9. Условия перехода современного общества к новому способу производства часть 2
новая дискуссия
Дискуссия
289
9. Условия перехода современного общества к новому способу производства часть 2
Господствующим классом в обществе всегда становится собственник ключевого элемента производительных сил общества, доминирующих в нём на данном этапе его развития. И если будущий господствующий класс мы именуем пролетариатом, то это не тот пролетариат, который сформировался на заре зарождения капиталистического способа производства. Это тот пролетариат, который формируется на его закате, во время исчерпания производительными силами общества возможностей своего дальнейшего развития в его рамках. Это тот пролетариат, который востребован как будущий господствующий класс по причине того, что именно он и только он в состоянии стать собственником ключевого элемента производительных сил в следующей общественно-экономической формации (способе производства). Новый господствующий класс всегда формируется на закате текущей общественно-экономической формации, а не при её зарождении. Не может господствующим классом в грядущей формации стать социальный слой общества, теряющий в этой формации своё значение в экономике, прекращающий в ней своё существование как социального слоя.
При овладении политической властью, новый господствующий класс сохраняет своё господство в обществе вплоть до исчерпания возможности развития производительных сил общества в рамках текущего способа производства, либо до поглощения им подавляющего большинства членов общества и прекращения, таким образом, существования классовой структуры общества вообще и государственной формы его организации. Но чтобы господствующий класс мог стать последним господствующим классом в обществе, чтобы мог поглотить большинство членов общества и отмереть как класс, завершив, таким образом, всю эпоху классового, государственного этапа развития общества, представители этого класса должны быть не просто собственниками основного (ключевого) звена его производительных сил, но такими собственниками, от которых это звено принципиально невозможно было бы отторгнуть. И таким звеном может быть только интеллект.
Но с ростом образованности и интеллектуального уровня членов общества, неуклонно снижается удельное значение индивидуальных интеллектов. Даже деятельность крупных научных коллективов может сковываться состоянием дел в сопряжённых областях, как науки, так и техники и технологии. Современные изобретения и открытия, если они даже и делаются отдельными лицами, по сути, являются плодом коллективной деятельности общества. И это не только в науке, технике и технологиях. Многие левые активисты и по сей день тоскуют по ярким личностям в общественных движениях, которые могли бы повести за собой широкие массы трудящихся, не учитывая того, что в интеллектуальном обществе подобное в принципе невозможно. Хотя, если говорить о современном обществе, то оно скорее высокообразованное (эрудированное) чем интеллектуальное. Отсутствие у большинства людей навыков логического мышления ведёт к тому, что им очень сложно разобраться в потоке доводов приводимых им в дискуссиях по тем или иным вопросам. Это ведёт к тому, что в дискуссиях по вопросам организации и развития общества, позиции аргументируются не логическими доказательствами на основе законов его развития и цепочек причинно-следственных связей, а ссылками на авторитетные или устоявшиеся мнения и представления о добре, справедливости и целях развития общества, сложившихся в тех или иных его слоях. Понятно, что сколь бы образовано (эрудировано) общество не было, прийти к общему пониманию целей и путей его дальнейшего развития таким образом невозможно.
Таким образом, на закате капиталистического способа производства на первый план выходит задача организации функционирования общественного интеллекта в целях обеспечения дальнейшего свободного развития производительных сил общества. Вопрос, скорее всего, должен стоять именно так, поскольку организация функционирования общественного интеллекта это и есть организация самоуправления трудящихся масс (организация масс в самоуправляемую структуру), а значит и в их интересах. То есть, представление о пролетариате, как о новом господствующем классе, основой которого являются фабричные рабочие, рабочие от станка, совершенно не соответствует требованиям, вытекающим из закономерностей развития общества. Новым господствующим классом может стать только пролетариат интеллектуальный. И стать он им должен на весь переходный период от эпохи с государственным, с классовым устройством общества, к эпохе безгосударственного, бесклассового его устройства. И, по-видимому, переход этот (между эпохами) будет значительно более продолжительный, чем переходы между формациями предыдущей эпохи, эпохи с государственным устройством общества.
Если этот процесс будет происходить стихийно, поэтапными изменениями в организационной структуре общества, вызываемыми массовыми выступлениями и восстаниями трудящихся масс, то процесс этот будет болезненным для подавляющего большинства членов общества. Вряд ли можно сомневаться, что нынешний господствующий класс – буржуазия будет любыми путями пытаться сохранить своё господствующее положение в обществе, т.е. ту систему его организации, которая обеспечивает её господство. Но поскольку эта система и является причиной торможения развития производительных сил общества, а при их торможении усиливается конкуренция, которая может обеспечиваться в таких условиях только за счёт снижения уровня жизни трудящихся, то весь, довольно длительный период перехода к новому способу производства, подавляющее большинство населения будет находиться в крайне сложных условиях. Вряд ли имеет смысл рассматривать вариант с гибелью цивилизации, хотя и этого исключать нельзя, но то, что это будет сопровождаться вооружёнными конфликтами, как инструментом конкурентной борьбы между капиталами, с печальными последствиями для всего населения, вряд ли можно сомневаться.
При стихийном развитии событий весь процесс грядущего перехода к новому способу производства можно, в определённой мере, проиллюстрировать французскими буржуазными революциями, когда каждая революция обеспечивала очередной шаг в процессе смены способа производства. Только в данном случае это более крупные изменения (переход от эпохи к эпохе), а, следовательно, должен быть и более длительным, и более болезненным.
