Обсуждение космических программ
9,280,773 41,624
 

  Фёдор144 ( Слушатель )
05 апр 2017 18:19:36

был тут пост по поводу многоразовой первой ступени "как у маска".

новая дискуссия Дискуссия  377

пока писал коммент, автор уже потер.
 
ну ниче, и так понятно будет.
 
первый тезис - желание спасать первую ступень связано с ее наибольшей безвозвратно теряемой стоимостью в общей стоимости комплекса, что обусловлено стоимостью двигателей и системы управления. бочка тоже что-то стоит, но не существенно.
 
следующий тезис - именно на переходных режимах (запуск, останов, дросселирование тяги) двигатель испытывает нагрузки, которые вызывают наибольший его износ и отказы, а так же ведет к росту стоимости дефектации и ремонта.
 
вывод:
 
- на первых ступениях многоразовых систем вывода ПН нужно по возможности избегать повторных запусков (маневрирование после разделения, возврат, посадка), не связанных непосредственно с основной задачей вывода ПН.
 
- применение относительно "дубовых/дешевых" двигателей несколько нивелирует негативные эффекты, но так же существенно снижает общий интерес к спасению ступени ввиду снижения стоимости спасемой ступени и роста стоимости дефектации и ремонта двигателей.
 
- все выкрутасы маска с ракетным способом возврата и посадки ступени связаны с желанием странного заткнуть все дыры одним махом с перспективой на луну / марс и отсутствием на момент старта проекта необходимых инженерных и инфраструктурных ресурсов на разработку чего-то более сложного, чем бочка с петардами. это конечно же утрировано - сейчас фалькон годный пепелац.
 
- в этом контексте концепция байкала мне лично видится более перспективной. высокоимпульсный отработанный двигатель, один заспуск двигателя за цикл, работающая система управления, возврата и автоматической посадки.
 
- единственно, поворотное крыло вызывает смущение - не понятно зачем оно, если есть более элегантные решения. например профилированная конформная бочка с маленькими фиксированными стабилизаторами. ей же нет нужды показывать чудеса пилотажа и летать на 100500 км.
 
-------------
 
указанные в статье сроки реализации говорят об очередной попытке обезъянничать как с бураном.
Отредактировано: Фёдор144 - 05 апр 2017 18:20:50
  • +0.06 / 5
  • АУ
ОТВЕТЫ (11)
 
 
  TAU ( Слушатель )
07 апр 2017 09:20:55

Физические особенности окружающей среды определяют условия задачи.
Вообще, лучше всего - чтобы первая ступень была многоразовой, крылатой и стартовал комплекс по-самолетному, с ВПП. Используя подъемную силу атмосферы и кислород атмосферы в качестве окислителя. С возвратом первой ступени туда же.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
  Senya ( Слушатель )
07 апр 2017 12:42:42

Из вышеперечисленного заметный выигрыш даёт только использование атмосферного кислорода. Первая ступень это высота полёта 40-60 км и самое главное - скорость 2000-3000 м/с. Все варианты воздушного старта дают всего 1-2% необходимой энергетики. Так что самолёт, даже сверхзвуковой, всего лишь летающий стартовый стол, но не первая ступень и даже не стартовый ускоритель.
  • +0.03 / 2
  • АУ
 
 
 
  TAU ( Слушатель )
07 апр 2017 15:59:12

Мил человек, во-первых, поясни, в чем видишь разницу между 
- первой ступенью
- "летающим стартовым столом"
- стартовым ускорителем? 








Во-вторых, "самолетная" первая ступень - она же возвращаемая очень просто, без изысков, на ВПП.
  • -0.03 / 2
  • АУ
 
 
 
 
  Senya ( Слушатель )
07 апр 2017 18:50:04


Конкретно в этом контексте, первая ступень - элемент ракеты-носителя, обеспечивающий примерно половину энергозатрат на выведение полезного груза и ~30% скорости, необходимой для выхода на НОО. Доля стартового ускорителя, если он используется, ну где-то 10%.
Какую часть орбитальной скорости обеспечит самолёт? В чём его роль, кроме перемещения места пуска в другую географическую точку? Выиграть мы что должны?
  • +0.07 / 5
  • АУ
 
 
 
 
 
  caSmith ( Слушатель )
07 апр 2017 19:19:28

Перемещение точки старта - это очень немало. Самолетный старт решает очень многл проблем. Вот только сам воздушный старт хотя бы среднего носителя - не по зубам современным технологиям.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  mse ( Слушатель )
07 апр 2017 19:52:50

Угу... Минитмен, это средний носитель или нет? Веселый Но да, попробовали в 74 и сказали "нуивона"...
  • +0.07 / 6
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  НАлЕ ( Слушатель )
07 апр 2017 21:11:18

Вас неистово проплюсовал.
Но они сказали "нуивона" совершенно по другим причинам.
Старт Минитмена с "воздуха"  - это было под другие задачи. Под те задачи было именно так - "нуивона...".
Но факт воздушного старта был налицо.
  • +0.02 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  caSmith ( Слушатель )
08 апр 2017 13:27:54

Нет. Ополченец - твердотопливная МБР.
В настоящее время воздушный старт - это Пегас. Масса ракеты больше 23т, стартует с 12км высоты, выводит больше 400кг, емнип.
  • +0.01 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  Senya ( Слушатель )
07 апр 2017 19:53:15


Так я и не воюю с самой идеей. Может быть полезно и интересно. Просто иногда ощущение (каюсь - может и ложное), что "воздушный старт" считают чуть не волшебным заклинанием. А решает он по большому счёту единственную проблему - с географией, а в остальных областях скорее создаёт.
  • +0.06 / 5
  • АУ
 
 
 
 
 
  НАлЕ ( Слушатель )
07 апр 2017 21:06:41

По-выделенному:
Вы помните, как мы с Вами это оценивали?
Помнится мне, что на 15% сошлись.
В том смысле, что дозвуковой самолет-носитель с высоты 11 км обеспечивает снижение стартового веса ракеты на те самые 15%.
И, разумеется, все те самые "плюшки" на тему "оптимальности точки старта" для тех, или иных целевых орбит.Подмигивающий
  • +0.05 / 3
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  Senya ( Слушатель )
07 апр 2017 21:15:39

Конечно помнюУлыбающийся Я ещё тогда надулся как индюк от гордости, что мои дилетантские расчёты оказались не на 100% ошибочные.
Но там вроде продолжение было - мы выигрываем в теории 15%, но теперь должны везти заправленную ракету горизонтально, а это совсем другое направление нагрузок. Нужно выдерживать толчки и воздушные ямы, переменные нагрузки при отделении от носителя. Это всё усиление и утяжеление конструкции. Ну или меняем жидкостную ракету на твердотопливную. И хорошо если любой из вариантов обойдётся нам в те же 15%.
  • +0.14 / 10
  • АУ