Современные танки не обходятся одной только броней корпуса и башни. Для повышения живучести применяются навесные модули бронирования, а также динамическая и активная защита. Противотанковые вооружения достаточно давно «научились» бороться с динамической защитой при помощи т.н. тандемной боевой части, способной подорвать наружный блок, а затем поразить броню. Комплексы активной защиты, в свою очередь, до недавнего времени оставались серьезнейшей проблемой для противотанкового оружия. Оригинальный метод поражения бронированных целей, прикрытых активной защитой, был предложен в российском проекте реактивной противотанковой гранаты РПГ-30 «Крюк».
Принцип работы комплекса активной защиты (КАЗ) бронемашины достаточно прост. Отдельная радиолокационная станция следит за окружающим пространством и ищет подлетающие к танку объекты. Если размеры и скорость такого объекта соответствуют параметрам известных противотанковых средств, дается команда на отстрел защитного боеприпаса. Последний создает на пути ракеты или гранаты направленное поле осколков, поражающее ее. Таким образом, поражение подлетающего объекта производится на некотором расстоянии от брони, что не позволяет противотанковому средству нанести бронемашине какой-либо ощутимый урон. Современный уровень развития электроники позволил получить малое время реакции КАЗ, значительно повышающее вероятность своевременного обнаружения и уничтожения подлетающей цели.
Разрезной макет РПГ-30. Фото Army-news.ru
Быстродействие отечественных и зарубежных комплексов активной защиты фактически делает невозможным преодоление подобных рубежей обороны с применением традиционных средств и методик. Тем не менее, российским конструкторам удалось найти выход из сложившейся ситуации, для чего было использовано оригинальное решение, затрагивающее архитектуру противотанкового комплекса. Реактивную гранату, ответственную за поражение цели, было решено дополнить специальными средствами.
Проект реактивной противотанковой гранаты, способной поражать цели с КАЗ, создавался научно-производственным объединением (НПО) «Базальт» – ведущим отечественным разработчиком систем подобного класса. Проектные работы стартовали в первой половине прошлого десятилетия и завершились через несколько лет. Уже в конце 2008 года представители «Базальта» рапортовали о завершении программы испытаний.
В соответствии с имеющимися «традициями» именования противотанковых вооружений, новое изделие получило официальное обозначение РПГ-30. Также гранате присвоили индекс ГРАУ 7П53 и дополнительное имя «Крюк».
В связи с принципиальной невозможностью решения основной задачи проекта путем доработки реактивной гранаты было предложено использовать совершенно новую для отечественных комплексов архитектуру, получившую название бикалиберной. Суть этого предложения заключается в оснащении пускового устройства двумя контейнерами-направляющими разного калибра, предназначенными для использования боеприпасов разного назначения. При этом оба ствола используются в ходе выстрела. Для упрощения эксплуатации противотанковая система была выполнена одноразовой, из-за чего относится к классу реактивных гранат.
В состав комплекса «Крюк» входит три основных элемента, отвечающих за решение различных задач. Это двухтрубное пусковое устройство, противотанковая граната ПГ-30 и специальная ложная цель, она же снаряд имитатор. Именно введение второй направляющей и ложной цели, по задумке авторов проекта, должно обеспечивать надежное поражение целей, несущих комплексы активной защиты.
Основными элементами пускового устройства являются две трубы разных размеров. Более крупная с внутренним диаметром 105 мм выполняет функции транспортно-пускового контейнера противотанковой гранаты. Кроме того, она является основной деталью комплекса, к которой присоединяются все остальные. Проектом предусмотрено использование второй трубы-ствола меньшего диаметра. При помощи передней и задней обойм он устанавливается на главную трубу. Во время подготовки к выстрелу направляющая снаряда-имитатора помещается справа снизу относительно основного ствола. Обе трубы имеют резиновые крышки-мембраны с радиальными просечками, по которым происходит их разрыв.
Принцип работы "Крюка". Рисунок Baltnews.lv
Позади передней крышки на основной трубе находится хомут с креплениями для подвижной планки прицела. Второй элемент прицельных приспособлений крепится на втором хомуте, находящемся в средней части более крупного контейнера. Там же расположены некоторые элементы спускового механизма. В частности, именно рядом с откидным прицелом располагается устройство для удержания спускового рычага при помощи чеки.
Выстрел производится при помощи спускового механизма, конструкция которого в основных чертах повторяет системы предыдущих отечественных противотанковых гранат. Управление спуском выполняется при помощи качающегося рычага, закрепленного в задней части большей трубы. При нажатии на рычаг электрический импульс подается на воспламенители метательных зарядов обеих гранат.
