«Никто никого в ЕАЭС насильно не держит» – такой крайне прозрачный намек дал российский премьер своему белорусскому коллеге в ответ на его претензии по поводу цен на газ. Подействует ли на Минск подобная риторика и каково сейчас в Белоруссии отношение к тесному союзу с Россией?Во вторник на заседании Евразийского межправительственного совета в Бишкеке разгорелся публичный спор премьер-министров России и Белоруссии Дмитрия Медведева и Андрея Кобякова. Белорусский гость обвинил Медведева в завышении цен на газ, пожаловавшись, что в самой России голубое топливо значительно дешевле.
«Не надо совершать размен за общий счет. Хотел отметить крайне неприятную тенденцию. Из-за проблем двухстороннего формата это переносится на площадку ЕАЭС». – возразил Медведев. Как посетовал Медведев, в отношении других членов ЕврАзЭС, не вовлеченных в спор, возникает «недопустимая ситуация» – это «сродни шантажу: повлияйте, или мы ничего не подпишем». Медведев подчеркнул: если бы некоторые страны не входили в состав союза, они
покупали бы газ по европейским ценам. «И напомню, что никто никого в ЕАЭС насильно не держит», – прозрачно намекнул Медведев.
В заседании участвовали также премьеры Армении, Казахстана, Киргизии – они обсуждали проблемы и перспективы Евразийского экономического союза. Экономический аспект пикировки двух премьеров газета ВЗГЛЯД
уже проанализировала. Что происходящее означает с точки зрения политической?
На уровне простых людейВ самой Белоруссии и подавляющее большинство рядовых жителей по-прежнему симпатизируют больше России, чем Западу, а на этом фоне положительно воспринимают ЕАЭС. Об этом, опираясь на итоги ноябрьских опросов варшавского института BAW, пишет на портале
«Евразия – эксперт» доцент БГПУ (Минск), кандидат исторических наук Валентин Стариченок. Хорошо относятся к ЕАЭС 60%. Отрицательно – только 5%. Среди россиян положительно настроено еще больше – 69%. Однако, как отметил эксперт, в 2015 году разница во взглядах составила 18 пунктов, а в прошлом году – только шесть. «Выравнивание общественного мнения произошло за счет сокращения поддержки ЕАЭС со стороны россиян», – отметил социолог.
Глава минского Центра стратегических и внешнеполитических исследований Юрий Царик назвал цифры BAW адекватными – они в целом совпадают с результатами, которые дают государственные социологические службы. «Подавляющее большинство предпочитает именно отдельное суверенное государство. Но если не оставлять такого варианта, а выбирать только между интеграцией с Россией и ЕС, то подавляющее большинство склоняются к России, а не к Евросоюзу», – сказал Царик газете ВЗГЛЯД. Хотя в последние годы подросли симпатии к Западу, но «качественных сдвигов не произошло». Царик заверил, что выход из ЕАЭС не стоит на повестке дня.
Не откажется от самого выгодного рынкаБывший кандидат в президенты Белоруссии, сопредседатель оппозиционного движения «Говори правду» Татьяна Короткевич напомнила, что ЕЭАС очень нужен Белоруссии, поэтому выход из него – вообще не вариант. Власти, по ее мнению, в данном затяжном нефтегазовом конфликте отстаивают национальные интересы.
Председатель комитета Госдумы по делам СНГ Леонид Калашников (КПРФ) пояснил, что в 90-е годы, когда Лукашенко только пришел к власти, царили очень сильные объединительные тенденции, в том числе обсуждались условия полного слияния. Ходили слухи, что, если Лукашенко выйдет как кандидат на должность президента двух стран, он точно победит.
«Тогда под этим имелись реальные основания. Белорусы надеялись, они видели все плюсы, которые они имели в СССР. После 25 лет раздельного существования уже многие вопросы, которые раньше казались сложными, так или иначе решены. С Россией более-менее устаканились отношения, Белоруссия стала самостоятельным государством. Самостоятельность дает плоды, и население это ощущает», – сказал Калашников газете ВЗГЛЯД.
Поэтому депутат уверен: если Минск и выйдет из ЕАЭС, то последним. «Для Белоруссии полностью открылся очень большой российский рынок. Товарооборот увеличивается. Кто бы чего ни говорил, а пребывание Белоруссии в Евразийском союзе гораздо выгоднее, чем ее отсутствие. Лукашенко руководствуется интересами страны, как бы там кто его ни обвинял. Иной раз он хочет это делать за счет соседей, но соседи тоже не спят», – считает Калашников.
Минск начал гнутьсяВ свою очередь президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов увидел в публичной пикировке двух премьеров как раз признак того, что Минск начал сдавать свои позиции.
«Медведев правильно сформулировал. Минск больше остальных выиграл от евразийской интеграции, получив беспошлинный доступ к российскому рынку. Если Лукашенко чего-то не устраивает, то он бы давно инициировал выход», – сказал Абзалов газете ВЗГЛЯД.
Но в период сложностей в экономике Москва ведет себя более рационально, напомнил эксперт. «Сейчас никто в Европе не готов платить Лукашенко просто за то, что он допускает либералов до выборов. Поставь он интересы Москвы выше своих, он мог бы признать Крым, условно говоря. Но Лукашенко этого не делает, а пытается по старой памяти усидеть на трех стульях. Проблема в том, что этих стульев уже нет, и он сидит на полу. Но все пытается продавать то, чего нет: интеграцию, дружбу», – уверен политолог.
Он предполагает, что к маю конструктивное решение ссоры Москвы и Минска все равно появится. До этого времени Лукашенко необходимо что-то придумать – и он попытается договориться, предрекает эксперт, добавляя, что белорусский лидер обязательно должен приехать 9 мая на парад на Красной площади, иначе это сильно ударит по его собственной репутации в самой Белоруссии.
ссылка