Белоруссия: проблема геополитического выбора
21,354,513 101,885
 

  Удаленный пользователь
13 мар 2017 13:39:10

О белорусско-украинско-азербайджанском топливном треугольнике

новая дискуссия Дискуссия  191

Сначала актуальная цитата: “По имеющимся данным, концептуально Минск уже достиг договоренностей с Баку в лице государственной нефтяной компании SOCAR о долгосрочной поставке нефти на Мозырский НПЗ, расположенный у границы с Украиной. Сейчас речь идет о трёх танкерах, или 240 тыс. т нефти в месяц, которая будет приниматься с моря и подаваться на белорусский НПЗ по системе нефтепроводов “Укртранснафты”. Пишут об этом в украинских медиа, однако не доверять автору (директор “Консалтинговой группы А-95” Сергей Куюн) причин нет: в своей сфере человек разбирается.
240 тыс тонн в месяц – это без малого 2,9 млн тонн в год. Конечно не перекрывает падения поставок российской нефти в РБ в 2016 году – уменьшились на 3,65 млн тонн (до 18,1 млн тонн) – однако уже что-то. При условии, что поставки будут стабильными, конечно же.
Наладить альтернативный маршрут – транзитом через Украину – Беларусь пытается не в первый и даже не в пятый раз. Памятны поставки из Венесуэлы в начале 2010-х, да и после каждого нового спора РФ и РБ, касающегося нефти и её переработки на белорусских НПЗ, тема всплывает и активно обсуждается. Каждый раз это обсуждение идёт примерно по одному и тому же сценарию. С какой стороны ни смотри, возить морем дорого: фрахт танкеров, перевалка в порту. Дальше железной дорогой по Украине. Бензин выходит золотым. Но в этом году изменились сразу несколько обстоятельств.
1. “Укртранснафта” (оператор украинских нефтепроводов) в начале этого года выкачала из системы нефть марки Urals и начала заполнение маркой Azeri. Той самой азербайджанской. Дело в том, что Украина договорилась о её поставке и на Кременчугский НПЗ – 1,2-1,4 млн тонн в год. Иными словами совокупная прокачка по нефтепроводу может превысить 4 млн тонн в год – есть смысл заморочиться с заменой марки технологической нефти.
2. Ограничение поставок российской нефти на белорусские НПЗ бьёт в том числе по Украине, для которой белорусские нефтепродукты – лучший выбор по цене и качеству. Российские, правда, ещё дешевле, однако тут уже включается политический фактор: на днях прокачка ДТ на Украину была в очередной раз прекращена.
3. Для топливного баланса Украины все эти локальные войнушки означают примерно следующее. Если в начале 2016 года соотношение белорусских и российских НП на рынки Украины было примерно 70/30, то ближе к середине оно подтянулось к 60/40, затем сравнялось. Однако “сравнялось” не значит 50/50.
4. Как утверждает директор группы транспортных компаний PRIME Дмитрий Лёушкин, соотношение импортных нефтепродуктов на рынке Украины сегодня примерно 30/30/30 (РФ/РБ/Греция). Ещё около 10% забирают поставки из Индии. Греческие и индийские НП обходятся импортёрам дороже белорусских (тот же фрахт и перевалка), однако имеют и весьма ценный в украинских условиях плюс: они прогнозируемые.
5. Итак, что мы получаем, если вернёмся к азербайджанской нефти для Мозырского НПЗ? Украина и Беларусь оказались в любопытной симбиотической ситуации. Украине выгоднее купить белорусские НП, даже если они будут произведены из более дорогой нефти. Всё равно это дешевле, чем оплачивать поставки НП из Греции, а тем более Индии. Для Беларуси, в свою очередь, не проблема покупать для переработки дорогую нефть, если она точно будет знать, что найдёт для рынок сбыта. А пока из 6 устаревших украинских НПЗ работает только один Кременчугский, сбыт будет: как раз в начале прошлого года Украина запретила ввоз автомобилей, не соответствующих требованиям Евро-5, тогда как производил такое топливо на Украине только Шебелинский ГПЗ, и то только с сентября. В феврале текущего года к нему присоединился и Кременчугский НПЗ, однако потребности рынка они всё равно не удовлетворяют.
ccылка
Отредактировано: Alximik - 01 янв 1970
  • +0.24 / 4
  • АУ
ОТВЕТЫ (4)
 
 
  Pepenec ( Специалист )
13 мар 2017 13:50:28

Временное решение. До тех пока укры не модернизируют свои оставшиеся заводы. Правда если Украина будет и дальше погружаться в деградацию, то ждать этой модернизации можно до морковкиного заговенья. Но не факт и то, что эта азероистория не кончится так же как и венесуэльская, тогда можно будет сказать что везенье Луки закончилось.
  • +0.07 / 4
  • АУ
 
  ДедМиши ( Специалист )
13 мар 2017 14:23:55

Всё это пустое, болтовня политАНАЛитиков.
Проблема Луки не нехваткa нефти вообще, нефти кругом море, проблема в дешёвой нефти для его самоваров, которую в принципе может дать только РФ.
То есть все эти смешные схемы упираются в цену, а Азербаджайн не продаст нефть в полцены, они вроде  это уже и заявляли.

Попугать Путина(уже смешно), а самое главное распушить свои изрядно облезшие павлиньи перья перед своим лекторатом.
  • +0.80 / 24
  • АУ