Пылающий Ближний Восток. Михаил ОшеровПылающий Ближний Восток. Михаил ОшеровНедавнее нападение США на Сирию необходимо внимательно проанализировать, сделать соответствующие выводы, принять решения и начать действовать, чтобы не допустить ничего подобного впредь.
Во-первых, нужно отметить, что по Сирии американцами было выпущено 59 ракет. Одна ракета не была выпущена из-за технической неисправности. Крылатые ракеты «Томагавк», использованные американцами, достаточно старые, но корабли, с которых стартовали эти ракеты, - достаточно новые. Неисправность старой ракеты не является чем-то важным и неожиданным, но неисправность системы запуска ракеты на новом корабле может повлечь за собой как минимум проверку всех систем запусков крылатых ракет на всём американском флоте.
Во-вторых, следует обратить внимание на то, что пуски американских ракет производились оттуда же, откуда происходят постоянные нападения израильской авиации на Сирию – со стороны Средиземного моря. Возможно, что маршруты американских ракет проходили по тем же траекториям, что и маршруты израильских ракет, что может говорить о высоком уровне военно-технического сотрудничества США и Израиля в их войне против Сирии.
В-третьих, нужно заметить, что между Россией и США и между Россией и Израилем ранее по просьбам американской и израильской сторон соответственно были заключены соглашения об информационном обмене, которые позволяли израильтянам и американцам после предварительного уведомления российской стороны бомбить объекты на территории Сирии без опасения ответного удара со стороны российских систем ПВО. Эти соглашения были выгодны американцам и израильтянам и крайне невыгодны России и Сирии. Судя по заявлениям американских официальных лиц, перед своим нападением на Сирию американцы не поставили об этом в известность задолго заранее руководство России, нарушив тем самым подписанное ранее соглашение, что в принципе уже давало право российским системам ПВО, развёрнутым в Сирии, сажать и сбивать американские крылатые ракеты, пролетающие фактически прямо над российской военной базой.
В-четвёртых, судя по многочисленным подсчётам, до целей в Сирии долетела только половина американских ракет. Что произошло с остальными ракетами, пролетавшими в зоне действия российских систем ПВО и РЭБ, упали ли они в море или на территории Ливана или Сирии, успели ли они самоликвидироваться, – это до сих пор не известно. На эту тему не последовало никаких заявлений ни российской, ни американской стороны. Американский сайт
“Veterans Today” пишет
http://www.veteranstoday.com/2017/04/09/trump-humilated-syria-shoots-down-34-of-59-cruise-missiles-russia-to-upgrade-system-soon/о том, что 34 американских крылатых ракеты были «посажены» российскими системами радиоэлектронной борьбы.
В-пятых, с технической точки зрения американцы потратили около 100 миллионов долларов, чтобы с пятьюдесятью процентной эффективностью нанести удар по второстепенному, фактически полевому аэродрому, разбив несколько старых самолётов, но не добившись прекращения работы аэродрома, который уже на следующий день заработал в полную силу. С военной и с технической точки зрения американская операция является крайне малоэффективной. С другой стороны, поскольку российская сторона допустила этот удар, с политической точки зрения американская операция была достаточно эффективной, поскольку продемонстрировала всему миру, что США возвращаются на Ближний Восток в роли лидера, которому никто не может противодействовать, и что Россия практически ничем не ответила на американский удар, впрочем, так же, как ранее, – на уничтожение Турцией российского военного самолёта.
С внутриполитической точки зрения американский президент добился того, чего не мог добиться во время всей предвыборной компании, – растущей поддержки многих американцев и конгрессменов, которым надоела нерешительная политика Обамы и для которых было «нужно что-то сделать». Дональд Трамп, применив военную силу без санкции конгресса, задним числом получил фактический карт-бланш на ведение войны. Президент США одним неловким ударом по Сирии решил многочисленные внутриполитические задачи и проблемы.
Реакция России на американский удар была достаточно быстрой, но, возможно, недостаточно серьёзной.
В тот же день состоялось экстренное совещание Президента России с постоянными членами Совета Безопасности России.
http://www.kremlin.ru/events/president/news/54242«Состоялось детальное обсуждение ситуации, сложившейся в Сирии после нанесения США ракетных ударов. Действия Вашингтона ещё раз были квалифицированы как акт агрессии, противоречащий международному праву.
На совещании была выражена глубокая обеспокоенность в связи с неизбежными негативными последствиями подобных агрессивных действий для общих усилий в области борьбы с терроризмом.
Выражено сожаление в связи с ущербом для двусторонних российско-американских отношений, который был нанесён в связи с произведёнными ударами по объектам Сирии.
