СЕВАСТОПОЛЬ, 11 апр — РИА Новости (Крым). В конце марта 2017 года правительство Севастополя передало в Минпромторг России полный пакет документов ГУП "Севастопольское авиационное предприятие" ("САП") для начала процесса передачи компании в федеральную собственность. Следующий шаг – вхождение завода в холдинг "Вертолеты России". РИА Новости (Крым) узнали, каковы планы по возрождению легендарного завода, который был свидетелем первых опытов воздухоплавания Российской империи и сделал свой вклад в оборону Севастополя от фашистов.
Время перемен. На момент вхождения Севастополя в состав России вертолетный завод тихо доживал своей век. Если во времена Советского Союза (тогда предприятие было воинской частью) здесь служили 1,2 тыс человек, из которых около 800 рабочих специалистов, то на начало 2014 года на заводе работали до 360 человек. В пик своей деятельности (1990 год) завод провел капитальный ремонт 52 вертолетов, в 2013 году – в строй было введено 11 машин, в 2012 году – 8. Нынешнее руководство города поставило цель возродить былую славу легендарной "вертолетки". На предприятии уверены, что задача не только перспективная, но и не простая.
"Переход предприятия с таким родом деятельности в другое юридическое поле – вещь чрезвычайно сложная. Весь основной пакет документов был окончательно сформирован только к середине 2016 года. Нужно было поставить землю на кадастровый учет, получить лицензии, поскольку предприятие должно выполнять гособоронзаказ. Многие вопросы решались на уровне вице-премьера России Дмитрия Рогозина, который оказал огромную помощь предприятию. До сих пор по некоторым документам вопрос не закрыт", — говорит директор "САП" Алексей Толмачев. За три года в составе России предприятие провело капитальный ремонт всего 12 вертолетов: 4 — в 2014 году, 3 — в 2015 году и 5 — в 2016 году. В Севастополе ликвидируют судоремонтный завод "Металлист" >> Все годы под российским флагом предприятие борется с задолженностью по зарплате. "На момент вхождения Севастополя в состав России на предприятии сформировалась задолженность за четыре месяца плюс отчисления и налоги – это примерно 10 млн рублей по курсу на тот момент. Мы ее погасили. Новая задолженность сформировалась из-за недозагрузки предприятия, больших кассовых разрывов. В конце марта это больше 27 млн рублей, включая налоги", — говорит Толмачев.
Руководство города и завода убеждено, что сегодня вопрос выживания предприятия всецело зависит от его вхождения в холдинг "Вертолеты России". "Предприятие нуждается в модернизации и стабильных заказах. Без вхождения в холдинг "Вертолеты России" достичь этого нереально", — подчеркивает директор "САП".
Как рассказал РИА Новости (Крым) заместитель губернатора Севастополя Илья Пономарев, пакет документов для передачи "САП" в федеральную собственность был передан в Минпромторг в конце марта 2017 года. "При оптимистичном сценарии оно войдет в федеральную собственность через 2-3 месяца", — подчеркнул Толмачев. При этом руководство "САП" заверяет, что и "Вертолеты России" крайне заинтересованы в кооперации с "Севастопольским авиапредприятием". "Самое ближнее к нам авиаремонтное предприятие находится в Энгельсе — расстояние 1,2 тыс км. Мы самый южный авиаремонтный завод в России, поэтому в Севастополе целесообразней размещать заказы из Азии, Африки, южных регионов РФ", — подчеркивает Толмачев.
"Вертолеты России" конкретные сроки интеграции "САП" в холдинг не называют, но заверяют, что заинтересованы включить завод в состав объединения. "Включение "САП" в состав холдинга "Вертолеты России" возможно после выполнения мероприятий, связанных с передачей имущества предприятия в федеральную собственность, то есть преобразованием ГУП во ФГУП, и дальнейшим акционированием завода. Завод постепенно интегрируется в производственно-технологическую цепочку холдинга и, несмотря на все объективные трудности, динамика основных показателей предприятия положительна. "САП" займет достойное место в производственной структуре холдинга "Вертолеты России", — сказано в официальном ответе "Вертолетов России" на запрос РИА Новости (Крым).
Вопрос акционирования предприятия и включение с состав холдинга будет решаться на самом высоком уровне. Для этого, согласно законодательству, потребуются решения Президента и Правительства РФ, которые определят порядок интеграции предприятия в состав госкорпорации "Ростех" и в структуру холдинга "Вертолеты России". "Объем инвестиций в развитие ГУП "САП" будет зависеть от тех задач, которые будут возложены на предприятие и от эффективности его работы", — подчеркивают в холдинге "Вертолеты России".
Как при СССР не получится. Сегодня основные фонды "САП" изношены на 85%. Более того, завод нуждается в современном оборудовании, которое в состоянии обслуживать новейшие виды техники. "На модернизацию и реорганизацию предприятия требуется порядка 800 млн рублей. Часть этих средств планируется получить из федерального бюджета, часть от "Вертолетов России", часть взять из собственных средств предприятия", — говорит руководитель завода.
При этом точка безубыточности "САП" достигается при капитальном ремонте 12-15 машин в зависимости от модификации. В денежном выражении это около 700-800 млн рублей в год. В планах "САП" на 2017 год — капитальный ремонт 8 вертолетов на сумму 420 млн рублей. "Кроме того, мы планируем оказать дополнительных услуг на 100 млн рублей. Мы официально получили от департамента по обеспечению государственного оборонного заказа разрешение на ремонт соосного несущего винта Д2Б. Эти контракты достаточно сложные, но емки по финансовому наполнению. Сегодня три колонки в Индии, которые планируется разместить у нас. Также в подобных услугах заинтересованы Вьетнам и Корея", — сообщил директор завода.
Бывший директор предприятия Иван Ермаков, который возглавлял вертолетный ремонтный завод с 1986 по 1991 год, а вообще на предприятии работал с 1971 года, также считает, что сегодня предприятие в сложном положении. "К сожалению, завод растерял свой основной потенциал – рабочих специалистов. Из 300 человек только 50 работников могут выполнять ремонт техники. Остальные – подсобный персонал", — заявил он РИА Новости (Крым).
Не видит Ермаков и перспектив полноценной загрузки предприятия. "Страны Варшавского договора (военного союза европейских социалистических государств при ведущей роли СССР – ред.) практически полностью избавились от советских вертолетов. Например, Польша перешла на технику по стандартам НАТО. В России авиаремонтные предприятия сами недозагружены, поэтому с перспективой получить много заказов не все так гладко, как говорят", — отмечает бывший директор предприятия. Директор "САП" считает, что гнаться за советскими показателями и не нужно – экономика строится уже на других принципах. "Во времена СССР на предприятии, точнее воинской части, служили 1,2 тыс человек, из которых около 800 человек специалистов. Сегодня работает чуть менее 300 человек. И эта та численность, которая полностью удовлетворяет потребности завода даже с учетом перспективы увеличения портфеля заказов", — заверяет Толмачев. По его словам, сегодня предприятию требуется около 20-30 специалистов, которые умеют работать с современной аппаратурой и выполнять ремонт новых вертолетов. "Эти люди смогут относительно быстро переобучить остальной коллектив под новые потребности", — уверен директор.
http://crimea.ria.ru…31035.html