СССР - мифы, реальности и опыт
584,079 2,874
 

  зарун ( Слушатель )
26 мар 2017 в 08:24

пртийный переворот в КПСС и смещение Хрущёва с постов Первого секретаря ЦК КПСС, члена Президиума ЦК КПСС, Председателя Совета Министров СССР и Председателя Бюро ЦК КПСС по РСФСР.

новая дискуссия Дискуссия  184

Вариант доклада подготовлен в аппарате члена Президиума ЦК КПСС Д. С. Полянского. На заседании ЦК КПСС (13–14 октября 1964 г.) он выступил с резкими обвинениями против Н. С. Хрущёва и тем самым задал тон для других членов Президиума. После решения о «добровольной» отставке Хрущёва необходимость в таком обличительном докладе Полянского отпала. На Пленуме член Президиума ЦК КПСС М. А. Суслов представил более мягкий вариант доклада

«…Суть дела состоит в следующем. За последние годы по вине тов. Хрущёва у нас создалась нетерпимая обстановка, вследствие которой нормальная работа Президиума ЦК стала невозможной. Тов. Хрущёв, сосредоточив в своих руках неограниченную власть, обнаружил полное неумение, да и нежелание правильно пользоваться ею. Он грубо попирает ленинские принципы и нормы руководства партией и страной и по существу полностью отказался от них. Ленинские требования подчинения воли одного партийного руководителя воле коллектива руководителей, правильного распределении обязанностей между ними, свободного и делового обсуждения коренных, принципиальных вопросов внутренней и внешней политики – всё это предано им забвению.
Тов. Хрущёв особенно за последнее время вышел из-под контроля ЦК КПСС и его Президиума, открыто пренебрегает мнением коллектива руководителей партии и правительства, перестал считаться с высказываниями товарищей, никого не хочет признавать. В последнее время даже крупные, принципиальные вопросы он решает, по сути дела, единолично, а любую разумную инициативу, если она исходит не от него, – глушит. Он возомнил себя непогреши­мым, зазнался, стал претендовать, без всяких к тому оснований, на роль великого теоретика и практика марксизма-ленинизма. Для него теперь стали обычными высокомерие, грубость и нетерпимость к товарищам.

Все достижения партии и народа, победу ленинского курса жизни нашего общества он приписывает не партии, а себе лично. Во всех его действиях за последнее время на первом месте стоят не интересы общего дела, а интересы собственной персоны. На любом мало-мальски существенном мероприятии в нашей стране, на всём обязательно должно стоять клеймо: «Сделано Хрущёвым».

Что касается методов и стиля, то характерным в этом отношении является практика его руководства работой Президиума ЦК КПСС. На заседаниях Президиума теперь уже никто, кроме него, не выступает. Если же кто-либо пытается сказать свое мнение, его сразу обрывают. Да и бесполезно стало говорить: всё равно Первый секретарь сделает по-своему.

Такие «методы», как гневный окрик, командование, грубые и нецензурные оскорбления, матерная брань, стали постоянной нормой его поведения. По отношению к членам Президиума он применяет полном смысле этого слова иезуитский метод – «разделяй и властвуй»: изобьёт одного, через некоторое время вроде подмажет его слащавым словом и берётся за другого.

Так он нередко доводит товарищей до полной душевной депрессии. Один из самых опасных и коварных «методов» его действий стоит в том, что он никому из членов Президиума не дает работать, а тех, кто хочет по-настоящему заняться делом, – бьет по рукам. Даже в командировки и то запретил выезжать: это, по его мне­нию, – вид безделья и лодырничества. Таким путём он стремится достичь двух целей: во-первых, создать впечатление, что всё дер­жится на нём одном, что один он – настоящий работник, а все остальные – бездельники; во-вторых, это дает ему возможность по своему произволу избивать кадры.

Одновременно им всё шире практикуется подбор кадров не по деловым и политическим качествам, а по принципу личной предан­ности, готовности делать всё, что ему будет приказано. Он стал от­крыто насаждать такие недопустимые нравы и поддерживать такие явления, как угодничество и подхалимство, безудержное восхвале­ние своей персоны, приукрашивание реальных фактов и даже их подтасовку.