Для большего удобства эксплуатации изделие РПГ-30 / 7П53 имеет антабки для крепления ремня. Защита внешних деталей при хранении и транспортировке обеспечивается при помощи передней резиновой крышки увеличенного диаметра и заднего резинового кольца. Проекция резиновых деталей полностью перекрывает прицел, спусковой механизм и т.д.
За поражение бронированной цели в составе комплекса «Крюк» отвечает реактивная граната ПГ-30. Это изделие было создано на основе боеприпаса для гранатомета РПГ-29 «Вампир» и сохраняет основные его черты. Граната состоит из нескольких основных частей и имеет характерную форму. В головной части помещен лидирующий заряд тандемной кумулятивной боевой части, предназначенный для противодействия средствам динамической защиты. Позади него располагается основной заряд, отличающийся большими размерами и мощностью. Хвостовая часть изделия отдана под размещение реактивного двигателя, раскрываемых в полете стабилизаторов и стартового заряда.
Граната ПГ-30 имеет максимальный диаметр 105 мм. Масса изделия – 4,5 кг. При выстреле и последующем разгоне при помощи собственного двигателя граната развивает скорость до 120 м/с. По официальным данным, тандемная кумулятивная боевая часть гранаты способна пробить до 600 мм гомогенной брони за динамической защитой. При стрельбе по железобетонным укреплениям пробивается стена толщиной до 1,5 м, по кирпичным – до 2 м. В деревоземляные постройки кумулятивная струя уходит на глубину до 3,7 м.
Специально для системы РПГ-30 «Крюк» была разработана ложная цель типа ИГ-30. Она представляет собой реактивную гранату малого калибра, имеющую особое оснащение. Несмотря на значительно меньший диаметр и массу, снаряд-имитатор не отличается от ПГ-30 скоростью и траекторией. Кроме того, две гранаты похожи по своим радиолокационным сигнатурам. Как следствие, радиолокационные средства обнаружения комплексов активной защиты не могут различить два этих изделия.
Из-за применения двух соединенных друг с другом транспортно-пусковых контейнеров для отдельных гранат комплекс «Крюк» получился достаточно крупным и сравнительно тяжелым. Длина готовой к применению системы достигает 1135 мм, поперечник – до 180-200 мм. Масса боеготового комплекса – 10,3 кг. Прицельные приспособления рассчитаны для стрельбы на дальность до 200 м.
Принцип работы реактивной противотанковой гранаты РПГ-30 оригинален и представляет большой интерес. Подготовка оружия к выстрелу производится так же, как и в случае с другими системами подобного класса. Стрелок занимает позицию, поднимает планки прицела, изымает чеку и взводит спусковой механизм, после чего может выбрать цель и навести оружие. При нажатии на спусковой рычаг подается команда на воспламенение стартовых зарядов двух гранат. Важной особенностью «Крюка» является раздельный старт снаряда-имитатора и настоящей противотанковой гранаты. Он необходим для правильного противодействия системам защиты вражеской бронемашины.
С некоторым интервалом оба боеприпаса отправляются к цели. Если та оснащена комплексом активной защиты, ее автоматика производит обнаружение подлетающих объектов и принимает меры. За счет более раннего старта первой к цели подлетает изделие ИГ-30. В требуемый момент времени КАЗ производит отстрел защитного боеприпаса и образует поле осколков, поражающее подлетающий объект. Ограниченные размеры зоны поражения приводят к тому, что осколки попадают только в имитатор, тогда как граната с боевой частью не подвергается рискам.
С минимальным интервалом после срабатывания активной защиты к бронемашине подлетает граната ПГ-30 и поражает ее, используя оба заряда тандемной боевой части. При наличии динамической защиты лидирующий заряд «вскрывает» ее, обеспечивая основному доступ к броне. Не имеющая подобных систем бронемашина последовательно подвергается ударам двух зарядов разной мощности.
Есть основания полагать, что имитатор гранаты может быть полезным и при обстреле цели, не имеющей комплекса активной защиты. В таком случае ИГ-30, имеющая такую же баллистику, как и ПГ-30, первой ударится в блок динамической защиты и спровоцирует его подрыв. Настоящей гранате после этого останется только попасть в открытый участок брони и поразить его.
