбинированная двигательная установка включала в себя:
- маршевый ядерный ракетный двигатель (ЯРД) включая ядерный реактор с радиационной защитой
- десять двухконтурных турбореактивных двигателей (ДТРДФ) с теплообменниками во внутреннем и наружном контурах и с форсажной камерой
- гиперзвуковые прямоточные воздушно-реактивные двигатели (ГПВРД)
- два турбокомпрессора для обеспечения прокачки водорода через теплообменники ДТРДФ
- распределительный узел с турбонасосными агрегатами, теплообменниками и вентилями трубопроводов, системы регулирования подачи топлива.
В качестве топлива для ДТРДФ и ГПВРД использовался водород, он же являлся и рабочим телом в замкнутом контуре ЯРД. Комбинированная двигательная установка ВКС М-19 предполагала поэтапное включение различных типов двигателей в зависимости от режима полета. Работа комбинированной силовой установки ВКС регламентировалась оптимальными режимами работы на всех фазах полета и предусматривала следующие режимы:
- Режим «взлет» и «начальный разгон» до скоростей, соответствующих числам М=2,5-2,7 на высотах 12-15 км. На этом режиме работает ДТРДФ с подогревом воздуха перед турбиной от замкнутого контура с реактором при включенной форсажной камере.
- Режим полета «разгон», соответствующий скоростям М=2,7-5,0 на высотах ~ 15 км. На этом режиме работают только ДТРДФ в режиме авторотации с подогревом воздуха на входе в форсажную камеру от замкнутого контура с реактором при включенной форсажной камере. В диапазоне скоростей, соответствующих числам М=3,5-4,5 к ДТРДФ подключаются ГПВРД, которые обеспечивают разгон аппарата до условий полета: высота -50 км, скорость М~16,0.
Основные тактико-технические характеристики
Конструкция
| ОКБ ЭМЗ
|
Обозначение
| М-19
|
Состояние
| проект 1974-80 гг.
|
Тип
| воздушно-космический самолет
|
Экипаж, чел
| 3-7
|
Геометрические и массовые характеристики
|
|
Длина (без хвостового обтекателя), м
| 69
|
Размах крыла, м
| 50
|
Высота, м
| 15,2
|
Площадь несущей системы, м²
| 1000
|
Грузовой отсек:
| длина - 15,2 м; ширина - 4,0 м; высота - 4,0 м; объем - 320,0 м³
|
База шасси, м 41,2
| 41,2
|
Колея шасси, м
| 20,0
|
Массовые характеристики, т:
| стартовая масса - 500; максимальная масса выводимой нагрузки - 40; масса конструкции - 125; масса топлива (жидкий водород) - 220
|
Силовая установка
|
|
Число двигателей
| 10
|
Тип двигателей
| комбинированная ВРДУ (ДТРДФ + ГПВРД) + ЖРД (ЯРД)
|
Тяга ВРДУ, кгс
| 10 х 25 000
|
Тяга ЯРД, кгс
| 1 х 320 000
|
Летно-технические характеристики
|
|
Высота опорной орбиты, км
| 185,0
|
Боковая дальность при спуске с орбиты, км
| 4500
|
Длина разбега, м
| 2000
|
Длина пробега, м
| 3750
|
Длина ВПП (потребная ), м
| 4000
|
МОСКВА, ОРУЖИЕ РОССИИ, Станислав Закарян
www.arms-expo.ru