По адресу тех, кто ему неугоден или осмеливается противоре­чить, он все чаще стал прибегать к угрозам. И с этими угрозами нельзя не считаться, зная, какой большой властью и необузданным, деспотичным характером обладает этот человек. Он перестал счи­таться даже с элементарными приличиями и нормами поведения и так отвратительно сквернословит, что, как говорится, не только уши вянут, – чугунные тумбы краснеют. «Дурак, бездельник, лентяй, вонь, грязная муха, мокрая курица, дерьмо, говно, жопа» – это только «печатные» из употребляемых им оскорблений. А наиболее «ходкие», к которым он прибегает гораздо чаще, никакая бумага не выдержит и язык не поворачивается произнести. И это сыплется без разбора даже в присутствии женщин.

С горечью приходится признать, что претворение в жизнь некоторых из предложенных им мер не раз ставило нашу партию, Центральный Комитет КПСС и всю нашу страну в невыгодное положе­ние, наносило ощутительный урон престижу нашей партии и Родине.

Короче говоря, тов. Хрущёв стремится установить личную дикта­туру, поставить себя над партией, над её руководящими органами, над всей страной.

Его диктаторские устремления и замашки прояви­лись к настоящему времени достаточно чётко. Теперь стало ясно, что партия имеет дело с человеком, который на место культа личности Сталина по существу выдвигает культ своей личности. При этом он действует как демагог: на словах выступает против культа личности, за строгое соблюдение ленинских принципов и норм, а на деле поступает наоборот, использует методы периода культа личности. И поскольку сейчас это чётко обнаружилось во всей полноте, посколь­ку применение таких методов становится всё более опасным, мы считаем, что именно пришло время дать решительный отпор новоявленному претенденту на новый культ личности, то есть поступить так, как завещал великий Ленин.

Таковы в общих чертах обстоятельства, заставившие Президиум ЦК КПСС вынести этот вопрос на Пленум ЦК партии. Позвольте теперь перейти к анализу конкретных ошибок и серьёзных недостат­ков, допущенных по вине тов. Хрущёва в различных областях эконо­мического, государственного и партийного строительства, а также в осуществлении внешней политики СССР.

О серьёзных ошибках в вопросах внутренней политики

Ни для кого не секрет, что у нас создан и безмерно разду­вается своего рода миф о якобы «великом десятилетии» в развитии нашей экономики. Доказывается, будто за 10 лет, в течение которых тов. Хрущёв находится у власти, в хозяйственном развитии страны произошли чудеса. Сам он в своих бесчисленных выступлениях и за­писках без конца твёрдит, что дела у нас идут хорошо. Ему вторят печать, радио и телевидение. Послушать их – у нас вроде бы: вот-вот коммунизм наступит, и весь путь развития нашей экономи­ки – это триумфальный марш успехов и побед.

Разумеется, все мы могли только радоваться, если бы это было так. Но мы коммунисты и обязаны смотреть правде в глаза. А прав­да, товарищи, такова, что именно в это так называемоё великое де­сятилетие наша экономика по ряду важнейших направлений резко ухудшила свои показатели. Позвольте проиллюстрировать это неко­торыми фактами.

Основой всех наших расчётов на быстрое построение матери­ально-технической базы коммунизма в сроки, установленные Про­граммой КПСС, являются темпы прироста общественного продукта. Показатели этого прироста лежат и в основе расчётов на то, чтобы превзойти США по производству промышленной продукции сначала в валовом отношении, а затем – и на душу населения. Как выпол­няются задания семилетки и Программы по этому показателю?


Вот данные Института экономики Академии наук СССР на сей счёт:


 
Период, годы


Среднегодовые темпы прироста общественного продукта (в %)


1950–1953


10,6


1953–1956


11,1


1956–1959


8,9


1959–1962


6,9


1962


6,0


1963


5,0




О чем свидетельствует эта таблица? О том, что до 1956 года включительно темпы прироста общественного продукта повыша­лись, а затем наступил спад. Всего за 1956–1963 гг. темпы при­роста упали на 6,1 процента. Это уже не случайность, а тенденция, время действия которой исчисляется значительным количеством лет.