Обсуждались также различные вопросы, связанные с продолжением операции ВКС России по поддержанию антитеррористической операции вооружённых сил Сирии."С политической точки зрения формулировки крайне мягкие. Фактически произошло прямое нападение США на страну-союзник России, причём нападению могли подвергнуться российские военные базы, расположенные в Сирии. Заявления советского правительства по итогам аналогичных инцидентов в прошлом были гораздо жёстче, происходили обычно после немедленных ответных действий советской армии и флота и звучали примерно следующим образом:
«Агрессор, вторгшийся в … уничтожен. Советское правительство выражает глубокое сожаление и предупреждает о недопущении дальнейших инцидентов впредь».Единственным прямым последствием агрессии США против Сирии и России стало всего-навсего приостановка (приостановка, а не полное прекращение действия) росийско-американского Меморандума об избежании инцидентов. Приостановка этого Меморандума означает, что действие этого ненужного России документа через некоторое время может быть возобновлено, и американцы снова смогут беспрепятственно бомбить территорию Сирии.
Единственно важная для ближайшего будущего фраза из пресс-релиза совещания Президента России с постоянными членами Совета Безопасности России размещена в конце этого краткого сообщения –
«Обсуждались также различные вопросы, связанные с продолжением операции ВКС России по поддержанию антитеррористической операции вооружённых сил Сирии.». Это означает, что Россия будет продолжать свою операцию в Сирии, несмотря на прямое противодействие США и их союзников.
Американское нападение произошло из района Средиземного моря. Ещё недавно, к окончанию президентского срока бывшего президента США Барака Обамы, в Средиземном море была собрана самая мощная в новейшей российской истории военно-морская группировка надводных и подводных кораблей. Но 7 апреля этого года в Средиземном море этих кораблей уже не было, что дало двум американским кораблям возможность беспрепятственного пуска крылатых ракет.
Чтобы предотвратить дальнейшие нападения со стороны США, Израиля и их союзников на территорию Сирии с запада, со стороны моря, существует две основных возможности.
Одна из них – это достаточно дорогостоящее постоянное базирование в водах Средиземного моря надводной и подводной группировок российского военно-морского флота, базирование на постоянной, а не на временной основе. В отсутствие российских кораблей их место могут занять корабли США, с которых будут наноситься дальнейшие удары по территории Сирии.
Недавно в СМИ появилось сообщение о том, что новейший фрегат Черноморского флота России «Адмирал Григорович» спешно выходит из Чёрного моря и направляется к месту, откуда по территории Сирии стреляли американские корабли. С 3 по 5 апреля фрегат «Адмирал Григорович» был занят на совместных военно-морских российско-турецких учениях, что само по себе вызывает крайнее удивление. С учётом того, что Турция недавно сбила российский самолёт в Сирии, с учётом того, что Турция на постоянной основе оккупирует значительную часть сирийской территории и не собирается оттуда уходить, напротив, обустраивает свои военные базы и завозит на эти земли переселенцев из Турции, совместные российско-турецкие учения сейчас выглядят примерно так же, как если бы в 1942 году во время блокады Ленинграда на Балтике или на Ладоге проводились бы совместные советско-финские учения. Политическая обстановка вокруг Сирии достаточно запутана, но российскому руководству нужно всё-таки в конце концов определиться с тем, кого считать агрессором против Сирии и противником в противостоянии, а, возможно и в прямой войне.
Вторая возможность, необходимость которой полностью понимает руководство Сирии, но пока не может реализовать без российской поддержки – это размещение систем ПВО Сирии на территории Ливана. Это необходимо для того, чтобы перекрыть проходы в горах, которыми пользуются США и Израиль для нанесения своих ударов по Сирии. Размещение сирийских ПВО на территории Ливана позволит обеспечить безопасность территории Сирии с Запада. До недавнего времени этой возможности активно противостояло государство Израиль, авиация которого постоянно наносит удары по территории Сирии, пользуясь соглашением с Россией. В результате израильских авиаударов погибают сирийские офицеры и солдаты. Только недавно сирийские системы ПВО попытались открыть ответный огонь по израильским агрессорам. Для обеспечения воздушной безопасности Сирии уже самой России, возможно, в ближайшее время необходимо будет отменить российско-израильское соглашение, благодаря которому израильские самолёты продолжают безнаказанно бомбить территорию Сирии.
Если мы говорим об общей политической картине ближневосточного конфликта, то 7 апреля американцы своими действиями перечеркнули «красную линию», после которой должны последовать ответные действия. Американские ракеты летели фактически через российские военные базы. Для обеспечения безопасности Сирии и российской военной группировки в Сирии российскому руководству не следует бояться сбивать американские самолёты и топить американские корабли, нарушающие воздушное пространство Сирии. Во время войны во Вьетнаме вьетнамскими и советскими самолётами и системами ПВО было сбито свыше 3 тысяч 300 различных американских самолётов, и мир не перевернулся. Нужно понимать, что граница Сирии сейчас, – это граница России, и к нарушителям сирийской границы Россия должна относиться так же, как к нарушителям российской границы.
Михаил Ошеров
http://www.iarex.ru/articles/53869.html