Стремление человека к более полному удовлетворению своих потребностей является основой развития как отдельного человека, так и человеческого общества в целом. Согласиться на снижение уровня удовлетворения своих потребностей, отказаться от удовлетворения части из них, человек может, только осознав, что иначе он потеряет ещё больше. И это касается всего, от вредных привычек до социального статуса личности. Но если последствия от курения, алкоголизма или наркомании очевидны, то негативные последствия от стремления к сохранению представителями господствующего в обществе класса своего социально-экономического положения в обществе, а, следовательно, и к сохранению существующего способа производства при исчерпании возможностей дальнейшего развития производительных сил общества в его рамках, совсем не очевидны. Поэтому, подавляющее большинство представителей любого господствующего класса (клана) выходы из любых кризисов ищут только в рамках существующей системы организации общества. Буржуазия до тех пор будет отстаивать своё господствующее положение в обществе, пока не доведёт общество до социального взрыва. Но в результате массовых выступлений к власти приходят те, кто наиболее организован, и предлагает массам в доступной для их понимания форме, решение их проблем. И пока будущий господствующий класс не организован в свою собственную самоуправляемую систему, под видом борьбы за его интересы, ему всегда будут навязываться решения, отвечающие не его интересам, а интересам той или иной организованной части общества. Но поскольку суть кризиса заключается в самом капиталистическом производстве, то любые преобразования его не устраняющие, не устраняют и сам кризис. А это означает, что массовые выступления будут продолжаться до тех пор, пока таким путём, мелкими шажками в беспрерывной, то разгорающейся, то затухающей борьбе будет повышаться сознание и организованность будущего господствующего класса, формироваться новый способ производства. И всему этому не может не сопутствовать масса бед и лишений для подавляющего большинства населения не только нашей страны, но и всей планеты, включая и любые вооружённые конфликты, поскольку стихийное развитие событий это и есть путь проб и ошибок. И без управления этим процессом предварительно организованным будущим господствующим классом общества подобный ход развития событий неизбежен.
То есть, при стихийном развитии событий, до выхода из кризиса, как кризиса капиталистического способа производства, и начала перехода к новому способу производства, обеспечивающему возможность дальнейшего свободного развития производительных сил общества, общество не может не пойти длительного этапа проб и ошибок, в течение которого и будет постепенно осуществляться повышение политического сознания масс и их организация в собственную, не зависимую ни от каких партий, организационную структуру. И никакая пропаганда и агитация коммунистических и левых сил общества это изменить не в состоянии, поскольку сознание масс формируется не агитацией и пропагандой, а реальным бытием. Без собственной организации массы всегда идут за кем-то, отдавая этому кому-то власть над собой, исходя из внешних, поверхностных представлений о предлагаемом им пути реализации их интересов, которые реально могут и не вести к этому. Но отдав власть, они уже не в состоянии что-то изменить при неблагоприятном для них развитии событий, без нового восстания (социального взрыва). И так может продолжаться долго.
Только реальное бытие меняет сознание масс и единственный доступный для левых сил общества путь к этому, это постепенное организация масс в самоуправляемые структуры, объединяя различные протестные группы в единую самоуправляемую систему. Только реальное участи в работе самоуправляемой организации создаёт для людей элементы нового бытия, обеспечивает осознание возможностей организованной борьбы за свои интересы и проблем неразрешимых на уровне их организации. Но локальные протестные группы не в силах что-то поменять на более высоком уровне, а их профессиональная или социальная замкнутость на решении их конкретных проблем не способствует их объединению с другими протестными группами, решающими так же свои конкретные проблемы. Объединить их на решение этих, общих для всех протестных групп задач могут только политические силы, политические структуры, осознающие эти проблемы и ставящих себе соответствующие цели. К сожалению, ныне существующие левые и коммунистические организации, даже если не брать во внимание структуры откровенно ренегатские, по своей сути являются коммунистическими и левыми организациями, так называемого, хвостистского типа. Они помогают отдельным коллективам трудящихся в их борьбе за свои интересы в различных областях их жизни, и люди благодарны им за это. Но они не делают даже попыток объединения протестных движений разного типа в общее протестное движение. Они не вносят в эти протестные массы осознания необходимости такого объединения для решения и их конкретных проблем. На настоящий момент они заняты больше конкуренцией между собой за популярность в массах, стремлением не организовать эти массы в реальные самоуправляемые структуры, а возглавить их и управлять ими, их движением. Ориентир на эту, в принципе не достижимую цель, и является основной причиной бесплодности деятельности всех коммунистических сил в России в последнюю четверть века.
Всё это говорит о том, что единственным путём минимизации ущерба, а скорее всего и бед и страданий, для подавляющего большинства населения, в переходный период от капитализма, как последнего способа производства на основе классового, государственного устройства общества, к новому способу производства, может быть только упреждающая организация трудящихся масс в самостоятельные, ни от кого не зависимые организационные структуры. Только организация трудящихся в самоуправляемые структуры создаёт для них элементы нового бытия, вносящие изменения в их сознания, обеспечивая ему возможность формирования адекватных образов новых элементов бытия, поднимая, таким образом, шаг за шагом, массы всё к большей и большей самоорганизации. Но организовать этот процесс сознательно, предваряя стихийное развитие событий, могут только соответствующие политические силы, стоящие выше интересов отдельных протестных групп, видящие и понимающие коренные интересы этих групп, внося в эти группы соответствующее сознание и способствуя их объединению. Но в настоящее время, к сожалению, ни одна политическая сила целенаправленно этим не занимается. Если ситуация в этом плане не изменится, то общество неизбежно пройдёт этот этап по пути стихийного развития со всеми вытекающими из этого последствиями.