Результат действия такой тенденции – снижение темпов при­роста за 8 лет более чем вдвое. Это явление небывалое в истории развития нашей экономики. И оно не может не вызывать тревоги. Ведь высокие темпы прироста общественного валового продук­та – одно из величайших преимуществ социалистической экономи­ки перед капиталистической. Это преимущество безотказно и верно служило нам на всём протяжении советской истории. И если в годы «великого десятилетия» мы стали сдавать позиции в темпах роста, то очевидно, что причина заключается в просчётах, в грубых ошиб­ках руководства хозяйственным строительством.

Об этом же свидетельствует и резкое ухудшение качественных показателей работы промышленности, в частности показателей ис­пользования основных фондов. За четыре года семилетки они снизи­лись в целом по народному хозяйству на 9 процентов, а в сельском хозяйстве – даже на 21 процент. Если в 1953 году на один рубль основных фондов было произведено продукции на 1 руб. 88 коп., то в 1963 году – лишь на 1 руб. 72 коп. Выходит, что мы используем свои основные фонды и оборудование не лучше, а хуже.

Или возьмите такой важный вопрос, как развитие промышлен­ного производства по группам «А» и «Б». Партия уже давно серьёз­но озабочена тем, что у нас не обеспечивается разумное соотноше­ние между этими группами. Однако в последние годы тут возникла ещё большая диспропорция.

Автор идеи о перестройке управления промышленностью горячо убеждал нас в свое время, что именно перестройка принесёт здесь быстрые и благоприятные изменения. Однако факты говорят о том, что после перестройки диспропорция не уменьшилась, а резко уси­лилась. И разрыв достиг рекордного уровня в 1963 году, когда тем­пы роста группы «А» (10 процентов) вдвое превысили темпы роста группы «Б» (5 процентов). Вследствие этого соотношение уровней производства СССР и США в 1963 году составляло по всей про­мышленности 65 процентов (США – 100 процентов), но в том чис­ле по группе «Б» – у нас всего лишь 45 процентов.

Таким образом, по группе «Б» мы отстаем от США более чем в
два раза, и чтобы нам догнать их, потребуется, очевидно, около пят­надцати лет, а может быть, и больше.

Серьёзную тревогу вызывает и такая опасная тенденция, как по­степенное снижение темпов роста производительности труда. Две цифры говорят сами за себя: в 1950–1955 гг. среднегодовой рост производительности труда в промышленности достигал 7–8 процен­тов. В годы нынешней семилетки он фактически снизился до 5,6 процента и продолжает снижаться ещё больше. За 1962 год темпы роста производительности труда составили 5,5 процента, в 1963 году – 5,2 процента и за первое полугодие 1964 г. – 4,2 процента.

Однако по сводкам ЦСУ план роста производительности труда перевыполняется.

Одной из причин этого является бесконечное и некомпетентное вмешательство тов. Хрущёва в руководство технической политикой. Несколько лет назад он яростно выступал против централизации и вертикального построения руководящих органов технического про­гресса. Теперь всё то, что тогда было отвергнуто, поднимается им на щит как нечто новое. Созданы многочисленные Государственные технические комитеты, но у них нет прав, они оторваны от произ­водства; их планы внедрения новой техники для предприятий необя­зательны. В результате решение важнейших технических проблем серьёзно замедлилось, ещё больше стало параллелизма и дублиро­вания, осуществление единой технической политики оказалось практически невозможным.

Таковы только некоторые, наиболее существенные примеры из области развития промышленности. Несколько слов о положении в строительстве. Неопровержимый факт состоит в том, что все пере­стройки так называемого великого десятилетия ухудшили положе­ние и здесь. У нас из года в год возрастает незавершённое строи­тельство. Вместо 17,5 миллиарда рублей в 1958 году оно превысило 26 миллиардов рублей в 1963 году. Темпы строительных работ и их объёмы снизились, а себестоимость за 5 лет сократилась лишь на полпроцента вместо 4-х процентов по плану. По указанию тов. Хрущёва все без исключения титульные списки теперь со всей страны свозятся на утверждение в Москву. Но здесь их не успевают рас­сматривать, а без проектов нельзя строить; в результате сроки вво­да объектов откладываются.

