С
чего все начиналосьРазведка – столь же древнее явление, как и человеческая цивилизация. Неотъемлемой частью разведывательной деятельности является экономическая разведка, которую многие также называют промышленным шпионажем. Сейчас сложно сказать, какое направление разведки появилось первым, но экономическая разведка вполне может претендовать на эту роль. Фактически, первая операция промышленного шпионажа в первобытные времена могла выглядеть следующим образом: племя А изобрело лук и получило возможность не только эффективно охотиться, но и нападать на своих соседей, чтобы изгнать их с удобных охотничьих мест, из пещер, с плодородных земель – как угодно. В этих условиях племя Б предприняло максимум усилий, чтобы заполучить образец этого нового оружия и узнать технологию его изготовления, для чего самая красивая девушка племени Б влюбила в себя члена племени А, знавшего все эти секреты, которые он и рассказал ей по доброте душевной. Именно так могла начаться история промышленного шпионажа.
Считается, что теоретическая база разведки была заложена в Китае – еще в 4-м веке до нашей эры Сунь Цзы написал свой бессмертный трактат «Искусство войны», который до сих пор считается одним из основополагающих трудов по теории разведки: «Если просвещенный государь или рассудительный генерал одерживают победу над противниками каждый раз, когда они переходят к действиям, то это достигается благодаря предварительной информации. Так называемая предварительная информация не может быть получена ни от духов, ни от божеств, ни по аналогии с прошлыми событиями, ни путем расчетов. Ее необходимо получить от человека, который знаком с ситуацией противника».
По мере развития мировой цивилизации развивалась и разведка. При этом, в первую очередь развивалась экономическая разведка, поскольку вся политика, в конечном итоге, служит экономике. Разделение труда и появление торговли и денег стали мощным стимулом для ускоренного развития экономической разведки. Каждый хотел получить то, чего у него не было, и сделать это хотелось с наименьшими затратами. А дешевле всего было украсть. Может, кого-то это определение и покоробит, но давайте называть вещи своими именами, ведь суть промышленного шпионажа состоит именно в этом – незаконно получить чужую технологию или необходимые для ее создания информацию и образцы. Причем иногда бывает так, что за к средствам экономической разведки приходится прибегать лишь потому, что технологии не хотят продавать ни за какие деньги. Достаточно вспомнить историю с созданием атомной бомбы – да кто бы нам продал эту технологию! Пришлось поработать советской разведке, которая с блеском выполнила возложенные на нее задачи. Да и появлением в нашей стране метро мы тоже обязаны разведчикам – сотни агентов фотографировали американские метро и добывали по крупицам сведения об их строительстве. Имен этих людей, рисковавших своей жизнью, мы не знаем, но результаты их работы известны всем.
Если же вернуться к истории, то можно сказать, что успехи римлян в завоевании разных стран были во многом достигнуты именно благодаря разведке. Рим через многочисленные каналы собирал любую информацию о стране, представлявшей для него интерес – от климата и плодородия до качества дорог и слабостей правителей. Именно на анализе полученной информации и строилась политика Рима и выбор направления главного удара. В одном случае достаточно было подкупить нескольких недовольных царедворцев, а в другом – приходилось вести войну, но заранее зная все слабые места противника. А в отдельных случаях Рим просто игнорировал чужие земли – если они не обладали ресурсами, они были бесполезны. Именно благодаря хорошо поставленной экономической разведке и возникла Римская империя.
В средние века классический образец операции экономической разведки можно найти в романтической любовной истории 15 века – как китайская принцесса отправляет своему возлюбленному за границу шляпу из живых цветов, в которой спрятаны шелковичные черви. В то время это было громадным прорывом – в результате данной операции Китай лишался эксклюзивной возможности производства шелка, который был основным предметом экспорта. Классический пример экономической разведки можно найти уже в романтической истории, относящейся примерно к XV веку до нашей эры. В ней рассказывается о китайской принцессе, отправляющейся к своему возлюбленному за границу в шляпе из живых цветов, где были спрятаны шелковичные черви.
Собственно, изначально нельзя было говорить об экономической разведке как государственном инструменте – сначала был частный коммерческий шпионаж. Торговцы стремились узнать, какой товар, какого качества, в каком количестве привезли на интересующий их рынок конкуренты и по какой цене будут продавать. Естественно, они в меру сил не упускали случая подпортить товар конкурентов и распустить слухи об их нечистоплотности и низком качестве продукции, превознося при этом свой собственные товар. Сейчас всем этим приемам подобрали научные названия (диффамация, имидж, конъюнктурный анализ, реклама и т.д.), но суть действий от этого ничуть не изменилась.
