АВИАЦИЯ и иные...
13,518,958 34,318
 

  Внимательный ( Слушатель )
03 мар 2017 18:50:50

Научный руководитель ГосНИИАС об уязвимости американской ПРО

новая дискуссия Статья  1.072

Научный руководитель Государственного НИИ авиационных систем (ГосНИИАС), отвечающего за системные исследования военной авиации, разработку боевых алгоритмов и анализ эффективности авиационных систем, академик РАН Евгений Федосов рассказал в интервью RNS о перспективах боевой авиации, ошибочной американской концепции самолетов 5-го поколения и о будущем российской дальней авиации.
Как меняется роль боевой авиации в современных вооруженных конфликтах?

Уже во Второй мировой войне всем стало ясно, что без обеспечения господства в воздухе наземная операция не может достичь ожидаемого эффекта. Можно сказать, что в той войне частично подтвердилась родившаяся в 30-е годы доктрина итальянского генерала Дуэ, который говорил, что в будущем авиация будет единственным видом вооруженных сил, и все боевые операции будут решаться в воздухе. Потому что противнику будет наноситься такой неприемлемый ущерб с воздуха, что он будет уже политически раздавлен и ему останется только сдаться и принять требования противника.
Итальянский генерал был прав?
Да вы знаете, получается не очень-то… Вот я смотрю, даже Сирия показала. Мы там господствуем в воздухе, но без сухопутных войск и правильных действий на земле там не очень-то все решается.
Возвращаемся к тому, с чего начали: будет ли возрастать роль авиации в вооруженных конфликтах? Бесспорно, роль авиации повышается. Структура авиации тоже меняется. Раньше у нас были специализированные самолеты: истребители, бомбардировщики, штурмовики. Бомбардировщики были фронтовые, дальние. Но последние войны, в большей степени локальные конфликты, показали преимущества многофункциональных самолетов. Фронтовая авиация, в американской классификации – тактическая - стала многофункциональной. Тенденция обозначилась с поколения «4+», когда и у нас, и у американцев стали строить многофункциональные самолеты. И уж, конечно, самолеты 5-го поколения строятся исключительно по концепции многофункциональности.
Какие задачи сегодня решает боевая авиация?

