Зачем Вашингтон накаляет обстановку в регионе?
Ситуация на Корейском полуострове и вокруг него, без преувеличения, находится в фокусе внимания всего мира. И это понятно, потому что резко усилившаяся напряженность в регионе чревата самыми серьезными последствиями не только для стран Восточной Азии, но и для других регионов.
Внешним поводом для такого обострения послужили действия Северной Кореи, которая в нарушение требований Совета Безопасности ООН продолжает реализацию своей ракетно-ядерной программы. Только в 2016 году Пхеньяном были осуществлены два ядерных испытания и 24 учебно-боевых пуска баллистических ракет. Однако, судя по всему, при сложившейся обстановке Север не намерен на этом останавливаться.
Свою неуступчивость КНДР объясняет отсутствием гарантий ее безопасности со стороны Соединенных Штатов и их союзников в Северо-Восточной Азии (СВА). Масштабные американо-южнокорейские военные маневры, проводимые на регулярной основе вблизи границ Северной Кореи, рассматривают там как провокацию, которая в любой момент может оказаться реальным вторжением на территорию суверенного государства. Тем более, что президент США Д.Трамп открыто назвал Северную Корею «проблемой», которую он решит в любом случае и с использованием всех имеющихся в его распоряжении средств, включая военные.
Китай, будучи заинтересован в сохранении мира и стабильности на полуострове, предлагал США отказаться от проведения военных маневров, сильно беспокоящих Пхеньян. При том, что Север, в таком случае мог бы, в свою очередь, взять на себя обязательства свернуть ракетно-ядерную программу. Однако Соединенные Штаты отказываются от такого варианта, мотивируя тем, что проведение учений является «делом законным» и уступать они не собираются, тем более «стране-изгою». В результате получилось то, что получилось – мир оказался в шаге от регионального конфликта, который по своим масштабам может превзойти кровопролитие на Ближнем Востоке.
Возникает вопрос: зачем понадобилось Вашингтону так накалять сегодня обстановку в СВА с трудно предсказуемыми последствиями? Можно высказать лишь некоторые предположения по этому поводу.
В экспертных кругах сложилось мнение, что у нынешнего американского президента пока отсутствует как целостная программа действий в АТР, так и стратегия в отношении Северной Кореи. После выхода из Транстихоокеанского партнерства и резких заявлений Д.Трампа о том, что страны-союзники Соединенных Штатов должны быть «более ответственными за поддержание своей боевой готовности и финансовое обеспечение американских войск на их территориях», новой администрации было крайне необходимо продемонстрировать, что США никуда из Азиатско-Тихоокеанского региона не ушли, и Вашингтон по-прежнему придерживается обязательств по обеспечению безопасности своих союзников в регионе – Японии и Южной Кореи.
Госсекретарь Р.Тиллерсон, посетивший в марте с.г. Токио, Сеул и Пекин, декларировал так называемый «новый подход» к Северной Корее. Суть его состоит в усилении всестороннего давления на Пхеньян, вплоть до применения, при необходимости, военной силы. Заметим, что резко негативная реакция КНДР на сосредоточение у ее границ американских войск и армады боевых кораблей позволила США решить долго обсуждавшийся вопрос размещения подразделений американской системы противоракетной обороны (THAAD) на территории Южной Кореи. По словам командующего американскими вооруженными силами в зоне Тихого океана Г.Харриса, эта система должна быть готова к боевой работе в течение ближайших нескольких дней. Такой шаг, как известно, вызвал отрицательную реакцию и в Китае, и у населения Южной Кореи.
Десятидневное апрельское турне вице-президента США М.Пенса, в ходе которого он побывал Сеуле, Токио, Джакарте и Сиднее, также было посвящено обсуждению необходимости солидарных действий в регионе. Как сообщали СМИ, ссылаясь на информацию из Белого дома, «в каждой стране, куда направляется М.Пенс, будет обсуждаться тема состояния войны с Северной Кореей». Похоже, что это было действительно так – возвратившись, М.Пенс в секретном порядке информировал об итогах своей поездки палату представителей США.
