Цитата: BelaRUS_Arma от 06.04.2017 09:42:55Белоруссия всегда была территорией войн. Была попытка недолгая удержать Полоцкое княжество, но все "продолбали". То есть Литва и Польша все время войной на Русь ходила по нашим землям. И тут то под теми, то под теми. Так что есть справедливость некая, что сложно выделить какую-то точную самоиндетификацию именно Беларуси. Мы все это понимаем. Есть конечно культурный аспект, все-таки нельзя это игнорировать, но гордиться особенными успехами на почве незалежности нечем. И так случилось, что долгое время были под Литвой плацдармом для набегов на Смоленск и Новгород. А потом вошли в Российскую империю. Кстати, герб Бобруйска был утвержден указом Екатерины 2. И он до сих пор действующий. И мы с 1796 года мы в Российской империи. Но... территория современной Белоруссии была постоянно водоразделом в войнах с Россией и княжества уж точно не были пророссийскими.
Однако в современной истории всегда можно при помощи технологий возвысить какую-либо одну сторону истории, возвести ее в приоритет и тогда получится - что мы близки Польше и Прибалтике больше чем России. Но современная история показала, что Белоруссия свой выбор сделала, когда выступила единым фронтом против запада с Россией вместе. И это героическое прошлое. И мое четкое мнение, что вот эта "беларусизация" просто дань уважения некоторой культуре, которая формировалась под литовским и польским влиянием. Да и попытка немного поднять национальных дух. Но по факту эти процессы в контексте противостояния с Россией сильно преувеличены.
Честно говоря, после некоторых ваших заявлений, не ожидал хорошо аргументированного ответа, поэтому приятно удивлен. Раз дискуссия, похоже, наконец входит в конструктивное русло, попытаюсь разобрать ваши аргументы (по выделенному).
Полоцкое княжество.
Здесь явный анахронизм. Средневековые князья ни на условной Руси, ни в Западной Европе национальными категориями не мыслили. Средневековое "государство" - это княжеский удел. Поэтому никто ничего "продолбать" не мог (кроме конкретной династии). Анахронизмы, кстати, проблема любой "национальной истории", включая и российскую - "тяжелое наследие" 19 века с его пробуждающимся национальным самосознанием. Под "анахронизмом" следует понимать попытку осмыслить исторические процессы прошлого через призму современности, оперируя понятиями, которые в прошлом не существовали.
Пророссийскость.
Дабы избежать анахронизмов здесь не следует смешивать различные исторические эпохи. На начальных этапах становления ВКЛ никакой "России" не было. Была Русь, разделенная на уделы, но связываемая общим языком и православной верой. С этой точки зрения территория современной Белоруссии "про-русской" была точно. Эти земли (вкупе с будущей Малороссией) в ВКЛ так официально и назывались - русские. При этом "национальность" князя особого значения не имела. "Литовские" князья бывали на "столе" и в Новгороде. Ситуация постепенно менялась с каждой новой "унией" и становлением государственности, которая постепенно приобретала черты, близкие к современным понятиям (очень постепенно!). Условный водораздел можно установить на конец XVI - начало XVII века, когда с одной стороны правящие классы и значительная часть городского населения полонизировались, а с другой стороны выкристаллизовалось русское государство на востоке, в общих чертах очень близкое к современной России (тогда же "российский" - этот греческий вариант "русского" начинает все чаще употребляться). На этом этапе можно согласиться, что польско-литовская шляхта "пророссийской" не была. Однако широкие народные массы оставались православными, и, не обладая "самосознанием" все же тянулись к Москве. В этом смысле они были "пророссийскими". Поэтому, когда я говорю, что современное белорусская самоидентификация - "лютая жесть", я частично именно это и имею в виду - самоидентификация с польско-литовской шляхтой, при том, что подавляющее число современных белорусов к ней никакого отношения не имеют.
Приоритеты современной истории.
Не следует путать историю с публицистикой и политикой. История, как наука (каковой она является) никаких приоритетов не имеет (если не считать приоритетом объекты исследования отдельно взятого историка). Политики и идеологи используют факты историографии в своих целях. Здесь можно говорить о "приоритетах", но к исторической науке они отношения не имеют.
Героическое прошлое.
Таковое на самом деле является общим для всех народов СССР. И "выбор Белоруссии" здесь опять таки является анахронизмом. Тем более, что никакого "выбора" на самом деле не было - БССР входила в состав СССР. Народ, населяющий ее принял участие в войне наряду со всеми народами СССР. Кроме того, пара десятков лет с начала советской белорусизации (от создания БССР до ВОВ) еще не привела к созданию "белорусского народа", даже если официальная идеология СССР таковой признавала. Тем более тогдашняя БССР не является аналогом сегодняшней РБ, хотя определенная правоприемственность неоспорима.
Цели белорусизации
Советская белорусизация - огромная тема, которую в двух предложениях не осветить. Хочу отметить, что строительство "национальных" республик в СССР строилось по общему шаблону в том числе на территориях, никакой прошлой и "инородной" культурой не обладавших. Включение русский областей в УССР является хорошим примером. Поэтому утверждение, что "белорусизация" - дань уважения самобытной культуре, по меньшей мере спорное.
Здесь по законам композиции должен последовать четкий вывод, но его не будет, поскольку сложность процессов в современной РБ и неопределенность будущего ставят вопросы, решение которых выше моих скромных аналитических способностей.