В апреле 2011 года в российской столице умер Ганс Иоахим Тидге. В мире шпионажа этот человек был не последней фигурой. С 1966 года Тидге в течение 20 лет работал в Федеральном ведомстве ФРГ по охране Конституции. С 1975 до 1979 г. он трудился в V отделе по защите секретов, а с 1982 г. возглавлял отдел по работе с разведкой ГДР. Впервые о нем обозревателю «АН» рассказал шеф главного разведывательного управления ГДР знаменитый «обершпион» Маркус Вольф. За банкетным столом в Московском Доме журналистов после пресс-конференции водка и коньяк текли рекой. Но Вольф почти не пил. Говорил, что не хочет повторить судьбу жены Тидге Юты. Мать троих дочерей злоупотребляла алкоголем. Однажды в состоянии сильного подпития, убирая в ванной, она ударилась затылком об умывальник. Смерть жены Ганс Тидге очень переживал и заливал тоску в барах. Посыпались служебные неприятности. В июне 1984 г. он был задержан в нетрезвом виде за рулем своего автомобиля и лишен водительских прав. Начальство постоянно корило за отсутствие видимых результатов в борьбе с восточногерманской разведкой «Штази». И вот контрразведчик принял судьбоносное решение. 14 августа 1985 г. Ганс попросил отгул. Все считали, что ему на самом деле нездоровится, так как он страдал диабетом, нарушением кровообращения, гипертонией и ожирением. 15 августа Тидге сообщил по телефону своей секретарше, что не может выйти на службу по семейным обстоятельствам. 19 августа Тидге снова позвонил на работу и сообщил, что заболел. В тот же вечер он пропал. А 23 августа 1985 г. разразилась сенсация. Телевидение ГДР в программе новостей сообщило, что Ганс Иоахим Тидге попросил политическое убежище. Побег такой фигуры привел к созданию в ФРГ специальной комиссии в бундестаге. Уже 28 августа 1985 г. был отправлен в отставку руководитель BND – секретной службы ФРГ. В ГДР Ганс Тидге получил от «Штази» дом в Берлине, но пить не бросил. Впрочем, ума он не пропивал. Перебежчик защитил диссертацию. В 1990 г. накануне объединения Германии он со второй женой переехал в Москву и до своей кончины проживал в России.
СсылкаМракус Вольф о Гансе Тидге
Игра на чужом поле. 30 лет во главе разведки
Отрывок из главы Яд предательства
...Конечно, доя бульварных газет Тидге был лакомым куском — проблемы с алкоголем, расшатанные семейные отношения, трудности по службе. Однако не только желтая пресса, но и моя служба, равно как и Ведомство по охране конституции, долгое время ломали голову над причинами, приведшими его к бегству. В том, что он не коммунист, сомнений не было. На нашу разведку прежде не работал ни в какой форме. С другой стороны, скоропалительным его поступок ни в коем случае не был, так как его переход был явно тщательно обдуман. В конце концов я пришел к выводу, что уход его покровителя Хелленбройха привел Тидге к выводу, что его дни в ведомстве сочтены, так как ничего, кроме риска для безопасности этого учреждения, он теперь не представляет.
Само собой, Тидге полагал, что он может передать нам самые секретные сведения, поскольку не подозревал, что на нас работает Курон. И я должен согласиться, что многое из его информации действительно было чрезвычайно ценным, хотя уже не было для нас большой новостью. Память Тидге, работавшая почти как компьютер, позволила нам в ближайшие месяцы систематически “разработать” все его сведения, что в ином случае при крайней ограниченности времени встреч, а также сжатости объема информации было бы просто немыслимо.
Поскольку как физически, так и духовно Тидге представлял собой развалину, нашей первой задачей было опять поставить его на ноги. Он должен был похудеть и заняться спортом; необычная встряска ему понравилась и принесла свои плоды быстрее, чем мы надеялись. Здоровый дух в здоровом теле потребовал новой пищи. Он читал не только все доступные ему газеты и журналы, но и книги по истории, геологии и искусству и через короткое время занялся подготовкой диссертации на юридическую тему, которую и подал в Университет им. Гумбольдта. Кроме всего прочего, он считал себя приверженцем парламентской демократии и морщил нос, говоря о политической системе ГДР. Тем не менее он осознавал необходимость приспособиться к жизненным обстоятельствам. Через некоторое время Тидге познакомился с женщиной, на которой женился. Три дочери могли его посещать в любое время — такие вещи были для моей службы сами собой разумеющимися, — и он, находясь в ГДР, все время следил за тем, чтобы могила его первой жены в ФРГ содержалась в порядке.
Ссылка