Толчок развитию экономической разведки был дан в позднее средневековье, когда одновременно в Средиземноморье стала активно развиваться как экономическая разведка со стороны государств, так и частный промышленный шпионаж. Центрами этой деятельности стали Венеция и Генуя – здесь коммерческие тайны ценились выше, чем политические. Благополучие этих городов напрямую зависело от торговли с арабским Востоком и всех связанных с этим рисков. Поэтому Светлейший правитель Венеции через своих слуг вербовал купцов и дипломатов всех стран, дабы получать от них всю информацию по любым вопросам. В результате, Венеция долгие годы занимала ведущие позиции в Европе.
Опыт Венеции в 14 веке взяли на вооружение флорентийские купцы-банкиры, а развили их дело в 15-16 веках представители банкирского дома Фуггеров во главе с Якобом Фуггером (1459-1525), который создал высокоэффективная разведывательная сеть, основой которой служили многочисленные представительства фирм в различных европейских странах. Но наличие большой разведывательной сети отнюдь не означает, что она будет работать эффективно. Собирая информацию обо всех и обо всем, Фуггеры не удосужились озаботиться сбором данных о своих главных должниках - испанских Габсбургах, которые в конечном итоге обанкротились и повлекли в эту яму и своих кредиторов.
В пример германским банкирам Фуггерам можно поставить небезызвестных Ротшильдов. Когда пять братьев-Ротшильдов в конце 18 века основали банки в пяти европейских столицах (Лондоне, Париже, Вене, Франкфурте и Неаполе), он одновременно создали в каждой стране разветвленную сеть сбора информации, которой они обменивались друг с другом. Стремясь к достижению своих экономических целей, Ротшильды манипулировали имеющейся у них информацией, сталкивая людей и страны – ради своего блага. Каждая война приносила им прибыль – они, как обычно, финансировали обе стороны и продавали им информацию о противнике – но дозированную и строго ограниченную. Собственно, капитал Ротшильдов был сделан на европейских войнах, в первую очередь – наполеоновских.
Но большой бизнес неотделим от власти. Успехи экономической разведки Ротшильдов сподвигли Лондон на создание государственной службы экономической разведки. Начало было положено в текстильной промышленности. По правде говоря, это был вынужденный шаг – в конце 18 века англичане вдруг обнаружили, что представители южных штатов США украли с английских фабрик в Ланкашире чертежи прядильной машины и приступили к созданию хлопчатобумажной промышленности в Соединенных Штатах. Благодаря наличию дешевой, в большинстве своем рабской рабочей силы, американская хлопчатобумажная промышленность представляла реальную угрозу для Англии. Поэтому британская корона решила любой ценой защитить конкурентоспособность своей промышленности. Ей это удалось за счет максимальной эксплуатации пахотных земель и сельскохозяйственных угодий в своих колониальных владениях путем создания огромных хлопковых плантаций в Африке и Вест-Индии. Занимался этим уникальный человек - Генри Уикхем, который уже до этого внес свое имя в историю экономической разведки, нелегально вывезя из Бразилии семена гевеи и разрушив тем самым монополию этой страны в области каучука.
Экономическая разведка в США Термин экономический, промышленный, коммерческий, научно-технический шпионаж (разведка) означает активные действия, направленные на сбор, хищение, накопление и обработку ценной информации, закрытой для доступа посторонних лиц. Для сбора разведданных используются самые различные методы. Многие из них не отличаются особой порядочностью, однако все они являются неизменно эффективными:
1. Закупка товаров конкурента;
2. Неизменное присутствие на ярмарках, выставках, конференциях и т.п., при этом собирается вся доступная или оставленная по недосмотру документация и информация, фотографируется все, что возможно;
3. Посещение предприятий;
4. Финансирование контрактов на выполнение научно-исследовательских работ за рубежом с целью проникновения в некоторые лаборатории;
5. Отправка на учебу за рубеж студентов и стажеров;
6. Бесконечные безрезультатные переговоры, в процессе которых постоянно запрашивается дополнительная информация;
7. Похищение чертежей и технической информации;
8. Шпионаж и простое воровство.
