На военной базе Айнуро (Сасебо, префектура Нагасаки) началось формирование амфибийной бригады быстрого развертывания Сухопутных сил самообороны Японии. По сути это означает, что Министерство обороны Японии приступило к созданию совершенно нового рода войск для национальной армии - Корпуса морской пехоты. Правда, пока это будет только бригада, но учитывая тотальный пересмотр прежней пацифистской внешней политики, грандиозность новых Принципов национальной оборонной программы и постоянное увеличение военного бюджета, похоже, дело одним соединением морпехов не ограничится. В пятилетний период (2014-2019 гг.) на военные нужды будет потрачено 24,7 трлн йен (240 млрд долларов). Прежняя пятилетка обошлась в 23,5 трлн йен.
Несмотря на то, что Страна восходящего солнца - одна из великих мировых морских держав (японские ВМС входят в пятерку сильнейших в мире), подобная структура в Силах самообороны страны отсутствовала из-за ограничений, связанных с поражением императорской Японии во Второй мировой войне. Девятая статья Конституции страны сильно ограничивала деятельность Минобороны, не связанную непосредственно с обороной страны. Морская пехота - ударный род войск, предназначенный прежде всего для наступательных операций и «проекции силы».
В марте прошлого года вступил в силу Закон о национальной безопасности, разработанный ревизионистской командой «ястребов» премьер-министра Синдзо Абе (создателя концепции «упреждающего пацифизма»), согласно которому Токио теперь может посылать войска в любую точку мира для поддержки союзников и защиты жизни и интересов японских граждан. Кстати, принятие этого закона сопровождалось многотысячными демонстрациями протеста у здания парламента. Корпус морпехов, формируемый по американским лекалам, самый необходимый инструмент для реализации новой военной политики. В Принципах национальной оборонной программы прямо говорится о том, что Силы самообороны страны должны готовиться к «атакам вражеских баз».
В настоящий момент в японской армии существует только одно соединение, которое, в случае крайней необходимости, может сыграть роль «морской пехоты» - это пехотный полк Западной армии Сухопутных сил самообороны. Военнослужащие именно этого соединения составят костяк создаваемой ныне бригады морской пехоты трехполкового состава (3 тысячи человек).
Новый же род войск будет включать армейскую, морскую и воздушную составляющие. Для этой цели намечено приобретение 19 конвертопланов Bell MV-22 Osprey, которые используют американские морские пехотинцы. Эти машины сочетают возможности самолета и вертолета и не требуют специально подготовленных взлетно-посадочных полос. В каждом полку бригады планируется иметь по роте амфибийных бронетранспортеров AAV7A1 (всего 52 машины) производства британской корпорации BAE Systems. Этот БТР изначально разрабатывался для Корпуса морской пехоты США.
Амфибийная бригада войдет в состав силы быстрого развёртывания, в которых планируется иметь четыре дивизии, включая одну танковую, и четыре бригады помимо морской пехоты.
Согласно Белой книге Минобороны Японии, создание ударных экспедиционных сил связано с критическим развитием ситуации вокруг спорных островов Сенкаку (китайское название - Дяоюйдао) в Восточно-Китайском море. Пекин, который претендует на эти занимаемые Японией острова, уже предупредил Токио через заявление Минобороны КНР, что «острова - часть китайской территории, и суть вещей не изменится, какой бы там корпус не создавала Япония». Кроме того, в китайском военном ведомстве напомнили, что «в силу исторических причин, любая военная активность Японии пристально исследуется соседними странами и международным сообществом». Действительно, в экспертных сообществах стран Азиатско-Тихоокеанского региона все чаще появляются заявления, что развитие новой военной политики Токио может иметь далеко идущие последствия, ведь спорные территориальные вопросы у Японии существуют не только с Китаем. Есть, например, российские Курилы….
Кроме того, японское правительство намерено провести идентификацию нескольких сотен мелких безымянных островов на предмет того, принадлежат они кому-нибудь или нет. «Ничейные» острова получать название и будут национализированы. И это тоже может стать поводом для новых дипломатических конфликтов.
Ссылка