Цитата: Maxlock от 13.03.2017 21:35:15Bombardier CS100- $ 71M, Superjet 100 SLR - $36M - наш в 2 раза дешевле.
Так же, вероятно, будет и с Ил-96-400М за 90-100М.
В Ваших рассуждениях есть одна существенная ошибка, которая их полностью обесценивает.
Каталожная цена SSJ100 на 2012 действительно составляла $36 млн. Это действительно в два раза дешевле чем каталожная стоимость CS100. Но тут есть одно большое но. По открытым источникам тогда SSJ100 имел почти 60 % импортных комплектующих и локализацию всего только около 50 %. Двухкратная разница была бы возможна только в том случае, если бы западные поставщики поставляли комплектующие Сухому на 40-60 % дешевле чем поставляли бы Бомбардье. Также российская рабочая сила и комплектующие должны были бы стоить в 2-3 раза дешевле западных аналогов.
Как так получилась? Западные поставщики не демпинговали и иностранные комплектующие SSJ100 стоили столько же, что и у CS100. Российские комплектующие и рабочая сила в 2012 были дорогими из-за сильно завышенного рубля (пресловутая голландская болезнь). Тот же РостСельМаш не мог локализовать себе купленный в Канаде завод, ибо было дорого и экономически бессмысленно.
Так в чем же проблема? ... Видимая разница в каталожной цене получается от того, что любая авиакосмическая программа имеет две составляющие цены: (а) расход на разработку и (б) расход собственно на построение самолета. В каталожную цену Сухого
не включены расходы на разработку, которые составляют около половины или даже более цены самолета. Сухой, чтобы ворваться на давно поделенный рынок, демпинговал продавая самолеты по цене их постройки не включающей расходов на их разработку.
Насколько я помню, начальная разработка Сухого обошлась в чуть менее 50 млрд рублей, что по ценам 2012 г составляет чуть менее $2 млрд. При производстве 100 самолетов (план первой очереди без дополнительных расходов на доработку и развитие) за 10 лет (специально завышено) и 5 % годовой ставки (специально занижено), на каждый самолет дополнительно распределяется по минимум $25 млн расходов на разработку.
В каталожной стоимости $36 млн нет этих расходов, иначе бы себестоимость постройки самолета составляла бы менее $11 млн, что нонсенс так как только два двигателя SaM 146 на 2012 стоили более $6 млн без установки. Обычно стоимость двигателей не превышает 10-15 % общей стоимости. Расходы на разработку в большей части профинансировал российский бюджет. Только в 2014 тот же ВЭБ опосредованно докапитализировал "Гражданские самолеты Сухого", выкупив акции допэмиссии компании "Сухой" на 25 млрд рублей (
пруф). То как разбрасывали непокрытые расходы на разработку можно посмотреть в пресс-релизах и отчетности Сухого и связанных компаниях. Фактически разработку Сухого оплатили доходами от продажи доли ОАК в EADS, а непокрытый остаток прямыми дотациями бюджета.
По факту получается, что себестоимость SSJ100 составляла минимум $36 млн + $25 млн = $61 млн, без учета рекламных расходов, маржи производителя и покрытия рисков, те же непроданные самолеты армянских и прочих контрактов. То есть самолет стоил примерно столько же сколько и его западный конкурент. Возможно даже больше.
Сейчас благодаря девальвации рубля и ускоряющейся локализация, стоимость постройки SSJ100 упала до менее чем $25 млн, а общая стоимость стала гарантированно ниже западных конкурентов. Ил-96-300 вполне может иметь стоимости постройки в $60-80 млн с учетом его возраста и материалов использованных, ибо расходы на разработку уже давным давно амортизированы. Вот только аналог, немодернизированный Boeing 767, продается по ценам от $15 до $30 млн. Их как раз иногда берут ВИП персоны, чтобы пофорсить. Они дешевы и более высокие эксплуатационные расходы компенсируются, если их используют редко. (
Ссылка). Получается, что постройка Ил-96 стоит в более чем 3 раза больше, чем готовы продавать его прямого конкурента.
Модернизация Ил-96 приведет к тому, что к его цене придется добавлять расходы на разработку, процентные платежи и далее по списку. С учетом его малой серии, то цена в $200-300 млн. за штуку может быть даже заниженной. Это как с F-35, производство этого утюга стоит мизер, а бухгалтерская аллокация расходов на разработку делают его золотым. То есть Ил-96 скорее всего будет стоить как Boeing 787 и иметь, в лучшем случае, эксплуатационные характеристики как у Boeing 767 модернизированных серий, которые считаются уже лет 10 как устаревшими.
Конечно ИЛ-96 можно дотировать, но как говорится, если хочешь разорить страну, подари ей крейсер. Дотации даже при серии в 10-15 самолетов будут большими. Дотировать придется все, от разработки, производства и до топлива. То есть кроме $1,5-2,0 млрд. первичных дотаций на разработку и оснащение и производство, придется дотировать 30-40 % стоимости каждого рейса, лечение детских болезней и т.п. Только топливо, это минимум $50.000; — получается минимум $225 млн. в год (=0,05 * 300 * 15) или же более 13 млрд. рублей в год.