Американский бизнесмен Джефф Безос
выложил в Twitter несколько снимков двигателя BE-4, который возглавляемая им компания Blue Origin разрабатывает в качестве замены российским агрегатам РД-180. Предприниматель отмечает, что компания завершила сборку первого образца BE-4.
Предприниматель не сообщает, где будут проводиться испытания нового агрегата. Эксперты полагают, что это может произойти на полигоне на западе Техаса. Там же тестируется многоразовая система New Shepard.
BE-4 планируется устанавливать на ракету Vulcan — замену носителя Atlas V, куда устанавливаются российские РД-180. Именно Blue Origin компания ULA (United Launch Alliance), совместное предприятие ведущих американских аэрокосмических гигантов Lockheed Martin и Boeing, доверила производство новых агрегатов. Первый полет Vulcan должен произойти не ранее 2019 года. Также BE-4 компания Безоса планирует устанавливать на собственные тяжелые ракеты New Glenn.
Эти носители будут предназначены для полетов туристов, а также доставки грузов на поверхность Луны. В настоящее время Безос строит ракетный завод, где будут производиться системы New Shepard и носитель New Glenn. Первый полет тяжелой ракеты запланирован на 2020 год. В планы компании входит создание сверхтяжелого носителя New Glenn.
В настоящее время в активе Blue Origin уже имеются серьезные достижения. Так, система New Shepard, состоящая из одноименных капсулы и ракеты, 23 ноября 2015 года достигла высоты 100,5 километра и успешно совершила мягкую посадку (ракета — на двигателе BE-3, капсула — на парашюте). После этого система еще четыре раза благополучно совершила суборбитальный полет и вернулась на Землю.
Компания Безоса, также являющегося основателем Amazon, считается основным конкурентом SpaceX, возглавляемой Илоном Маском, и считается крайне закрытой фирмой (в частности, для контактов с прессой).
Двигатели РД-180 производятся химкинским научно-производственным объединением «Энергомаш». Соглашение между Москвой и Вашингтоном о поставках в США 101 двигателя РД-180, оцениваемое примерно в миллиард долларов, было заключено в 1997 году.
http://zoom.cnews.ru…komu_rd180Как и РД-180, двигатель BE-4 использует в качестве окислителя жидкий кислород, но топливо у американского аналога – не керосин, а сжиженный метан. Пара метан-кислород обеспечивает намного большую удельную тягу, к тому же метан имеет в 3 раза лучшую охлаждающую способность, чем керосин. Также упрощается схема работы двигателя, что положительно сказывается на его надежности.
Мощность BE-4 на уровне моря составит 2,4 меганьютонов (у РД-180 3,8 МН). Таким образом, для замены одного РД-180 придется использовать два BE-4. По заявлению Джефа Безоса, BE-4 будет дешевле в эксплуатации, чем российский двигатель. Остается решить лишь вопросы надежной работы – именно этим будут заниматься конструкторы в течение ближайших 5 лет.