Одной из настоящих сенсаций северокорейского ракетного испытания 12 февраля стало соответствующее заявление ЦТАК. В нем сообщалось, помимо прочего, следующее. «
Были проверены динамические характеристики управления положением, наведением и маневрированием управляемой боеголовки, способной нести улучшенный по мощности ядерный заряд, во избежание перехвата на промежуточном участке и при входе в атмосферу после ее отделения». Надо всем этим раньше б наверное посмеялись, но не в 2017 г.
Другая интересность обнаружилась на кадрах испытаний. Дело в том, что на головной части заметные кое-какие интересные вещи.
И хотя это не обязательно должны быть маневровые двигатели (это может быть просто частью системы отделения головной части и т д), ситуация стала еще интереснее.
И вот еще одна новость. Теперь уже от СМИ Южной Кореи. В
статье за 14 марта, вышедшей на сайте JoongAng Ilbo сообщалось уже о том, что на базе SCUD-ER Пхеньян проектирует противокорабельную баллистическую ракету! «An ASBM stands out from ordinary ballistic missiles in that the warhead is capable of searching for the current location of a moving target and veering itself towards it, instead of dropping on the spot it was initially aimed at. China and Iran are the only known countries to have the technology. » Без маневрирования на
конечном участке подобная задача не решаема в принципе.
Сообщения о разработке в Северной Корее такого оружия были и ранее, но там в качестве основы для создания «морской» версии фигурировала KN-02. Якобы создаваемая ракета должна была атаковать морские цели на дальности до 300 километров. Теперь же якобы проектируется противокорабельная ракета (ПКР) с дальностью до 1000 км! Относительно реалистичности точного наведения ракеты идущей по такой траектории и на такую дальность на малоразмерную двигающуюся цель до сих пор есть серьезные вопросы принципиального свойства.
А вот насчет баллистической ПКР с дальностью в 300 км принципиальных вопросов больше нет. Такое оружие есть у Ирана. Речь идет о баллистической ПКР Khalij Fars. Эта ракета создана на базе оперативно-тактической твердотопливной ракеты Фатех-110 (Fateh-110). На начальной фазе полета инерциальная система наведения направляет ракету к заданной точке. За это время, учитывая относительно небольшое расстояние и очень высокую скорость ракеты, крупные корабли не смогут отойти от этой точки на какое-нибудь значительное расстояние. В заключительной части полета головка самонаведения (ГСН) обнаруживает и захватывает цель, после чего ракета наводится на нее с помощью аэродинамических рулей и старается поразить цель.
Ракета Khalij Fars поражает цельТаким образом, иранцы имеют вполне работоспособную ракету с маневрированием на конечном участке! (Кому интересно, подробнее о ней
тут) И как утверждается в недавней статье, Пхеньян образец такой ракеты якобы получил из Ирана в 2012 г. «Dan Shoham, a senior researcher at the Begin-Sadat Center for Strategic Studies in Bar-Ilan University, Israel, said in an email interview with the JoongAng Ilbo that North Korea acquired the Fateh-110 from Iran around 2012, the Middle Eastern country’s latest ASBM to date. »
Однако еще интереснее то, что маневрирование на конечном участке иранцами заявляется и для отделяемых боеголовок баллистических ракет средней дальности. Так, в октябре 2015 г было заявлено об испытания ракеты средней дальности Имад (Emad).
«Ракета Emad — первая иранская ракета дальнего радиуса действия, которую можно наводить и контролировать, пока она не поразит цель. Ракета также способна поражать цели с высокой точностью и полностью их уничтожать.» —
заявил тогда министр обороны Ирана. А на опубликованных фото можно увидеть, что на головной части установлены некие аэродинамические поверхности. Управляемые они или нет — неизвестно. Если первое, то тогда боеголовка в полете на фазе снижения способна корректировать траекторию падения.
Учитывая давние партнерские отношения Ирана и Северной Кореи в ракетостроении и не только, следует полагать, что в Пхеньяне уже располагают достаточно подробной технической информацией об иранских достижениях. Да и очень даже может быть, что многие из этих достижений разрабатывались при непосредственном участии специалистов из КНДР.
Таким образом, создание в КНДР боеголовок способных к маневрированию на промежуточном и на конечном участках уже не является фантастикой. И даже если такие боеголовки в реальности еще не созданы, то скорее всего при текущем темпе это вопрос ближайших лет. Это, в свою очередь, создаст значительные проблемы для ПРО противника. Понятно дело что о ПКР (вопросы с системами обнаружения целей для пуска и системами наведения способными пережить полеты на среднюю дальность никто не отменял) или про какие-то сложные маневры (и тем более с большими перегрузками) речи не идет. Имеются в виду относительно простые маневры уже после отделения боеголовки от ракеты при полете в заданную и заранее определенную точку, т е для атаки по неподвижным целям.
Ссылка