В 2017 году мы наблюдаем напряженные отношения между Россией и Беларусью, вызванные нефтегазовым спором. Суть спора лежит в двух плоскостях. Первая - это разногласия сторон по цене на газ, вторая - по объёмам беспошлинных поставок сырой нефти из России в Беларусь. Попробуем разобраться, насколько это связано между собой. Итак:Итак:"Справедливая цена на газ должна составлять $83 за тысячу кубов. "
Президент Беларуси, Лукашенко А. Г., 03 февраля 2017 года.Так считает Лукашенко А.Г., исходя из равнодоходной формулы, на которую стороны должны были перейти в 2016 году. Но, в связи с тем, что перехода не произошло, то цена на газ рассчитывается исходя из действующего контракта, т.е. по следующей формуле: цена газа на Ямале + транспортировка и хранение и составляет примерно $125 за куб. метр. Разногласия по цене на газ между сторонами привели к задолженности:
"На 28 января 2017 года задолженность составила $550 млн."
Вице-премьер России, Аркадий Дворкович, 28 января 2017 года.
"Россия по-прежнему ждет оплаты за поставленный в 2016 году газ".
Вице-премьер России, Аркадий Дворкович, 07 февраля 2017 года.На фоне этого газового спора, как считает Лукашенко, чтобы принудить Беларусь погасить задолженность - Россия начала "резать поставки нефти":
"Я рассказал, в чем проблема цены на нефть и на газ. Притом спор шел исключительно по газу, они начали в нарушение всех договоренностей резать нефть."
Президент Беларуси, Лукашенко А. Г., 03 февраля 2017 года.Но так ли это? Россия поставляет сырую нефть беспошлинно, в рамках единого рынка ЕАЭС, для загрузки белорусских нефтеперерабатывающих заводов. В ответ на это Беларусь поставляет продукты переработки сырой нефти обратно в Россию.
Посмотрим сначала на весовые (не суммовые!) поставки сырой нефти из Россию в Беларусь, начиная с 1 кв 2015 года:
http://ru-stat.com/date-Q201501-201604/RU/export/BY/052709Поставки, действительно, значительно сократились, почти в три раза с 6036 тыс. тонн во 2м квартале 2016 года до 2076 тыс. тонн в 4м квартале 2016 года.
Но, посмотрим, как Беларусь выполняла свои поставки переработанной нефти на российский рынок.
Импорт нефтепродуктов (кроме сырых) в Россию из Беларуси:
http://ru-stat.com/date-Q201401-201604/RU/export/BY/052710Очевидно, что поставки переработанных нефтепродуктов на российский рынок сократились ещё раньше, начиная с 1 квартала 2015 года. Если в 2014 году это было примерно по 430 тыс. тонн, то в 2015 уже вдвое меньше 230 тыс. тонн, а в 2016 и совсем 63 тыс. тонн. И это при том, что поставки из России сырой нефти шли на том же уровне весь 2015 год и первое полугодие 2016 года.
Куда же поставлялись нефтепродукты Беларусью, если не в Россию? Вероятно, что в ЕС поставлять нефтепродукты после девальвации валют стало значительно выгоднее, чем в Россию. Неплохой бизнес получается, покупать дешёвую (в 2016 году примерно по 29$/баррель, при средней стоимости нефти марки Urals в 2016 году 42$/баррель) беспошлинную сырую нефть в России, а нефтепродукты обратно не поставлять и при этом огорчаться, что поставки "начали урезать". Понятно, что у Беларуси нефтепереработка - это значительная часть поступлений в бюджет и от этого пострадает белорусский народ. Но, непонятно, почему это должна оплачивать Россия и русский народ?
Ясно, что из-за этого Россия начала ограничивать поставки сырой нефти в Беларусь с 3 квартала 2016 года. Но, причём тут газовый спор? Это отдельный вопрос. В случае, если Беларусь погасит задолженность $550 млн. за газ перед Россией, вряд ли поставки сырой нефти из России в Беларусь вернутся к прежним объемам, т.к. сначала необходимо урегулировать вопрос о восстановлении поставок нефтепродуктов из Беларуси в Россию.
В условиях значительного снижения поставок сырой нефти Лукашенко А.Г. нашёл способ импортозаместить поставки нефтью из Ирана. Так, между Беларусью и Ираном было достигнуто соглашение о покупке 80 тысяч тонн нефти у Национальной иранской нефтяной компании(NIOC) компанией Beloil Polska (экспортное подразделение государственной "Белоруснефти"). Что такое 80 тыс. тонн нефти из Ирана? Это чуть больше суточного объема поставок нефти из России во втором квартале 2016 года. В качестве реального замещения - крайне сомнительно, но для создания информационного сообщения «смотрите, мы можем в другом месте купить» сойдёт. Только вряд ли в России кто-то на это может повестись.
Как бы то ни было, время в данном случае работает не на Беларусь, поэтому Путин В.В. не особо спешит встречаться с Лукашенко А.Г.
"«На ближайшие дни графики глав государств переполнены, у Путина В.В., по крайней мере. Встречи с Лукашенко А.Г. в этом графике нет»."
Пресс-секретарь Президента России, Песков Д.С., 20 февраля 2017 года.ссылка