Основные операции это, конечно, атака с воздуха, ударные операции по наземным, надводным и подводным целям, борьба за господство в воздухе, то есть борьба с истребителями противника, разведка. Как тенденция – усиление роли воздушной разведки. Появилось понятие «сетецентрические боевые действия», где данные разведки являются определяющими. Повышается значение и радиоэлектронной борьбы.
Боевая авиация сейчас переживает смену поколений. Какие здесь тенденции? Уступает наш самолет 5-го поколения американским F-22 и F-35?
Мы эту тему в ГосНИИАС тщательно анализируем. Подготовили информационный сборник «Истребители 5-го поколения США и Китая - боевые авиационные комплексы взаимных угроз в новой геостратегии США на тихоокеанском театре военных действий». Что такое поколения в боевой авиации, в чем философия? Некоторые понимают это так: мол, есть некий жизненный цикл у самолета, допустим, 25 лет эксплуатации. И каждые 25 лет нужно создавать что-то новое, и это – смена поколений. Оно и так, и не так. На самом деле, каждое новое поколение знаменует появление принципиально новых боевых качеств самолета. Первое поколение нашей реактивной авиации это - МиГ-15, МиГ-17. Произошел уход от пропеллера, который ставил непреодолимый скоростной аэродинамический предел. Авиация переходила на реактивный двигатель, обеспечивающий качественный скачок в скорости.
Самолеты первого поколения воевали в корейской войне. У американцев были тогда F-86, и наши «миги» ничем им не уступали. Там, кстати, наши и американские летчики впервые воевали друг с другом. Второе поколение авиации связано с освоением сверхзвуковых скоростей. Мы на МиГ-19 впервые вышли на сверхзвук, и уже дальше МиГ-21 строился как сверхзвуковой. Дошли до скоростей в 2 Маха. Это поменяло весь облик самолета. Появились дельта-образные крылья, стреловидность, словом, сверхзвуковая аэродинамика. Это – целое революционное событие. Плюс произошла смена оружия. На таких скоростях нужно увеличивать дальность действия оружия. Поэтому появились управляемые ракеты «воздух-воздух».
Первая такая ракета появилась на МиГ-19. На МиГ-21 была очень хорошая ракета, прототипом которой послужила американская Sidewinder. Оригинал нам передали китайцы после вооруженного конфликта с США. К нам в институт привезли разбитую ракету. Мы ее разгадывали, как шараду. Оказалось очень изящное решение. Она строилась на базе неуправляемой ракеты, по-моему, 82-х миллиметровой. У нее было большое удлинение, поэтому она не требовала искусственной стабилизации. Она просто оперением своим стабилизировалась в полете. Правда, при этом проворачивалась по крену. Тепловую головку самонаведения сделали так, что ее вращал набегающий воздушный поток. И она одновременно сканировала пространство за счет этого. У ракеты был пороховой заряд. Он использовали также в качестве генератора энергии для питания бортовых систем. Короче, была хорошая интеграция конструкции ракеты и принципов управления. Получилась дешевая ракета, довольно неплохая по дальности действия. В итоге, мы американскую ракету воспроизвели, адаптировали и поставили на вооружение. Она очень большую роль сыграла в развитии ракет других видов, например, противотанковых, некоторых управляемых зенитных ракет. То есть этот трофей оказался очень полезным для нас. Не знаю, какова судьба автора ракеты, но я считал бы, что ему надо памятник при жизни поставить за такое красивое, революционное решение.
В принципе, у СССР и США к этому времени был паритет в области боевой авиации. Но дальше был сбой. Никита Хрущев нанес очень большой вред нашей фронтовой авиации, когда сказал, что все будут решать ракеты, война будет только ракетно-ядерная, и зачем вообще тратить деньги на тактические виды вооружения. Был такой небольшой промежуток времени, когда мы приостановили развитие. Но он оказался болезненным. Потому что в это время начались арабо-израильские войны, и у американцев появился самолет 3-го поколения - F-4 «Фантом», который родился еще до вьетнамской войны. А у нас был МиГ-21 - самолет 2-го поколения. Наши МиГ-21, кстати, не проигрывали сильно F-4. По скорости они превосходили. Но на «фантомах» уже стояла ракета средней дальности с локационной головкой самонаведения. Дальность действия была увеличена. Локатор работал на фоне земли, то есть по самолетам, которые летели ниже. Это было преимущество. Наши головки самонаведения могли работать только на контрасте, на фоне неба.

В это время развернулись работы по нашему самолету 3-го поколения - МиГ-23, который по летным свойствам превосходил «Фантом». Кстати, F-4 - двухместный самолет с экипажем из пилота и оператора оружия. А на МиГ-23 не было оператора оружия, был только летчик. Но основные операции были автоматизированы. В это время к нам в институт привезли американскую ракету Sparrow, тоже добытую где-то в виде трофея. Нашлись энтузиасты копировать. Они стали настаивать, что надо воспроизводить ракету. А мы в то время строили ракету Х-23 для МиГ-23. Когда сравнили все свойства, мы поняли что обогнали американцев. Х-23 была более совершенной. И головка самонаведения, и все параметры. Мы выдержали колоссальный натиск сторонников Sparrow. Ее советский аналог, кстати, построили, но в серию она так и не пошла.
То есть на третьем поколении отставание от американцев ликвидировали?