А во что обошлась, например, его директива о строительстве че­тырех- и пятиэтажных домов, даже трудно посчитать. Он разогнал Академию архитектуры СССР за то, что она не соглашалась с его выводами, будто такие дома – самые дешевые и самые удобные в эксплуатации, будто они рассредоточивают и сохраняют население от атомного нападения и т. д. и т. п.

Жизнь показала, что в Академии сидели разумные люди. Выяс­нилось, что стоимость одного квадратного метра площади, если учесть затраты на общегородские и районные коммуникации, в 4–5-этажных домах гораздо дороже, чем в 9–12-этажных. Уста­новка на «пятиэтажное» строительство привела к тому, что плотность застройки в городах резко упала; транспортные, водопровод­ные, теплофикационные, канализационные и иные коммуникации недопустимо растянулись. Внешний вид городов ухудшился, а об удобствах и говорить нечего – в этих домах нет лифтов.

Теперь новоявленный Главный архитектор бьёт отбой и призы­вает к высотному строительству.

Ещё больше ошибок, и очень серьёзных, допущено по воле, а точнее по прихоти тов. Хрущёва в сельском хозяйстве. Вы знаете, что он всюду и везде уверяет, что только он один знает сельское хо­зяйство и сумел «вытащить» колхозы и совхозы чуть ли не из про­пасти. Известно также, что он никого не подпускает к вопросам сельского хозяйства и всё пытается вершить сам. Но надо сказать прямо: положение в деревне у нас и сейчас крайне неудовлетвори­тельное.

В прошлом году в стране возникли серьёзные трудности даже с хлебом. В связи с этим тов. Хрущёв предлагал даже ввести карточ­ную систему. И это через 20 лет после войны. Мы вынуждены были выделить 860 тонн золота, чтобы купить зерно у капиталистов. Если бы сельское хозяйство действительно находилось в цветущем со­стоянии, то как мог один неурожай в течение «великого десятиле­тия» выбить нас из колеи, посадить страну на скудный паек, лишить её оборонных запасов хлеба, заставить Советский Союз, всегда продававший зерно, покупать его на золото? А дело в том, что поло­жение в колхозах и совхозах очень далеко от того, что говорит о них тов. Хрущёв.

Реальная картина такова: по семилетнему плану среднегодовые темпы прироста продукции сельского хозяйства в 1959–1963 гг. должны были составить 8 процентов. В действительности же они составляли за первые четыре года 1,7 процента, а 1963 год был завершён с минусовыми показателями. Объём валовой продукции оказался по стоимости ниже показателей 1958 года. За 5 лет себестоимость сельскохозяйственной продукции в совхозах надо было снизить на 21%, а фактически она повысилась на 24%.

Серьёзные трудности с хлебом, а также с фуражом вынудили нас пустить большое количество скота под нож. В результате сейчас сложилось тяжелое положение с мясом, маслом, яйцом и другими продуктами.  Уже сегодня торговля мясными продуктами почти повсеместно идет с большими перебоями, а в ряде промышленных центров этих продуктов в этом году вообще почти не было.

У нас до сих пор не решён вопрос материальной заинтересованности работников сельского хозяйства. На эту тему тов. Хрущёв произнес много речей и подписал немало записок. А результат ничтожный. В 1958 году на один человеко-день колхозники получили денег и продуктов в сумме 1 руб. 56 коп., а спустя 5 лет – в 1963 году – 1 руб. 89 коп. «Прибавка», как видите, составила за 5 лет всего 36 копеек, то есть ежегодно 7 копеек на человеко-день.