Обычная жизнь разведчиков гораздо прозаичнее, чем это представляется в шпионских романах и фильмах про Джеймса Бонда. Но интриги в жизни не меньше. С завершением холодной войны противоборство систем не закончилось – просто из политической плоскости оно перетекло в экономическую (хотя сейчас и в сфере политики мы наблюдаем признаки реанимации тезисов холодной войны). Теперь возникают уже не политические войны за господство той или иной системы, а сугубо экономические - нефтяные, стальные, автомобильные, зерновые и т.п. И в современных условиях воюют не корпорации, о государства. Это хорошо продемонстрировано фразой «что хорошо для Боинга – хорошо для Америки». Так, в бытность свою директором ЦРУ Роберт М. Гейтс заявлял, что запросы на экономические материалы из ЦРУ превышают по своему количеству все остальные. И почти половина всех заданий разведке, поступающих из 20 главных государственных учреждений, «экономические по своему характеру».
Собственно, американская экономическая разведка имеет глубокие исторические корни - ещё в XVIII в. был создан Комитет секретной корреспонденции Континентального конгресса, в ведении которого была как военная разведка, так и сбор экономических данных. Но с учетом длительного периода американского внешнеполитического изоляционизма в США вплоть до начала Второй мировой войны не было специфических разведывательных ведомств, эту функцию по необходимости взваливали на себя все правительственные учреждения. Впрочем, некий прообраз появился уже во время Первой мировой войны, когда в составе военной разведки сухопутных сил США появилось специальное подразделение для сбора разведанных по экономическому потенциалу европейских стран. В 1934 г. решением президента Ф. Рузвельта был образован Комитет по экономической безопасности с функциями сбора и анализа данных о развитии промышленного и финансового потенциала Германии, Японии, Италии, СССР и других стран. В годы Второй мировой войны в США для ведения экономической разведки был создан Совет экономической войны, одновременно с которым экономическую разведку осуществляло Управление стратегических служб (УСС) У. Донована. Подразделения УСС собирали информацию о выпуске стратегической промышленной продукции воюющими странами, а также о перспективах восстановления экономики СССР.
Ситуация изменилась после создания в 1947 году в соответствии с законом «О национальной безопасности» Центрального разведывательного управления (ЦРУ), но в его структуре экономическая и научно-техническая разведка была конкретно оформлена лишь в 1949 году, когда по рекомендации тогдашнего заместителя директора ЦРУ А. Даллеса в составе ведомства было создано Управление по подготовке исследовательских отчётов. В последующие годы ведение экономической разведки попеременно возлагалась то на ЦРУ, то на госдепартамент в зависимости от роли, какую они играли в тот или иной период. Во время холодной войны изучение советской экономики стало одним из главных направлений в работе всех разведывательных ведомств США.
С начала 60-х гг., когда бюджет Бюро разведки и исследований госдепартамента был резко сокращён, подготовку разведывательных оценок по СССР, социалистическим и развивающимся странам полностью взяло на себя ЦРУ. С этого момента оно стало контролировать ситуацию на международных валютных и торговых рынках, в особенности на рынках нефти, золота, цветных металлов и сельскохозяйственной продукции, а Управление по подготовке исследовательских отчётов было реорганизовано в Управление экономических исследований. Нефтяное эмбарго, введённое ОПЕК в 70-е гг. и вызванный этим рост цен на нефть привели к необходимости сбора разведданных об энергетическом потенциале различных государств. Директивой Р. Никсона в 1972 г. для координации такой работы создается Совет по экономической политике. Главным поставщиком данных для этого органа стало ЦРУ. Это направление разведки в увязке с тем, что принято называть промышленным шпионажем», проводимым частными компаниями, с тех пор стало неотъемлемой частью обеспечения национальной безопасности США.
Собственно, работа ЦРУ по «обеспечению экономических интересов США» включала не только сбор информации и её передачу заинтересованным структурам, но и проведение специальных операций, которые имели весьма серьезные последствия для некоторых стран, которым «не повезло» попасть в орбиту американских интересов. Почти всегда это осуществлялось не только в интересах собственно государства США, но и в интересах крупных компаний, деятельность которых признавалась отвечающей государственным приоритетам (что хорошо для Боинга – хорошо для Америки!).