Да, на МиГ-23 мы как-то уравнялись немножко с истребителем противника.
Какие еще новые качества были достигнуты?
Это переменная геометрия крыла, локатор и головки самонаведения, работающие на фоне земли, ракеты малой дальности. В какой-то степени Sidewinder тоже положила им начало. Но мы построили ракету ближнего воздушного боя Х-60, которая была значительно меньше Sidewinder. Она была очень маневренная. Кстати, американцы так и не сделали такой ракеты. Потом мы на ее базе построили ракету К-73, которая и по сей день не имеет зарубежных аналогов. Поэтому в ближних боях мы гарантированно выигрываем, в том числе и на самолетах 4-го поколения.
Четвертое поколение - это МиГ-29 и Су-27?
Конечно. Мы эти самолеты широко продавали, в том числе в Индию, Китай, Вьетнам. Индусы, кстати, весьма требовательные и дотошные. Они в какой-то степени имели и американские системы, по крайней мере, F-16. Американцы с ними пытались завести дружбу, чтобы Индия покупала их технику. Так вот индийские ВВС провели целую серию сравнительных испытаний наших и американских самолетов, в том числе 27 учебных воздушных боев с участием Су-27 и МиГ-29 и американских истребителей. Практически во всех ближних воздушных боях американцы проиграли. Только один бой они выиграли, не знаю, по какой причине. Наверное, летчик зазевался. Мы сделали систему управления вооружением ближнего боя. Нашлемный прицел, оптическую станцию и радиолокатор интегрировали в единую информационную систему. Так что летчик гарантированно «вскрывал» противника, и имел возможность для пуска оружия. И при этом мы еще решили вопрос сверхманевренности. МиГ-29 и Су-27 были сверхманевренными, по сравнению с американскими самолетами. А в ближних боях сверхманевренность конечно играет решающую роль.
В результате американцы выпустили, наконец, инструкцию своим летчикам: не вступать в ближний бой с самолетами Миг-29 и Су-27.

Потом был создан Су-30, как продолжение линия развития Су-27, и, наконец, Су-35, в котором реализованы некоторые признаки самолета 5-го поколения, в том числе локаторы с активной фазированной антенной решеткой, синтезированной апертуры. То есть появилась многоканальность. Это очень важно. Многоканальность по воздушным целям и одновременно многоканальность по наземным целям. Локаторы при этом получают сверхразрешение в радиолокационном диапазоне. В этом, кстати, пионерами были американцы на F-18. Но мы потом разгадали все эти принципы.
Это тоже был революционный скачок, когда были применены щелевые антенные решетки. Сначала у нас был радар «Заслон» на МиГ-31. Там была пассивная фазированная антенная решетка. Есть общий передатчик и приемники в ячейках антенны. Каждый сигнал обрабатывался отдельным модулем приемника. Их там до тысячи с лишним в антенне. А излучение идет централизованно. Такие системы появились на Су-30 и Су-35. Все принципы обработки сигнала, все принципы управления боевым режимом для фазированной решетки, что для активной, что для пассивной, одинаковы. Они легко перестраиваются. Просто в активной решетке и передатчик в каждом модуле. Это микроэлектроника, а в высокочастотной микроэлектронике мы немножко отставали. Как только мы это отставание ликвидировали, модули пошли не хуже американских. Поэтому наши самолеты 4-го поколения превосходили американские аналоги почти во всем. В некоторых боях и американский самолет 5-го поколения F-22 Raptor уступал нам. Те же индийские ВВС добились испытательных боев F-22 и Су-35. И Raptor проигрывал. Потому что американцы сделали ставку на незаметность. Мы же делали ставку на сверхманевренность. В этом отличие и мы выиграли.
Но у самолетов-невидимок есть свои плюсы?