Разрабатывая оригинальный принцип действия реактивной противотанковой гранаты, специалисты НПО «Базальт» учли основные особенности современных комплексов активной защиты, в первую очередь, их характерные недостатки. Все существующие и перспективные КАЗ имеют определенные ограничения на поражение целей, подлетающих с одного направления. После поражения одного опасного объекта они нуждаются в некотором времени для выполнения перезарядки, перенацеливания или наведения новой пусковой установки защитного боеприпаса. Таким образом, в течение 0,2-0,4 секунды КАЗ не может осуществлять перехват целей в ранее обработанном секторе. Система РПГ-30 пользуется этой особенностью: граната проходит через зону ответственности активной защиты в тот момент, когда та временно теряет возможность правильной работы.
Дополнительным фактором, позволяющим изделию ПГ-30 решить поставленную задачу, является образование облака осколков и раскаленных газов, сопровождающее подрыв ложной цели. Вспышка и облако аэрозоля на некоторое время перекрывают обзор радиолокационной станции КАЗ. Настоящая граната проходит через это облако и, как следствие, ее обнаружение производится слишком поздно для своевременной реакции. Сочетание двух факторов в виде слишком позднего обнаружения гранаты и невозможности ее поражения ввиду отсутствия защитного боеприпаса дает высокую вероятность успешного прорыва через зону действия активной защиты.
Отдельные элементы макета. Фото Wikimedia Commons
С точки зрения боевых характеристик, обусловленных возможностями реактивной гранаты ПГ-30, комплекс РПГ-30 «Крюк» может считаться улучшенной версией более старого гранатомета РПГ-29 «Вампир». Параметры их боеприпасов примерно одинаковы, тогда как «Крюк» имеет значительное преимущество в виде возможности поражения бронемашин с динамической и активной защитой. Габариты и массу этих двух комплексов, очевидно, сравнивать не стоит ввиду их принадлежности к разным классам.
Проект РПГ-30 / 7П53 / «Крюк» был разработан в середине прошлого десятилетия. Вскоре на испытания отправились первые опытные образцы. К концу 2008 года реактивные противотанковые гранаты прошли все необходимые проверки, после чего начал решаться вопрос принятия на вооружение и серийного производства. В силу определенных причин этот процесс затянулся на несколько лет, однако все же привел к желаемым результатам.
В 2012 году изделие РПГ-30 было принято на вооружение российской армии. В следующем году появился первый заказ на серийное производство и поставку реактивных гранат. Вооруженные силы приобрели 1000 одноразовых комплексов общей стоимостью 83 млн рублей – 83 тысячи за штуку. Следует отметить дороговизну «Крюков»: для сравнения более старые противотанковые гранаты РПГ-26 «Аглень» обходятся военному ведомству примерно в 30 тыс. рублей. Тем не менее, ни один из образцов этого класса, в отличие от «Крюка», не может поражать бронетехнику, оснащенную КАЗ. Таким образом, значительная разница в цене оказывается прямо связанной с очевидными преимуществами в главных характеристиках.
Появление комплекса, способного прорываться через рубежи современных КАЗ, привело к началу работ по созданию обновленных средств защиты, учитывающих подобные угрозы. Уже в 2012 году израильская компания Rafael сообщила о создании нового комплекса активной защиты Trench Coat, способного защитить танк от гранат с ложными целями. Утверждалось, что новый КАЗ способен следить за всем окружающим пространством и запускать 17 поражающих элементов, предназначенных для поражения подлетающих целей. Примечательно, что с тех пор новые сообщения о перспективном проекте не появлялись.
Реактивные противотанковые гранаты РПГ-30 уже поступили в серийное производство и выпускаются сравнительно большими партиями. На данный момент имеются сведения только о серийном производстве по заказу российского военного ведомства. Экспортные контракты пока не заключались. Тем не менее, желая получить заказы зарубежных армий, отечественная промышленность регулярно показывает свои разработки на российских и зарубежных выставках вооружения и военной техники. Одно из последних подобных мероприятий, в ходе которого потенциальным заказчикам демонстрировалось изделие «Крюк», – выставка LAAD 2017, на прошлой неделе прошедшая в Рио-де-Жанейро (Бразилия).
В рамках проекта РПГ-30 / 7П53 / «Крюк» российским разработчикам противотанковых вооружений удалось решить одну из самых сложных и интересных задач. При помощи необычной доработки «традиционного» облика реактивной противотанковой гранаты они смогли сделать систему с уникальными возможностями. Фактически граната РПГ-30 может бороться со всеми современными танками, имеющими собственное как бронирование и динамическую защиту, так и активные средства противодействия. Насколько известно, зарубежные разработчики противотанковых систем пока не могут предложить подобное оружие.