Усилия американской разведки в интересах крупного бизнеса США влияли не только на экономику, но и на политическую жизнь других государств. Уже к 1953 г. тайные операции (пропагандистские, полувоенные и политические) проводились в 48 странах. Нередко, деятельность спецслужб, преследовавшая экономические интересы, приводила к смене политических режимов. Так произошло в Иране, Гватемале, Саудовской Аравии и ряде других стран. В частности, в 1953 году под руководством ведущего специалиста ЦРУ по Ближнему Востоку Кермита Рузвельта была осуществлена операция «Аякс», направленная на свержение иранского премьера М. Мосаддыка, который национализировал иранские нефтяные активы, эксплуатировавшиеся британской компанией АИНК. В результате проведенной операции американцам удалось вернуть на трон иранского шаха. Казалось бы, почему этим занималось ЦРУ, а не английская разведка? Помимо обычных объяснений, что американцы помогли союзникам вернуть контроль над нефтяными ресурсами Ирана и добились выгодной для себя смены политической власти, есть и абсолютно тривиальная причина - директор ЦРУ А. Даллес имел во всей этой истории и личный интерес, поскольку он по-прежнему поддерживал связи с юридической фирмой, в которой работал до ЦРУ, и именно эта компания, по странному стечению обстоятельств, вела дела АИНК. Другим примером «помощи» ЦРУ национальному бизнесу в те годы является проведенная в 1954 году операция по свержению президента Гватемалы Х. Арбенса, который осмелился посягнуть на собственность американской «Юнайтед фрут компани». В целом, в результате операций спецслужб США в Колумбии, Панаме, Эквадоре, Гватемале, Панаме и ряде других стран американские корпорации приобрели значительные дивиденды от эксплуатации природных ресурсов и новых коммуникаций и прочно обосновались в этих регионах мира.
Экономическая разведка и частный бизнесВ 1980-е гг. экономической разведкой помимо ЦРУ стали активно заниматься и другие ведомства - Федеральная резервная система, а также министерства финансов и торговли США, которые создали у себя структуры, занимавшиеся сбором информации и анализом развития отдельных государств, разрушив тем самым монополию ЦРУ на ведение данного вида разведдеятельности. В итоге, к началу 1990-х гг. в американской экономической разведке сформировались следующие уровни:
1– макроэкономическая разведка, закреплена исполнительным приказом президента США Р. Рейгана № 12333 «О разведывательной деятельности Соединённых Штатов» от 4 декабря 1981 г.): деятельность по сбору разведывательной информации о тенденциях развития экономики иностранных государств, включая сведения о сырьевых ресурсах, развитии критических технологий, финансовых системах, а также международных валютных, сырьевых рынках и др.;
2 – экономическая контрразведка: деятельность по пресечению попыток иностранных конкурентов и спецслужб по добыванию торгово-экономической, научной и технологической информации американского бизнеса;
3 – микроэкономическая разведка сбор коммерческих и промышленных секретов иностранных конкурентов. Микроэкономический шпионаж в рамках работы спецслужб во многих случаях был и остаётся неподконтролен руководству в условиях иерархической структуры ведомств. Почти невозможно отследить, в пользу кого повседневно трудится конкретный оперативный работник.
Начало перестройки в Советском Союзе, сделавшее реальностью окончание «холодной войны», привело к сокращению расходов бюджета на разведку на 14 %. Стремясь компенсировать потери и найти способы дополнительного финансирования, с конца 1980-х гг. ЦРУ стало рассматривать в качестве перспективного нового источника финансовых поступлений тесное взаимодействие с частным бизнесом и передачу коммерческим фирмам полученной в ходе разведдятельности информации. Такой подход позволял убить сразу двух зайцев – во-первых, он соответствовал национальным интересам, а во-вторых, давал возможность дополнительного весьма ощутимого заработка. По словам бывшего директора ЦРУ Дж. Вулси, вопрос о том, разрешить или нет официально взаимодействие государственных спецслужб с бизнесом стал в 1990-е гг. «самой жаркой темой повестки дня в развитии стратегии разведки». Бизнес, в свою очередь, тоже колебался - с одной стороны, получение информации от ЦРУ позволяет американским корпорациям упрочить свои позиции на мировом рынке, но с другой – появляется угроза попадания в зависимость от спецслужб и повышается риск потери партнеров в случае оглашения информации о связях компании с ЦРУ. И тогда появилась новая схема, позволяющая крупным фирмам беспрепятственно получать нужную им информацию, а сотрудникам ЦРУ – получать деньги. Схема заключалась в следующем: агент ЦРУ подавал в отставку и нанимался на работу в ожидавшую его корпорацию на должность уровня «консультанта» с неприлично большой зарплатой. На следующий же день он, по договоренности с руководством, возвращался в ЦРУ и продолжал работать, но уже на двух хозяев. Соответственно, в ЦРУ резко обострились проблему коррупции и утечки кадров. А утечка специалистов была колоссальной, ведь далеко не все возвращались в Лэнгли, многие оседали на новых местах работы и создавали для частных корпораций собственные разведслужбы и агентурные сети, задействуя свои контакты по всему миру.