С моей точки зрения, незаметность, стелс-технологии – это не то чтобы надуманное, но переоцененное качество. Потому что когда два самолета в дуэльной ситуации летят друг другу навстречу, тогда действительно эта самая незаметность играет роль. Тот, кто позже обнаруживается, получает тактическое превосходство. Он может занять более выгодное положение, он может подготовить атаку и т.д. Но таких случаев очень мало в реальных боевых действиях. Потому что современные воздушные бои, как правило, все групповые. В одиночку уже никто не летает. Может, в пределах группового боя и могут появляться эти дуэльные ситуации на ближней дистанции. Но там у нас уже начинает работать маневренность. А у них ее нет.
Эффект незаметности вы получаете в очень узком диапазоне. Чуть выше ваш самолет и его радар видит уже «блин» противника с большой отражающей поверхностью, чуть ниже - опять тот же самый «блин». Только с носа, в узком конусе +/-30 градусов можно снизить незаметность как они говорят, вплоть до отражающей поверхности «теннисного мяча». Думаю, «теннисный мяч», может, и не получается, но эффективную площадь рассеяния меньше квадратного метра действительно можно получить. Когда мы сейчас строим свой самолет 5-го поколения, мы, конечно, тоже стремимся решить эту задачу незаметности, но сохраняя сверхманевренность.
Кстати, споры ведутся и насчет сверхманевренности. Американцы так и не пошли по этому пути. Они говорят: это все для воздушной акробатики, для показухи, у нас ближних боев практически не бывает, так зачем гоняться за этим качеством? А это качество дорого дается, потому что нужен двигатель с отклоняемым вектором тяги, который устойчиво работает на больших углах атаки. Там срывные явления, неравномерный воздушный поток поступает в сопло, возможен помпаж. Поэтому так нужно построить автоматику двигателя, чтобы избежать этих помпажей, регулируя подачу топлива в зависимости от угла атаки. Не так уж много мы за это заплатили. Зато выигрываем воздушные бои у американских самолетов 4-го поколения и заложили качественный самолет 5-го поколения, где незаметность сочетается со сверхманевренностью. Мы считаем, что по летным свойствам мы превосходим и F-22, и F-35.

vladimir_krm в Научный руководитель ГосНИИАС об уязвимости американской ПРО
  • +0.94 / 23
  • АУ
ОТВЕТЫ (18)
 
 
  Technik ( Практикант )
03 мар 2017 19:06:43

Вот не на все 110% уверен, но, ЕМНИП, фото МиГ-23 - это фото не реального самолета. Это фото масштабной модели-копии. Как у местами еще и авиамоделиста, эта модель вызвала у меня ну просто бешеный взрыв зависти всех цветов - мне до такого уровня как до Пекина раком... Грустный
  • +1.47 / 32
  • АУ
 
 
  Termit_66 ( Слушатель )
03 мар 2017 19:23:07

Вы правы на все 110%. Это модель в масштабе 1/48.
  • +0.48 / 7
  • АУ
 
 
  Reginvalt ( Слушатель )
03 мар 2017 19:56:09

1:48. Это мужчина японской национальности сделал http://masamasamasam…ry-16.html

Под спойлером огромные фото.



  • +1.03 / 29
  • АУ
 
 
 
  BlackShark ( Эксперт )
04 мар 2017 22:45:43

Офигенно! Кстати, а что за пилоны сверху крыла? Разве такие у нас использовались? Ни разу 23го с такими подвесками не видал.... Просветит кто?
  • +0.24 / 7
  • АУ
 
 
 
 
  Technik ( Практикант )
04 мар 2017 23:30:30

Блоки выброса ИК ловушек. БВП-50-60, если Гугль не врет.
Пилоны, точнее, АПУ, сверху плоскостей были на Ягуаре, под  Сайдуиндер. Больше вроде бы никто так не ставил.
  • +0.46 / 10
  • АУ
 
 
 
 
 
  BlackShark ( Эксперт )
05 мар 2017 01:28:47

Их, по ходу, нечасто ставили? А то не помню их таких. Это ведь МЛДшка?
Самурай, конечно, молодец, из такого убогого оригинала напилить такую красоту.
А про верхние пилоны под Сайд/Мажик на Ягуаре я в курсе. И на Лайтнинге британском (помните такой перехватчик?), ЕМНИП, тоже сверху стояло, но не помню, под какую УРВВ.
За ответ Вам, дружище, мерси и печенька:

Восьмой! Похоже, в такой окраске они и дальше пойдут. Мне нравится лично.
  • +0.60 / 25
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  Йохан Палыч ( Специалист )
05 мар 2017 02:47:57
Сообщение удалено
Йохан Палыч
05 мар 2017 03:05:49
Отредактировано: Йохан Палыч - 05 мар 2017 03:05:49

  • +0.00
 
 
 
 
 
 
 
  Йохан Палыч ( Специалист )
05 мар 2017 03:05:43

PS А модели наши умеют делать покруче самураев:


Другие фото модели
  • +1.08 / 26
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  KonOnOff ( Слушатель )
05 мар 2017 22:28:05

