Конкурс на поставку двигателей для китайско-российского самолета объявят в 2017 годуУчастники китайско-российского проекта широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета (ШФДМС) готовятся разместить запрос коммерческого предложения на поставку двигателей. Предположительно, это произойдет в сентябре 2017 г., сообщает издание Aviation Week.
Силовые установки тягой 35 т предлагают только General Electric (GE) и Rolls-Royce. Первый вариант кажется более предпочтительным китайскому участнику проекта — COMAC. Авиастроительная корпорация имеет опыт работы с GE в рамках программ регионального самолета ARJ21 (оснащается двигателем GE CF34-10A) и узкофюзеляжного C919 (моторы LEAP-1C выпускает CFM International — СП GE и французской Safran). В свою очередь российская сторона в лице Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) склоняется к выбору силовой установки от Rolls-Royce.
В перспективе обе стороны планируют разработать для нового воздушного судна собственные двигатели. В Китае этим
займется компания China Aviation Engine Group. В России Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) ведет работу над ПД-35, который, как предполагается, появится в 2030-х гг.
В ближайшее время COMAC и ОАК планируют зарегистрировать совместное предприятие China-Russia Commercial Aircraft International Corporation, которое ознаменует официальное начало проекта. Изначально предполагалось, что это произойдет в конце 2016 г., затем сроки были
сдвинуты на I квартал 2017 г. При этом проект широкофюзеляжного самолета становится все более китайским. Об этом свидетельствует сразу несколько фактов. Во-первых, офис СП будет размещен в Шанхае, где находится штаб-квартира COMAC. Во-вторых, окончательную сборку воздушных судов
также наладят в Китае. Кроме того, главой СП
станет Го Бочжи — руководитель программы ШФДИС со стороны COMAC, тогда как его визави из ОАК Сергей Фоминых будет только одним из членов совета директоров.
Как сообщалось ранее, проектированием самолета займется российская сторона. Однако, по сведениям источников в отрасли, ситуация может измениться. Во-первых, центр проектирования, который разместится в Москве, будет совместным российско-китайским. Во-вторых, управлять проектированием будет структура, расположенная в Шанхае. Ее специалисты будут приезжать каждый год на несколько месяцев в Россию.
Кроме того, китайская сторона будет разрабатывать фюзеляж, тогда как российская сторона берет ответственность за разработку композитного крыла. Известно, что крыло составляет менее половины стоимости воздушного судна. Возможно, российская сторона компенсирует этот перекос поставкой бортового оборудования.
Выбор китайского руководителя и базирование СП в Китае могут быть обусловлены тем, что в этой стране проще получить доступ к государственному финансированию. Кроме того, разрабатываемое воздушное судно, как ожидается, найдет больше заказчиков именно на китайском рынке.
Согласно подсчетам рынку
потребуется 800–1000 ШФДМС. Реализовать их планируется до 2045 г. Начало поставок предварительно намечено на 2027 г.