Если в среднем каждый колхозник вырабатывает за год 230–250 человеко-дней, то это значит, что его ежемесячный зара­боток составляет 37–40 рублей. Это в два с лишним раза меньше среднемесячной зарплаты других трудящихся. Но это только в сред­нем. А ведь у нас во многих колхозах выдают на человеко-день и сейчас по 50–60 коп. деньгами и продуктами. Именно поэтому люди и бегут из колхозов.

Уместно в этой связи отметить и ещё одно весьма важное обстоятельство. Ссылаясь на цифры роста доходов колхозников, мы всё время отталкиваемся от показателей 1953 года и не хотим вспоми­нать о том, какой заработок был у них перед войной. А ведь только добросовестный анализ сравнительных данных позволяет сделать правильные выводы. Вот цифры, показывающие динамику выдачи колхозникам из колхоза зерна – их основного продукта.

В среднем на один колхозный двор было выдано в счёт оплаты труда:

в 1940 году – 8,2 ц зерна

в 1953 – 7,2

в 1959 – 7,1

в 1961 – 5,8

в 1963 – 3,7

Как видите, – это реальные цифры в натуре. Они исключают возможность эквилибристики, игры на ценах, позволяющей в зави­симости от желания представить доходы в большем или меньшем объёме. Они начисто опровергают неоднократные заявления тов. Хрущёва, будто до войны и после неё до 1953 года труд большинства колхозников не оплачивался. Эти цифры говорят как раз другое. Они свидетельствуют о том, что колхозники за последнее десятиле­тие с каждым годом получают из колхоза всё меньше зерна за свой труд.

Именно в этом причина того, что многие колхозники до сих пор больше глядят на свой огород, нежели на общественное колхозное производство. А мы, не разобравшись обстоятельно в процессах, которые происходят по нашей вине в деревне, начинаем обвинять колхозников в приверженности к своему огороду.

Вообще, по воле тов. Хрущёва мы шарахаемся в сельском хо­зяйстве из стороны в сторону, бросаемся из одной крайности в дру­гую. Сегодня – всюду, вплоть до северных районов, заставляем се­ять кукурузу, а после того, как обожглись на ней, потратили много средств и труда и ничего не получили – даём отбой. Была брошена повсеместно директива: запретить сеять травы. Спустя некоторое время дается отбой – травы надо сеять. То делается заявление о нецелесообразности расширять площади под подсолнечником, то дается команда увеличить их. То кричим: внедряй в животноводство «елочку», то «елочку» долой – давай «карусель». Действительно, карусель получается!

А сколько по его вине за эти годы других глупостей и ошибок сделано! Вспомните позорное «рязанское дело». Он не мог не знать, что это авантюра, но дал согласие на неё, а в результате пострадало много честных людей, неповинных в махинациях. По его инициативе взялись за укрупнение колхозов и кое-где объединили в одно хозяй­ство до 30 деревень, а то и больше, то есть создали совершенно не­управляемые колхозы.

По его настоянию было принято решение: ограничить количество скота в личной собственности и сократить размеры приусадебных участков. В итоге: скот порезали, мяса и молока стало значительно меньше, а земля, отрезанная от приусадебных участков, зарастает травой. Тот, кто раньше нес свои продукты через колхоз или индивидуально на рынок, или в магазины, сам теперь оказался в роли покупателя, что ещё больше затрудняет снабжение продуктами тру­дящихся города.

Неоднократно тов. Хрущёв заявлял, что сельскохозяйственная продукция совхозов обходится государству чуть ли не вдвое дешев­ле, чем колхозная, и страшно возмутился, когда ему сказали, что в действительности колхозная продукция для государства дешевле совхозной примерно на 45 процентов. И это всем понятно: государ­ство не несёт расходов по производству колхозной продукции, как что оно делает в совхозах. Но такой простой истины тов. Хрущёв, очевидно, не понимает. Вместе с тем следует подчеркнуть, что совхозная система ведения хозяйства является наиболее прогрес­сивной и наша партия будет и впредь развивать совхозное производ­ство.

