Гаубица 2А61 – одно из новейших артиллерийских орудий российской армии. Гаубицу разработали ГУП (Государственное унитарное предприятие) "Завод № 9". Первые данные о 2А61 были опубликованы в 97-м году. Своим появлением орудие обязано тому, что после перевода натовской полевой артиллерии на калибр 155 миллиметров огневая мощь российских артиллерийских мотострелковых бригад (полков), имеющих на вооружении 122-миллиметровые гаубицы, стала уступать по огневой мощи соответствующим соединениям армий стран-членов НАТО.
Новая гаубица, которую классифицируют как полковая, разработали на трехстанинном модифицированном лафете 122-миллиметровой гаубицы Д-30. Это стало возможным после установки на дульной части дульного тормоза новейшей конструкции, который поглощает большую часть энергии отката.
Применение трехстанинного лафета обеспечивает возможность кругового обстрела при углах наведения по вертикали от -5 до +70 градусов. На лафете установлен механизм досыла снарядов, который позволяет вести огонь со скорострельностью до 8 выстрелов в минуту. На верхнем станке для защиты расчета от осколков и пуль стрелкового оружия имеется легкое щитовое прикрытие.
Для стрельбы из гаубицы используются выстрелы раздельного гильзового заряжания, также применяемые в системах аналогичного калибра – Д-1, Д-20 и МЛ-20. По своей баллистике она соответствует баллистике 152-миллиметровой гаубицы МЛ-20, разработанной на заряде № 3.
Для перевода 2А61 в походное положение подвижные станины сводятся к неподвижной станине лафета и закрепляются. Сама неподвижная станина и ствол соединялись в дульной части. Для буксирования использовалась шкворневая балка, которая закреплена на дульной части. Перевод между боевым и походным положениями и обратно семь человек тренированного расчета выполняется за две минуты.
Благодаря относительно небольшой массе гаубицы (4,3 тыс. кг по сравнению с 5,65 тыс. кг у гаубицы Д-20 такого же калибра) ее можно буксировать, используя те же средства тяги, что и для 122-миллиметровой гаубицу Д-30. Максимальная скорость движения по шоссе при этом может составлять 80 км/ч.
Модификации