Примечательно, что в ходе поездки американского вице-президента одной из важных тем переговоров была также напряженная ситуация в Южно-Китайском море, которая продолжает раздражать Соединенные Штаты из-за попыток Пекина «сформировать новую географическую реальность на базе островов Спратли». Данная тема, как известно, непосредственно касается «коренных интересов» Китая, который оценивает такие заявления как вмешательство в его внутренние дела.
Характерно, что «проблема Южно-Китайского моря» была включена в ту же повестку М.Пенса, куда входила и «проблема Северной Кореи».Совершенно очевидно, что беспрецедентное обострение ситуации вокруг Корейского полуострова является вызовом для Китая и других стран региона. Действия Пхеньяна и Вашингтона ставят его в положение очень серьезного выбора. В своем интервью Wall Street Journal Д.Трамп заявил, что он «пойдет на уступки Китаю в торговле в обмен на его помощь по Северной Корее». Но, похоже, в Пекине к такому «размену» не готовы, поскольку в этом случае в недалекой перспективе КНДР вполне может оказаться в ситуации, схожей с той, которая имела место в Ираке, Ливии и Сирии. Ясно и то, что в случае агрессии против оставшейся в одиночестве КНДР и применения ею в целях самозащиты ядерного оружия пострадают обширные территории и население, прежде всего соседних стран, включая Китай и Россию.
В результате, Китай столкнется с большими трудностями как внутри страны, так и за ее пределами, включая реализацию «китайской мечты» и трансконтинентальных мегапроектов. Учитывая, к тому же, что Пекин в настоящее время активно готовится к проведению осенью с.г. очередного 19 съезда КПК, руководство Китая крайне заинтересовано в сохранении стабильности в стране и ее ближайшем окружении. Поэтому, осуждая ракетно-ядерную программу Пхеньяна и поддерживая соответствующие резолюции Совета Безопасности ООН, Китай склонен и дальше проводить курс на политико-дипломатическое решение ядерной программы Корейского полуострова.
Это подтвердил и состоявшийся 24 апреля с.г. телефонный разговор с американским президентом, в ходе которого председатель КНР Си Цзиньпин выразил надежду, что стороны все-таки будут сохранять сдержанность и не допускать дальнейшего усиления напряженности в районе Корейского полуострова. Также было выражено намерение Китая в многостороннем формате, включая и США, добиваться установления мира и стабильности на полуострове и в Северо-Восточной Азии. По всей видимости, Китай будет настаивать на таком подходе к проблеме и во время запланированного визита Д.Трампа в КНР.
С другой стороны, Китай видит, что отсутствие мер по пресечению ядерных амбиций Северной Кореи уже привело, фактически, к ее становлению в качестве самостоятельного ядерного субъекта, размещению американской противоракетной системы в Южной Корее и осложнениям в отношениях с важными торговыми партнерами Китая (Япония, Южная Корея). И в недалеком будущем, когда более 200 боевых кораблей ВМС США разместятся в акватории Тихого океана и будут контролировать воды, омывающие Северо-Восточную и Юго-Восточную Азию, Китай может оказаться под еще большим давлением со стороны США и его союзников.
В озвученном 26 апреля с.г. совместном заявлении госсекретаря США Р.Тиллерсона, министра обороны Дж.Мэттиса и директора национальной разведки США Дэна Коатса говорится о том, что Вашингтон намерен добиваться своих целей путем дальнейшего ужесточения санкций и дипломатического давления на КНДР. Таким образом, узел повышенной напряженности в Северо-Восточной Азии продолжает оставаться весьма далеким от своей развязки.
То, что в настоящее время происходит в СВА, непосредственно затрагивает интересы национальной безопасности России. Целенаправленное сосредоточение значительных воинских формирований США в регионе и заявления северокорейского лидера Ким Чен Ына о готовности к превентивному удару с использованием ядерного оружия могут привести к значительным людским потерям, надолго и серьезно подорвать общую стабильность, взаимодействие и сотрудничество в регионе. Это в высшей степени нежелательный сценарий развития событий.
Выход один – только посредством переговоров и компромиссов с участием всех заинтересованных сторон искать пути решения проблемы. Россия всегда последовательно выступала за скорейшее возобновление шестисторонних переговоров, укрепление мира и взаимовыгодного сотрудничества в регионе, в том числе в трехстороннем формате: Россия, КНДР и Республика Корея.
Ссылка