Как бы не удержался относительно некоторых моментов.
ЦитатаЗдесь важно отметить, что самая дорогая часть ракеты-носителя - это двигатели. И наши двигатели как раз могут использоваться не один раз, что уже подтверждено испытаниями. А вот экономическую целесообразность использования возвращаемой ступени нужно еще понять. Россия готова к этому. Мы отлично понимаем, что такие технологии в будущем будут использоваться.
Понятно, что чиновники такого уровня не сами ответы пишут, но здесь имеет место явная дезинформация. Нет у нас маршевых двигателей РН способных к повторному запуску в полете. На стенде да, после того как нём контроль технического состояния проведут и кучу одноразовых агрегатов поменяют. Так, что насчет "готова" это несколько преждевременно, дело за малым - сделать двигатель многократного включения в полете.
ЦитатаДекабрьская авария связана с "Союзом", и ответом стал успешный пуск последнего "Союза-У", который прошел без замечаний. Что касается ситуации на ВМЗ с драгметаллами, а точнее, с составом припоя на газогенераторах двигателей "Протона": да, это был вопиющий факт. Но хочу подчеркнуть, что как раз внедрение новой системы качества и контроля технологических процессов на всех этапах производства, испытаний и подготовки двигателей позволило нам самим выявить этот дефект.
Насчет Союза совсем отдельная песня. Но я больше по выделенному. Итак, как оно было на самом деле.
Было два участка сборки под пайку двух разных изделий. Соответственно были две кладовые. Естественно и участки, и кладовые были в разных концах цеха, и, само собой, два разных припоя по пути от склада до изделия нигде физически не встречались и не пересекались. Так уж было организовано замшелое совкое производство.
В процессе повышения общей эффективности, более рационального использования площадей и оптимизации численности персонала, было решено два участка объединить (тем более, что одно изделие изготавливалось очень редко). Согласитесь глупо держать на одном участке две кладовые в разных местах. Тут же появились единицы под сокращение, как-то: сборщики, кладовщицы и другие "малозначительные люди". Как нетрудно догадаться под сокращение попал персонал с участка, где делали "редко изготавливаемое изделие". Тем более, что они были в возрасте и на пенсию заработали. А тут надо отметить, что ни кладовщица, ни сборщик, ни мастер, ни руководство цеха про то что припои отличаются по режимам пайки были ни фига не в курсе. Хотя насчет сборщика я не уверен.
Ну так вот, при увольнении сборщик пришел и сдал уже в новую (старую) кладовую порезанный в тонкие ленточки моток припоя.
Да, еще, фасовка обеих припоев в состоянии поставки отличается и перепутать их до момента выдачи в производство невозможно. А вот после того как их покрошили в лапшу, то органолептическим методом отличить один припой от другого нельзя.
Кладовщица из оставшейся кладовой моток приняла. Напоминаю, припои по внешнему виду не отличаются, более того у них и обозначение почти одинаковое.
Дальше случилась смена руководства цеха, как водится инвентаризация, в ходе которой обнаружилась недостача припоя одного и некоторое количество какого-то неофактуренного припоя, подготовленного под укладку. Конечно, моток отфактурили как недостающий и выдали в производство. Вот сердце мне вещует, что про то что припои не взаимозаменяемы никто из проводивших инвентаризацию и не подозревал.
А дальше дефект проявился на испытаниях и фабричка сделала неуклюжую попытку неприятность замазать. И вот тут-то и сработала система контроля качества. Только не новая, а очень старая - уперлись вояки, доложили по всем инстанциям, поснимали заключения. За что были нещадно выдраны - начальника приемки чуть-чуть не уволили досрочно по статье.
Все к чему - можно как угодно относиться к новому руководству Роскосмоса, но заявление о том, что дефект выявила внедренная "новая" система контроля качества - откровенная неправда. По дефекту отработали остатки старой советской системы