Я лично только что ментально подрочил на этот борт и "фотку"!
----------
Чтобы там не говорили, но одного взгляда инженерного или военного образования - хоть какого! -  и даже правильной совесткой институтской конструкторской школы при правильных учителях - достаточно! Чтобы понять, что "хищник" русский вполне удалсЯ! И кто будет спорить с этим фактом - просто тупой идиот! Это грозная машина! А ещё и вышла красивой...
----------
Эта машина реально получается! Это реально что-то новое и прорывное! Я не знаю, что там в итоге на борту Т-50 (Су-50) окажется, но тело машины уже нереально сексуальное! Только "баран" не сможет увидеть красоту "животинки" высокотехнологичной и грозной!
  • -0.01 / 7
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  Налим_23 ( Слушатель )
05 мар 2017 23:38:58

Одного взгляда, с образованием более 3-го класса начальной школы (а при условии нормального домашнего воспитания - так и с детского сада, лет с 5-ти), достаточно, чтобы никогда не заявлять публично о своем занятии онанизмом, пусть даже и с оговоркой "ментальный". Дрочила - он дрочила и есть, ментальный, анальный... А если он, к тому же, еще и абсолютно безграмотный, совершенно не уважающий Русский язык, да еще и назначающий себе "47 лет чтобы дядькам на форуме писать"... Уже не смешно. Раньше я над тобой просто подсмеивался, теперь мне тебя искренне жаль.
На АС, АУ само придет
  • -0.07 / 7
  • АУ
 
 
 
 
 
  Reginvalt ( Слушатель )
05 мар 2017 14:35:12

Пара фото БВП-50-60


  • +0.43 / 15
  • АУ
 
 
 
 
  Voenlet ( Практикант )
05 мар 2017 06:43:27

982 иап с Вазиани, 2 года воевал составом 1 аэ в Кандагаре, добавляя в 1984 году Талды-Курган, а в 1985 г. полк с Тапы (от них было по две аэ). Самолеты были уже оборудованы этой хренью, АСО-2И называется (засомневался уже как правильно называется, но суть одна - отстрел ППИ).
Только не "сверху крыла", а сверху центроплана ...  Поворотный пилон есть только на Су-24, но снизу.
  • +1.01 / 25
  • АУ
 
 
  Удаленный пользователь
03 мар 2017 23:24:29

Готов поспорить на что угодно, это - фото модели!
Это китайский "Trumpeter" в масштабе 1/32 или 1/48. 
Вот вам ссылка на их каталог: http://scalemodels.r…-2017.html
Кстати сделана модель не бог весть как, по принципу "из коробки".
  • +0.06 / 1
  • АУ
 
 
 
  Йохан Палыч ( Специалист )
03 мар 2017 23:29:57
Сообщение удалено
Йохан Палыч
04 мар 2017 03:30:56
Отредактировано: Йохан Палыч - 04 мар 2017 03:30:56

  • +0.05
 
 
 
 
  Удаленный пользователь
04 мар 2017 00:17:45

Это ва-а-а-аще песец...
Точно! Японец Italery (ESCI) перепилил... Не дождался, видать, бедняга "трампа"...
http://masamasamasam…ory-2.html
  • +0.44 / 5
  • АУ
 
 
 
  Voenlet ( Практикант )
05 мар 2017 06:33:31

  
Пришлось переучится в 1980 году, будучи уже командиром эскадрильи, на МиГ-23 в числе крайних полков после МиГ-21, но сразу на МиГ-23МЛА, которые потом еще модернизировали до МЛД. Когда их пригнали первую партию с Луховиц на аэродром Вазиани, они смотрелись не хуже этих моделей, пахнущие еще краской.
  • +1.24 / 25
  • АУ
 
 
  Voenlet ( Практикант )
08 мар 2017 11:32:17


Не многое что осталось от внуков в кондиционном виде ... Храню как последний освоенный тип. Пусть не смущает уважаемую публику маркировка Алжирских ВВС, но модель сделана на фирме Сухого ...
  • +1.21 / 27
  • АУ
 
 
 
  Voenlet ( Практикант )
08 мар 2017 11:49:54

  • +0.76 / 18
  • АУ