Несколько слов о его последней поездке по стране. Она доволь­но характерна: за две недели человек посетил добрый десяток об­ластей, краев и республик. А польза какая? Никакой! В 1963 году, когда с хлебом создалось катастрофическое положение, он по стра­не не ездил, потому что это было ему невыгодно. Нынешний год принес неплохой урожай. И сразу время нашлось, и охота поездить появилась. Но ездил он не без разбора, а лишь туда, где урожай хо­роший.

Не умея и не зная, как по-настоящему поправить дело, тов. Хрущёв затевает одну перестройку за другой. За день до отъезда в Скандинавию он срочно направил членам Президиума ЦК, секрета­рям ЦК и секретарям компартий союзных республик очередную за­писку о новой реорганизации сельского хозяйства. Главная цель этой реорганизации, по нашему мнению, заключается в том, чтобы свести к нулю роль парткомов производственных управлений, пре­вратить их в придаток хозяйственных органов. Как же иначе понять его слова, которые он недавно сказал в Президиуме ЦК: «Что хоро­шо, так это то, что парткомы теперь на заднем плане. Везде мне при поездке выставляли начальников производственных управлений. Это очень хорошо. Значит, сделали вывод из моёй записки».

Кстати, в этой поездке он не нашёл времени для беседы хотя бы с одним из секретарей партийных организаций колхозов, совхозов и парткомов производственных колхозно-совхозных управлений. Но разве пристало, товарищи, партийному руководителю радоваться тому, что парткомы на заднем плане? Устно он даже предлагал во­обще ликвидировать производственные парткомы, иметь вместо них начальников политотделов в ранге заместителя начальника колхоз­но-совхозного управления. А недавно сказал, что, может быть, це­лесообразно вообще ликвидировать производственные управления. Но это значит, что надо ликвидировать и партийные органы на селе. Вот до чего договорился.

Для всей деятельности тов. Хрущёва в области сельского хозяй­ства характерны крайний субъективизм, постоянные загибы и пере­гибы, нежелание считаться с реальной обстановкой, с законами раз­вития сельского хозяйства. Примеров тому не счесть. Вспомните хотя бы одно из его многочисленных заявлений о том, что за семи­летку производство важнейших продуктов сельского хозяйства в це­лом на душу населения превысит современный уровень США. В действительности нам ещё очень и очень далеко до этого.

Можно было бы привести и ряд других фактов, свидетельствую­щих о неблагополучии в сельском хозяйстве, о грубейших ошибках в его руководстве. Но ясно одно: нельзя дальше терпеть единоличное, диктаторское руководство колхозами и совхозами, нельзя позволять человеку заниматься непродуманными, опасными экспериментами во всесоюзном масштабе, тем более в столь важной отрасли обще­ственного производства.

Позвольте перейти к вопросу о том, как выполняются намечен­ные планы подъёма жизненного уровня трудящихся. А здесь данные очень тревожные. Вот расчёты Академии наук СССР. Они говорят о темпах роста национального дохода за последние 10 лет следующее:


Период, годы


Среднегод. темпы роста нац. дохода (в %)


1950–1953


11,0


1953–1956


12,0


1956–1959


8,9


1959–1962


6,9


1962


6,0


1963


4



Таким образом, за 8 лет темпы роста национального дохода сни­зились к началу нынешнего года в три раза. Снижение, как видите, шло неуклонно из года в год. Стало быть, это не частность, не слу­чайность, а результат определённого воздействия, точнее гово­ря, – неудовлетворительного руководства экономикой.

Прирост национального дохода является основным источником повышения реальных доходов и жизненного уровня населения. В результате падения темпов его прироста мы теряем ежегодно чисто­го продукта по сравнению с периодом до 1956 года на 8–10 милли­ардов рублей. Ясно, что это значительно уменьшает потребитель­ские и производственные фонды страны.

Программой КПСС предусматриваются ежегодные темпы при­роста национального дохода на 1961–1970 годы в размере, превы­шающем 9 процентов, с тем, чтобы за десятилетие увеличить этот доход в 2,5 раза. Реально же темпы его прироста составили в 1963 году лишь 4 %, т. е. в 2,3 раза ниже того, что намечено XXII съездом партии. Чтобы наверстать упущенное, национальный доход должен теперь ежегодно возрастать до 1970 года не менее чем на 13–14 процентов. Но это очень трудная, а точнее – нереальная задача.

