Дмитрий Дробницкий: Новая ядерная проблема в самом сердце Европы 20 марта 2017, 11::20
В марте – впервые с 1970-х годов – разгорелись споры о самом разрушительном оружии на Земле, размещенном в Европе. Тему вдруг стали активно обсуждать, причем детально. Сенсацией стал сам факт такого обсуждения, ранее немыслимого.
В последние недели темы ядерного нераспространения и ядерного сдерживания неожиданно получили новое развитие.
Не потому, что Дональд Трамп в беседе с российским лидером Владимиром Путиным, предположительно, раскритиковал договор СНВ-3.
И не потому, что Пхеньян в последнее время активно пугает своих соседей (да и весь мир) запусками своих баллистических ракет, которые, по расчетам американских военных экспертов, могут нести атомную боеголовку.
И не потому, что при новом хозяине Белого дома ядерная сделка с Ираном, достигнутая при участии шестерки международных посредников (включая Россию), оказалась под угрозой.
И даже не потому, что сюжет свежего сезона американского сериала «Родина» крутится вокруг подозрений ЦРУ о существовании у Тегерана «ядерного плана Б», который позволит Исламской Республике заполучить оружие массового поражения за счет сотрудничества с Северной Кореей. Само собой, развитие событий в альтернативной телереальности ставит несколько неудобных вопросов о ядерном потенциале Израиля…
Все эти сюжеты, как выдуманные, так и реальные, хоть и остры, но относительно неновы. Но в марте – впервые с 1970-х годов – разгорелись споры о самом разрушительном оружии на Земле, размещенном в Европе.
В начале марта издание The New York Times опубликовало статью, в которой обсуждались планы нескольких влиятельных европейских политиков вооружить ЕС собственными силами ядерного сдерживания (СЯС). Появился даже специальный термин – «Евросдерживание».Сложно сказать, кто выступил застрельщиком темы, но в публичном поле ее впервые официально озвучил Ярослав Качиньский. В интервью газете Frankfurter Allgemeine он потребовал от Ангелы Меркель решительных действий по «решению вопроса сдерживания».Поначалу это казалось чистой воды пиар-ходом.
Мол, при президенте Трампе европейцы более не чувствуют себя защищенными, они не надеются на безусловное выполнение Вашингтоном своих обязательств по статье пятой устава НАТО и даже опасаются вывода американских ракет с территории Старого Света, так что о своей безопасности перед лицом «русской угрозы» европейцам придется позаботиться самим.
Но тему вдруг стали очень активно обсуждать, причем детально и в различных вариантах. Сенсацией стал сам факт такого обсуждения, ранее немыслимого.
В интервью The New York Times депутат Бундестага Родерик Кизеветтер (полковник в отставке, повоевавший в Афганистане) заявил, что у правящей коалиции ХДС/ХСС существует план по развертыванию ядерного зонтика над Европой – альтернативного американскому и натовскому.
План предполагает единое европейское командование СЯС.
«Евросдерживание», по словам Кизеветтера, возможно при соблюдении четырех условий: готовность Франции отдать свой ядерный арсенал (около трехсот боеголовок) под единое командование ЕС, финансирование программы со стороны Германии, создание единого штаба для руководства стратегическими силами и разработка программы по передислокации – при необходимости – французских ракет на новые стартовые позиции.
Немецкий законодатель также посетовал, что Великобритания покидает Евросоюз, а то можно было бы рассчитывать также и на ее ядерный потенциал.
Понятно, почему речь не идет о европейских структурах НАТО. Во-первых, они де-факто находятся под американским контролем, а во-вторых, Франция в 1966 году вывела свои вооруженные силы из-под единого командования альянса.
В 2009 году президент Николя Саркози объявил курс на полную интеграцию Франции в североатлантический блок и даже частично успел выполнить свое обещание, но Париж так и не вошел в Группу ядерного планирования НАТО, так что ее СЯС находятся под суверенным командованием.
А вот в рамках ЕС, полноценным членом которого Франция (пока) является, сделать это можно – разумеется, если будут созданы единые европейские вооруженные силы (или хотя бы ядерное командование).
То, что это не пустые разговоры, а реальный план, подтверждается резкой реакцией на него со стороны кандидата в президенты Франции от Национального фронта Марин Ле Пен.
Выступая на предвыборном митинге 11 марта, она заявила:
«За всю свою историю Франция редко была столь безоружной. Конечно, у нас есть – но надолго ли? – наше оружие ядерного сдерживания. И вот раздаются голоса в поддержку ужасного проекта передачи нашего арсенала под общеевропейское командование. Это будет безумием и преступлением против Франции, ее безопасности, ее суверенитета и независимости!
Уже на протяжении не одного десятилетия мы осуждаем сползание Европейского союза в тоталитаризм. Поэтому даже речи идти не может о том, чтобы эта надгосударственная технократическая структура получила какую-либо военную силу. Это стало бы страшной угрозой всем фундаментальным свободам народов Европы!».
То, что споры на эту тему вовсю идут, косвенно подтверждается неожиданно разгоревшейся дискуссией о членстве Черногории в НАТО, из-за которой в США сенаторы Джон Маккейн и Рэнд Пол не на шутку разругались.
Пол посчитал приглашение нестабильной восточноевропейской страны в альянс безумием, за что был обвинен Маккейном в «работе на Путина». В ответ Рэнд Пол заметил, что сенатор Маккейн являет собой лучшее доказательство того, что Трамп прав, когда требует ограничения числа сроков пребывания в Конгрессе.
По сути дела, это спор не о Черногории, а о том, кто будет защищать Европу «в случае чего». В случае выхода Франции из ЕС и НАТО, например…
Так или иначе, но быстро меняющийся политический ландшафт Запада заставляет по-новому взглянуть на архитектуру мировой безопасности в XXI веке.
Режим нераспространения, который наш МИД защищает как священную реликвию, – это прекрасно. Если бы не одно «но»: стремительное развитие ситуации в Европе требует новых подходов, а значит, и новых международных договоренностей. Возможно, даже нового НЯО, который бы на сей раз включил все страны.
Госсекретарь Тиллерсон только что закончил свой вояж по странам Азиатско-Тихоокеанского региона (Южная Корея, Япония, Китай), пытаясь найти решение «старой» ядерной проблемы, связанной с Пхеньяном. Тем временем новая ядерная проблема назревает в самом сердце Европы.
И нашему внешнеполитическому ведомству также надо как-то поспевать за развитием событий.
Во всяком случае, я бы не стал игнорировать заявления о необходимости всеевропейского обобществления французского стратегического арсенала. Тем более что даже во времена холодной войны у нас были особые отношения с Пятой Республикой.
А есть ли у России план дипломатических шагов на случай выхода Франции из НАТО и ЕС?
Да, сегодня Франция – не самая интегрированная в альянс страна, но она все равно часть евроатлантической системы безопасности (и агрессии, кстати говоря). Каким образом строить отношения с абсолютно независимой ядерной державой посреди Старого Света? И как требовать в таком случае от остатков ЕС соблюдения режима нераспространения? И как реагировать на неизбежные новые франко-германские трения?
Разумеется, все бы чертовски упростилось, если бы «русские хакеры» совместно с «агентом Кремля» Джулианом Ассанжем и вправду могли решить все проблемы…
В реальности же России нужны новые стратегии, хорошо проработанные и гибкие. Ведь хотим мы того или нет, но мир вокруг нас действительно стремительно меняется
.
Ссылка