Гораздо более прозрачной была и остается экономическая контрразведки и разведка на макроэкономическом уровне. Контрразведка в экономической сфере является важнейшим приоритетом обеспечения национальной безопасности. В Стратегии национальной контрразведки США 2005 года говорилось о необходимости защиты экономических преимуществ страны, коммерческих тайн и ноу-хау от попыток проникновения противника. Согласно исследованиям, проведенным Американским обществом промышленной безопасности, наивысшую активность в сфере экономического шпионажа против США проявляют Израиль, Китай, Россия и Тайвань. Представители ФБР убеждены, что соблазн пересечь границу между легальной деятельностью и незаконной добычей информации был, есть и будет сохраняться, методы будут совершенствоваться, а масштабы промышленного шпионажа и экономической разведки на макроуровне будут расти при все большем сращивании государства и бизнеса. Доказательством этому служит и то, что в данный процесс всё более активно вовлекаются государственные чиновники высокого уровня. Это размывает грань между чиновником как частным лицом и как представителем власти и позволяет говорить о сращивании государства и бизнеса, в том числе, как мы видели, с привлечением сил разведсообщества.
Обеспечение экономической безопасности стало едва ли не главным направлений деятельности разведсообщества США после распада СССР и окончания «холодной» войны. В 1990 г. президент Дж. Буш-старший объявил экономическую разведку новым приоритетом в деятельности спецслужб. Этой же точки зрения придерживалась и администрация Клинтона. Как отмечалось в Стратегии национальной безопасности США 1995 г., «сбор и анализ разведывательной информации, касающейся экономического развития, будет играть всё более важную роль для понимания мировых экономических тенденций, поможет повысить конкурентоспособность американской экономики, выявив угрозы национальным компаниям со стороны иностранных разведок и нечестной торговой практики. Видя в частном секторе основной источник экономического роста, правительство должно обеспечивать защиту его интересов, способствовать расширению его участия на мировом рынке». При Клинтоне был создан Национальный экономический совет – правительственный орган по координации деятельности федеральных ведомств, так или иначе задействованных в обеспечении американских экономических интересов во всем мире. Естественно, важнейшую роль в работе этого органа должны были играть как старые (ЦРУ), так и вновь созданные подразделения экономической разведки министерств финансов и торговли.
Именно с администрацией Клинтона связывают активизацию деятельности спецслужб на экономическом направлении. Считается, что с созданием Национального экономического совета Белый дом начал осуществлять государственную поддержку отдельных отраслей в целях усиления конкурентоспособности американских компаний. По словам Х. Мэйера (бывшего специального помощника директора ЦРУ У. Кейси, а позднее вице-председателя Совета национальной разведки), «даже в отсутствие формального распоряжения существовал неофициальный обмен: нам всегда удавалось предоставить разведданные бизнес-сообществу. Между бизнесом и разведсообществом существует связь, информация проходит в двух направлениях, неофициально». По свидетельству бывшего директора Совета по анализу и оценке разведывательной информации в администрации Клинтона Д. Бурка, для обеспечения частных компаний информацией по международным торговым сделкам в министерстве торговли был создан Отдел координации разведки и связи, который получал от спецслужб США доклады с разведданными о предстоящих международных сделках и передавал их корпорациям, которые запрашивали данную информацию или могли быть в ней заинтересованы.
Классическими примерами использования разведки в интересах бизнеса за последние два десятилетия можно считать следующие. В 1992–1993 гг. АНБ предотвратило попытку одного из топ-менеджеров «Дженерал моторс» передать немецкому концерну «Фольксваген» производственные секреты корпорации. В 1993 году АНБ и ФБР по указанию президента Клинтона осуществляли прослушивание отеля в Сиэтле, где проходила конференция АТЭС, чтобы получить информацию по будущим контрактам на строительство ТЭС и ГЭС во Вьетнаме. Эти данные направлялись напрямую руководству компаний, участвовавших в тендере и при этом одновременно являвшихся спонсорами Демократической партии США.