Причина создавшегося положения заключается в том, что предусмотренные семилеткой и Программой КПСС задания по росту доходов рабочих, служащих и колхозников выполняются плохо. По семилетнему плану реальные доходы рабочих, колхозников и служа­щих должны увеличиться примерно на 40 %. Фактически же за пять лет они выросли в среднем лишь на 20 %.

Надо отметить, что на размерах реальной заработной платы ра­бочих и служащих серьёзно сказалось значительное увеличение цен на продукты и товары первой необходимости. Цены на колхозном рынке за указанное время повысились на 17 процентов, в потребко­операции они также превышали государственные цены в 1963 году на 13 процентов. Нам пришлось оттянуть сроки осуществления та­ких мероприятий, как упорядочение зарплаты, намечавшееся ещё на 1962 год, повышение минимума зарплаты до 50–60 рублей, отмену налогов с рабочих и служащих с заработком до 70 рублей и т. п.

Таковы наиболее важные тенденции и явления в развитии на­шей экономики, которые затрагивают коренные, главные её направ­ления за последнее десятилетие. Снижение темпов роста валового общественного продукта, национального дохода, производительно­сти труда, невыполнение многих других плановых заданий, а также мероприятий социального характера свидетельствует о серьёзной опасности; наша страна на протяжении ряда лет всё больше отстаёт, всё хуже использует великие преимущества, которые дает нам в соревновании с капитализмом социалистическая организация обще­ства.

Мы обращаем ваше внимание, товарищи, на то, что все эти сры­вы, создавшие серьёзную угрозу для успеха нашего хозяйственного строительства, проявились и действуют именно в последние годы, после перестройки управления. В эти годы из-за бесконечных пере­строек, внедрения «новых» систем управления и т.п. промышлен­ность, строительство и сельское хозяйство оказались заметно дезор­ганизованными. А тов. Хрущёв, не взирая на это, трубит об отлич­ном положении в стране, о том, что у нас чуть ли не рай земной. Разве это не демагогия?

Наш народ привык судить о руководителях не по словам, а по делам. И если мы сейчас не поправим дело, народ может сказать: «Подите вы к черту, если не умеете управлять и руководить хозяйст­вом. Если вы даете обещания, но не выполняете их, – уступите место другим, умеющим руководить и держать слово».

И он будет прав.

Народу надо говорить правду и надо выполнять то, что обеща­ешь. Так поступал Ленин, так обязаны поступать и мы.

Практические выводы

Таким образом, практические меры, которые необходимо предпринять и которые вносятся сейчас на ваше рассмотрение, сво­дятся к следующему:

  1. Освободить тов. Хрущёва Н. С. от обязанностей Первого секретаря ЦК КПСС, члена Президиума ЦК КПСС, Председателя Совета Министров СССР и Председателя Бюро ЦК КПСС по РСФСР.



  2. Выработать и принять ряд дополнительных эффективных мер,
    которые бы полностью обезопасили партию и страну от возможно­сти возрождения культа личности того или иного деятеля партии и
    государства.




Намеченные в Программе меры не гарантируют полностью от такой опасности. Главным фактором, могущим породить культ личности, как уже отмечалось, Ленин считал сосредоточение необъят­ной власти в руках одного человека. С этого и надо начинать, т. с. следует ограничить власть одного человека. Нужно исходить из того, что власть должна быть в руках ЦК партии и по его полномо­чию – у Президиума ЦК.

