Владимир Ардаев, обозреватель РИА НовостиВо вторник, 28 февраля, на сороковой день своего президентства Дональд Трамп
выступил перед обеими палатами Конгресса США с программной речью. Послание не носило традиционного официального названия "О положении страны", поскольку глава Белого дома находится на своем посту лишь второй месяц. Однако содержание речи в основном было именно таким: Трамп давал оценки внутренней и внешней американской политике последних лет, при этом весьма резко высказывался о деятельности администрации своего предшественника Барака Обамы и излагал свою программу действий.
Эта речь Трампа стала своего рода подведением итогов самого первого этапа его президентства, ознаменовавшегося жестким противостоянием его администрации со всеми другими ветвями американской власти: законодательной — в процессе утверждения ключевых фигур кабинета и судебной — из-за остановки действия "миграционного" указа. А также с "четвертой властью" — СМИ, с которыми он успел вступить в яростную конфронтацию.
Президент США Дональд Трамп во время выступления перед палатами Конгресса в Вашингтоне, США. 28 февраля 2017 годаЛидер, но не жандармВ отличие от своего предшественника-демократа, Трамп не видит Америку мировым блюстителем прав и свобод, хотя и не собирается отказываться от официальной концепции мирового лидерства США. Однако лидерство, по Трампу, должно подразумевать уважение к праву других стран самостоятельно определять собственный путь развития.
Новым и необычным, отличным от внешнеполитических позиций всех его предшественников стало то, что глава Белого дома заявил об открытости Америки для новых друзей, а также о том, что США готовы признавать лишь равноправное партнерство. Последнее, как пояснил сам Трамп, касается прежде всего партнеров по НАТО.
В области решения внутренних американских проблем Трамп также продемонстрировал приверженность прежним программным заявлениям. Он намерен серьезно изменить иммиграционную политику, не отказывается и от обещания "разобраться" с реформой здравоохранения, известной как Obamacare, — правда, теперь он не говорит о немедленном отказе от нее, зато подробно излагает свою программу новых реформ.
Столь же подробно он рассказал об "исторической налоговой реформе", а также заявил о необходимости принятия в стране новой программы по развитию инфраструктуры, инвестиции в которую составят один триллион долларов. Источник таких средств президент не уточнил, сравнив лишь эту сумму с шестью триллионами, потраченными Америкой на Ближнем Востоке. Как не уточнил и то, где он собирается взять десятки миллиардов, на которые пообещал увеличить военный бюджет страны.
Президент США во время выступления перед палатами Конгресса в Вашингтоне, США. 28 февраля 2017 годаПредварительный итогТрамп снова удивил — на этот раз тем, что речь, в отличие от всех предыдущих его выступлений, была более сдержанной стилистически и вполне в традиционном духе таких посланий, отмечает редактор американского издания Al-Monitor, эксперт Международного дискуссионного клуба "Валдай" Максим Сучков.
По его мнению, Трампу важно было, во-первых, продемонстрировать понимание глубины и значимости тех проблем, которые сегодня переживает Америка. Во-вторых, ему надо было показать, что у него есть конкретное видение того, как с этими проблемами справиться, и вселить уверенность в то, что Америку под его руководством ожидает подлинная грандиозная трансформация на всех уровнях. Не менее важным для Трампа было засвидетельствовать твердость намерений продолжать взятый курс, несмотря ни на какое противодействие со стороны политических оппонентов и медиа.
"О России американский президент в своей речи не упомянул ни разу. Однако, его слова о "новых друзьях" и о том, что "сегодня Америка — друг бывшим врагам", многие в США сочли сигналом, обращенным прежде всего к России", — утверждает Максим Сучков.
Накануне выступления Трампа в конгрессе ему пришлось выдержать очередной "бой" с конгрессменами за утверждение на пост министра торговли США 79-летнего миллиардера Уилбура Росса, и теперь основные министры и руководители федеральных ведомств сенатом утверждены, напоминает президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов.
"Своей речью Дональд Трамп как бы подвел итог периоду противостояния с конгрессом, предлагая перейти к следующему этапу — конструктивной совместной работе по реформированию Америки. И это свидетельствует о его системном подходе к реализации поставленных им задач", — говорит аналитик.
Президент США после речи перед палатами Конгресса в Вашингтоне. 28 февраля 2017 года Что такое "двигаться галсами"?Наибольшую последовательность в своей речи Трамп продемонстрировал в реализации своей экономической программы, считает Дмитрий Абзалов. В то же время в социальной сфере он готов отказаться от сокращения финансирования основных сегментов — отчасти именно по этой причине ему приходится "притормаживать" с ликвидацией Obamacare.
"Похожую гибкость он проявляет и во внешней политике. С одной стороны, сменил отрицательную риторику на положительную в адрес НАТО, с другой — заявил о дружбе с бывшими соперниками, совершенно очевидно имея в виду Россию. Это говорит о том, что Трамп нацелен на последовательное выполнение своей основной программы, но как опытный бизнесмен и большой специалист по ведению переговоров он понимает, что лобовой атакой ничего не добиться, и потому предпочитает путь наименьшего сопротивления, сохраняя основной вектор", — говорит Дмитрий Абзалов.
Это напоминает траекторию движения парусника, идущего против ветра, когда, учитывая направление и силу воздушных потоков, капитан ведет судно то вправо, то влево, в конечном итоге продвигаясь намеченным курсом.
"Тем, как начал свою работу на посту президента Дональд Трамп, разочарованы лишь те, которые считали, что его высказывания — это лишь предвыборная риторика. Даже самые экстравагантные свои обещания, например о строительстве мексиканской стены, он буквально сходу начал выполнять и воплощать в жизнь. Жесткое противодействие, с которым он столкнулся, заставляет его менять тактику, но в целом он действует вполне последовательно и настойчиво", — считает генеральный директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов.
Здание Конгресса США в Вашингтоне. 28 февраля 2017 года Начнется ли диалог с РоссиейПервые 40 дней своего президентства Дональд Трамп посвятил в основном внутриполитической повестке дня, где он выдвинул в общей сложности 32 инициативы, а к реализации своих внешнеполитических намерений пока не приступал, напоминает Максим Сучков. Некоторые его резкие высказывания в адрес России обусловлены не сменой курса, а той внутренней политической ситуацией в США, в которой ему приходится действовать.
К реализации обещанных им намерений постараться нормализовать отношения с Россией Трамп тоже пока не приступал, для этого у него пока даже не сформирована команда. Тем не менее "российский фактор" оказался для него очень серьезным: скандал с отставкой советника президента по национальной безопасности Майкла Флинна разразился именно на "российской почве", напоминает программный директор Международного дискуссионного клуба "Валдай" Олег Барабанов.
"Очевидно, что линия старой американской политической элиты на дискредитацию Трампа будет продолжена, и после увольнения Флинна энтузиазм и самого президента, и ключевых игроков его администрации, направленный на быстрое выстраивание диалога с Россией, неизбежно уменьшился. Тем не менее, для решения критически важных внешнеполитических задач Трампа, таких, как борьба с ИГ*, попытки сдерживания Ирана и Китая, без диалога с Россией ему не обойтись, и в любом случае этот диалог будет начат", — утверждает эксперт.
*ИГ — экстремистская террористическая организация, запрещенная в России — ред.РИА Новости