И ЕГЭ, и болонизацию нашего образования можно считать проявлениями одних и тех же процессов, основанных на одних и тех же принципах и базовых ценностях. Представлениях о том, что такой человек, каковы должны быть отношения между людьми, зачем нужно человеку образование.
Итак, в СССР - хотя, конечно, идеал недостижим, и свои недостатки в системе образования, конечно, были - подошли достаточно близко к идеальной системе образования в следующем: цель образования - всестороннее развитие
личности. Во главу угла был поставлен
человек. Образование было разносторонним и фундаментальным - для каждого. Не случаен невиданный расцвет культуры - литературы, кино, театра. Каждому человеку было доступно самое лучшее образование - по его уровню способностей, а не сословию или доходу папы с мамой. Полно примеров, когда родившиеся в многодетной крестьянской семье в глубинке становились академиками, маршалами и генеральными конструкторами.
При капитализме, как известно, во главе угла -
оранусэкономическая эффективность. А человек - всего лишь функция. Винтик бизнес-механизма, предназначенный для выполнения "от и до" отведенных ему работ. Именно в условиях капитализма родился термин "overqualified", под которым понимают уровень квалификации, избыточный для работы в данной должности - при котором подобного человека не берут на работу не из-за того, что он недостаточно хорош, а именно из-за того, что слишком хорош. Слишком умные не нужны - еще мысли всякие будут возникать лишние, отвлекающие от функций.
Еще интересный вариант - ищут сотрудника, знающего в совершенстве именно "билиотеку 2.12.73 с фреймворком XXX.YYY и применением технологии PP версии 5.55.2.0.17" - того самого "подобного флюсу специалиста" по Козьме Пруткову. Я бы использовал метафору человека-шестеренки или детали конструктра со сложной поверхностью, выступами и впадинками, идеально подходящими чтобы "вставить" в данный бизнес-механизм.
Именно с этих позиций стали относиться и к подбору предметов для изучения - утилитарно. Стали рассматривать образование лишь как способ получить набор базовых навыков, нужных для работы в данном качестве. Более того - образование стали рассматривать, как
услугу, которую
покупают, чтобы потом суметь извлечь
прибыль в виде заработной платы.