В этих целях следует:

во-первых, категорически запретить впредь совмещение долж­ностей Первого секретаря ЦК КПСС и Председателя Совета Мини­стров СССР; ввести должность второго секретаря ЦК; решительно повысить роль Пленумов ЦК партии, собирать их действительно как Пленумы ЦК, а при необходимости проводить всесоюзные совеща­ния, но не подменять ими Пленум, как это делается сейчас;

во-вторых, ввести в практику ежегодное обсуждение на одном из Пленумов ЦК докладов Президиума ЦК о его деятельности; полно­стью восстановить на Пленумах возможность критики и самокрити­ки любого руководителя партии и государства; строго разграничить обязанности между членами Президиума и секретарями ЦК, расши­рить их права, повысить роль и ответственность каждого за кон­кретно вверенные участки работы. В то же время пресекать любые попытки раздувания личной славы отдельных руководителей с помо­щью печати, радио и телевидения; обеспечить в Президиуме свобод­ное, открытое и деловое обсуждение, коллективное рассмотрение всех принципиальных вопросов;

в-третьих, устранить противоречащее ленинским принципам и вредное для дела коммунистического строительства разделение пар­тии надвое. Вместо двух обкомов и крайкомов партии – сельского и промышленного – вернуться к прежней структуре руководства и восстановить в краях и областях единые крайкомы и обкомы КПСС, а соответственно им – советские и другие органы;

в-четвертых, резко повысить роль партийных организаций на селе и влияние их руководящих органов на всю общественно-поли­тическую, хозяйственную и культурную жизнь деревни.

Что касается ближайших Пленумов ЦК КПСС, то на них следо­вало бы заслушать, во-первых, доклад Президиума ЦК о мерах по дальнейшей демократизации жизни партии и государства, а также по вопросам международного коммунистического движения и, во-вторых, доклад Совета Министров СССР о мерах по улучшению условий жизни советского народа и повышению его материальной заинтересованности в результатах труда ».


Источник. 1998. № 2. С. 102–110; 124–125.
  • +0.08 / 3
  • АУ
ОТВЕТЫ (1)
 
 
  Николай Степанович ( Слушатель )
26 мар 2017 в 12:55

   После того как этого деятеля сняли , т Брежнев произнёс сокровенную фразу , на все времена . Кадры решают всё ! Сталинские соколы , прекрасно понимали , что если план будет завален , выговором никто не отделается . Можно присесть на долго. А можно и того ... без права переписки остаться , если дело касалось безопасности страны . 
   Хрущёв  всё упразднил. Выговор с занесением ... Максимум увольнение . Результатом и стала отставка. 
Косыгин в 1965 году попытался сдвинуть рост экономики в положительный тренд , путём личной заинтересованности тружеников . Через КТУ .  То есть красных директоров оставили в покое . Ну премии лишат за недовыполнение плана . Ну парт билетом припугнут . Работяги положенную премию получали всегда . Просто за выполненную работу . 
Всё кончилось тем , что не сразу , но большинство номенклатуры смекнуло что дифцит это движущая сила прогресса . Рынок в стране организовался сам собой . Но только чёрный . Ты мне я тебе . Рынок продавца . И производство дифцита стало нормой . Которая прикрывалась приписками , откатами , подарками к юбелеям и прочими взятками и очкофиральсвом . При дифиците оказалось жить выгоднее чем выполняя любой план . Копеечная премия в сравнение с барышом от реализации дифцта не ехала . 
Про авторитет в обществе и говорить нечего.  На каком дефиците сидишь ? -вот главный вопрос восьмидесятых. 
Гайдар просто перевесил таблички с названиями гастрономов и прочих лавок с парадных ходов , на чёрные . И узаконил эту песню. 
Таким образом Сталинская модель развития , была сменена общемировой . С растяжкой по времени в 30 лет.  Это и был период ЗАСТОЯ . Для тех кто рвался на  свободный от любых приличий рынок .Где все вопросы решаются через власть денег. Прикрыв голую пятую точку властью якобы народа . Выпивающий
Власти народа наверное никогда не было . Но власть денег при Сталине была очень сильно ограничена . А это уже ортодоксальная революция в экономике . От которой мы в конечном итоге отказались. Не вводя до сих пор ,например ,прогрессивную шкалу налогообложения .Таким образом став колонией запада , из страны которая в 20 веке шла впереди планеты всей . По всем вопросам. Ну может кроме сельского хозяйства . Так кадры решали бы и там всё . Но их ТАМ не было. 
  • +0.03 / 2
  • АУ