Как начиналась образовательная реформа в позднем СССР и к чему она привела
Герои текста Александра Черныха — заведующий кафедрой психологии личности МГУ имени М. В. Ломоносова Александр Асмолов, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика»Александр Адамский и ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко.Фразу «cоветское образование было лучшим в мире» повторяют так часто, что она давно превратилась в аксиому, не требующую доказательств. И депутаты Госдумы, и обычные граждане свято уверены, что советские дети учились гораздо лучше своих сверстников из западных стран, получали в школе намного больше знаний, ну и в целом были куда умнее юных европейцев и американцев. После этой фразы принято вздыхать о том, что Горбачев такую страну развалил, а вместе с ней и школу погубил; потом недобрым словом поминаются ЕГЭ, министр Андрей Фурсенко, реформаторы из ВШЭ и мини-юбки у старшеклассниц. Ну а в конце обязательно делается вывод — пора вернуться к советской системе образования, потому что весь мир якобы на нее перешел.
На самом деле, власти СССР сами начали реформу советской школы, причем приступили к этому процессу еще до Перестройки.
...
К концу восьмидесятых советская школа окончательно себя изжила. Прежде всего, она оказалась слишком архаичной для приближавшегося XXI века. «Грустность нашего советского образования заключалась в том, что оно было нацелено прежде всего на память. От ребенка требовалось слушать и запоминать, а не создавать что-то свое, — говорит Александр Асмолов. — В школьных задачах все было дано в условии, рассуждать просто не нужно».
— В школьных задачах все было дано в условии, рассуждать просто не нужно». Педагог подробно пересказывает историю, которая в свое время сильно его потрясла: на экзаменах в Физтехе составители задач допустили опечатку в условии. И никто из абитуриентов, которым попалась «бракованная» задача, не смог ее решить. «Школьник, указавший на ошибку, был бы в выигрыше. Но такого не нашлось, — до сих пор поражается Асмолов. — Советское образование приучало: если поезд выйдет из пункта А, он обязательно придет в пункт Б. Другого варианта быть просто не могло».
«Из-за замкнутости страны образование было предназначено для внутреннего потребления, — объясняет Александр Адамский. — А правила экономики, политики, культуры, социальной сферы в СССР были четко сформулированы и менялись очень медленно. Поэтому школа воспитывала инженерный тип мышления — дали тебе алгоритм, заучи и работай по нему». Даже написание сочинения — творческая, казалось бы, работа — подчинялась этим правилам. От школьников совершенно не требовалось самостоятельных выводов или каких-то литературных экспериментов. Все гораздо проще — запомни алгоритм написания сочинения и пиши на любую тему. Вступление, основная часть, цитата кого-то из вождей, заключение. Дуб — дерево, Россия — наше Отечество, Катерина — луч света в темном царстве. Попытки выйти за рамки общепринятых трактовок литературного произведения вызывали у большинства педагогов недоумение, а в худшем случае — искреннее возмущение.
...
Генсек Константин Черненко ,кстати, педагог по образованию. Именно он запустил в стране масштабную реформу средней школы, для начала сделав ее 11-летней. При нем ученикам 8-11 классов впервые предоставили возможность углубленно изучать любимые предметы — пока только факультативно, после уроков. Но и это был огромный шаг вперед — раньше-то все должны были учиться строго по единой программе.
«Черненко был олицетворением образовательных реформ. Он постоянно говорил, что дети должны вырастать в активных граждан, что образование должно ориентироваться на реальные проблемы действительности, — вспоминает Реморенко. — Генсек призывал школы работать с родителями, устанавливать контакты с ближайшими заводами, находить шефов на производстве, обучать детей конкретным профессиям».
http://mel.fm/druzya_mela/1457980-last30Даже в Союзе понимали что позднесоветское образование после реформы 50-х, отойдя от имперской школы и утратив её традиции скатилось в унылое ..., не способное воспитать человека самостоятельного, думающего.
Система была направлена лишь на выбраковку "золотого запаса" людей, которые могли бы решать сложные задачи инженерного типа.
Именно этот "золотой запас" получивший образование в школе, утратившей воспитательную функцию, стал младореформаторами и олигархатом, а остальные 80% отбракованных советской школой не получив так же должного воспитания и образования, в первую очередь гуманитарного, стали молчаливыми жертвами СМИ, МММ, деструктивных сект, неспособные самостоятельно мыслить и действовать вне заданного деструктивного алгоритма хоть государства, хоть ком.структуры, хоть секты.