В 1994 году возможности АНБ задействовались для получения контракт на 6 млрд. долл. с национальной авиакомпанией Саудовской Аравии. Благодаря перехвату факсов и прослушиванию телефонных звонков, были установлены случаи взяток, полученных представителями саудовского правительства от европейского консорциума «Эйрбас». Получив эти сведения, американские корпорации «Боинг» и «Макдоннелл-Дуглас» сумели использовать их для получения этого контракта. Аналогичным образом в 1994 году американская корпорация «Рэйтон» сумела получить контракт на 1,4 млрд. долл. под проект по мониторингу тропических лесов в районе бассейна Амазонки в Бразилии. В этом случае, благодаря совместной работе ЦРУ, АНБ и министерства торговли были получены данные о переговорах бразильской стороны с французской компанией «Томсон-Алкатель» и получении членами бразильской отборочной комиссии взятки от французов.
Но и конкуренты США совсем не стояли на месте, также наращивая масштабы экономического шпионажа. Дошло до того, что компания IBM, обеспокоенная деятельностью японских промышленных шпионов, обратилась за помощью в ФБР. В результате совместной работы, ФБР и ЦРУ разработали специальную общенациональную программу для бизнесменов, дающую представление о целях и методах промышленного шпионажа, способах оценки угрозы и методике обеспечения защиты информации, составляющей коммерческую тайну. Национальный центр контрразведки (НЦКР) США начиная с 1994 года собирает все, что известно об акциях и операциях иностранного промышленного шпионажа в отношении американских компаний или отдельных технологий. НЦКР издает специальные сводки по этому вопросу и распространяет их среди избранных американских корпораций, проводя линию на «усиление сотрудничества» между разведывательным сообществом США и частными американскими предприятиями.
Следует отметить, что расходы на государственную экономическую разведку в США составляют почти 40% всех расходов спецслужб. Как отметил в апреле 1993 года в интервью журналу «Fortune» представитель штаб-квартиры ЦРУ Л. Кристчен, американская разведка переносит основной акцент своей деятельности из сферы военно-политической в сферу глобального бизнеса. При этом американским спецслужбам вменяется в обязанность не только проникновение в макроэкономические секреты (передовые технологии, состояние энергетических и сырьевых ресурсов иностранных государств), но и сбор сведений в интересах американских корпораций, которые обеспечивают им преимущества в борьбе с иностранными конкурентами. Сообразно этим задачам возникла и потребность в новой категории сотрудников, обладающих опытом работы в мире бизнеса и финансов, а также в новой категории агентуры. То есть, акценты в подборе сотрудников и вербовке агентов сместились, теперь в обоих случаях ставка делается на бизнесменов и менеджеров среднего уровня. Кстати, говоря об отборе кадров для будущей работы в разведке, следует отметить, что в американских и европейских высших учебных заведениях уже более 30 лет в учебные планы подготовки ученых, стажеров, аспирантов и студентов включено более ста развернутых курсов по различным аспектам разведки и контрразведки.
Осуществление транснациональными корпорациями экономической разведки привело к текучести кадров в спецслужбах и связанной с этим потере потенциала. Так, состав сотрудников разведки (не только ЦРУ, но и других ведомств сообщества), работающих на экономическом направлении, ежегодно обновляется примерно на 20%, поскольку многие профессионалы переходят на более высокооплачиваемую работу в частные компании. В то же время, ведя работу в интересах частных компаний, разведслужбы зачастую ведут ее независимо от государства, что означает частичную утрату государственного контроля над спецслужбами. Если в двадцатом веке ЦРУ конкурировало за приоритетное право вести экономическую разведку с другими государственными структурами, то сейчас уже частный бизнес, имеющий большие финансовые возможности, оспаривает это право у спецслужб.
Таковы уж реалии эпохи глобализации: транснациональный характер капитала крупных корпораций обусловливает направленность их интересов, которые далеко не всегда совпадают с национальными интересами и пытаются даже подменять их, следуя известной логике – «что хорошо для Боинга, хорошо для Америки».
Опубликовано в газете "Служу Отечеству" № 3-2017Ссылка