Проблемы ЕГЭ и школьного образования
1,124,911 7,997
 

  TAU ( Слушатель )
15 май 2017 13:24:27

О ЕГЭ и Болонском процессе

новая дискуссия Аналитика  768

И ЕГЭ, и болонизацию нашего образования можно считать проявлениями одних и тех же процессов, основанных на одних и тех же принципах и базовых ценностях. Представлениях о том, что такой человек, каковы должны быть отношения между людьми, зачем нужно человеку образование.

Итак, в СССР - хотя, конечно, идеал недостижим, и свои недостатки в системе образования, конечно, были - подошли достаточно близко к идеальной системе образования в следующем: цель образования - всестороннее развитие личности. Во главу угла был поставлен человек. Образование было разносторонним и фундаментальным - для каждого. Не случаен невиданный расцвет культуры - литературы, кино, театра. Каждому человеку было доступно самое лучшее образование - по его уровню способностей, а не сословию или доходу папы с мамой. Полно примеров, когда родившиеся в многодетной крестьянской семье в глубинке становились академиками, маршалами и генеральными конструкторами.

При капитализме, как известно, во главе угла - оранусэкономическая эффективность. А человек - всего лишь функция. Винтик бизнес-механизма, предназначенный для выполнения "от и до" отведенных ему работ. Именно в условиях капитализма родился термин "overqualified", под которым понимают уровень квалификации, избыточный для работы в данной должности - при котором подобного человека не берут на работу не из-за того, что он недостаточно хорош, а именно из-за того, что слишком хорош. Слишком умные не нужны - еще мысли всякие будут возникать лишние, отвлекающие от функций.

Еще интересный вариант - ищут сотрудника, знающего в совершенстве именно "билиотеку 2.12.73 с фреймворком XXX.YYY и применением технологии PP версии 5.55.2.0.17" - того самого "подобного флюсу специалиста" по Козьме Пруткову. Я бы использовал метафору человека-шестеренки или детали конструктра со сложной поверхностью, выступами и впадинками, идеально подходящими чтобы "вставить" в данный бизнес-механизм.

Именно с этих позиций стали относиться и к подбору предметов для изучения - утилитарно. Стали рассматривать образование лишь как способ получить набор базовых навыков, нужных для работы в данном качестве. Более того - образование стали рассматривать, как услугу, которую покупают, чтобы потом суметь извлечь прибыль в виде заработной платы.
  • +0.01 / 10
  • АУ
ОТВЕТЫ (29)
 
 
  Миклухо ( Слушатель )
17 май 2017 21:16:32

Приблизительно до 1960 года "каждому человеку было доступно самое лучшее образование - по его уровню способностей, а не сословию или доходу папы с мамой". 
Однажды одному партийному функционеру пришло в голову создать оазис для своего ребёнка. Он открыл первую школу с иностранным уклоном. Естественно туда принимали не всех, а только своих + по конкурсу. Цепная реакция не заставила себя ждать -- отпала необходимость заботиться о других школах, не нужно стало готовить хороших учителей ... .
В шестидесятых годах количество элитарных физмат-школ и школ с иностранным уклоном бурно росло, пока их не стало хватать для партийных аппаратчиков и их
вассалов. С этого момента "каждому человеку было перестало быть доступно самое лучшее образование - по его уровню способностей"

1989 год экзамены отменены, кроме русского и математики.
 Выпускникам необходимо сдать ещё три предмета по выбору. Самыми популярными становятся экзамены по физкультуре, ОБЖ и астрономии. Математику сдают с помощью коллективного "мозгового штурма" и многочисленных решебников, на русский язык запасаются сборниками "золотых сочинений, закупая одинаковые ручки для всех учеников и проверяющих работу учителей, кого бог обделил физически вместо физкультуры выбирают либо биологию либо трудовое обучение ориентируясь на более податливого преподавателя, астрономию "выучивают" накануне экзамена (уж больно тонок учебник), ОБЖ просто не требует никаких особых знаний.
Всё замечательно.
Постепенно учителя перестали учить, ученики перестали учиться, власть делала вид, что платит учителям.
 Идиллия. Каждый десятый выпускник становится медалистом, что не мешает ему искренне верить, что 1/2+1/3=2/5.
"Все довольны." 
Именно с этого момента "стали относиться и к подбору предметов для изучения - утилитарно"

Как видим Россия получила эти "подарки" от СССР. 
  • +0.09 / 8
  • АУ
 
 
  Удаленный пользователь
18 май 2017 10:20:48

Наличие элиты, подразумевает что-то отдельное. Однако насчет подарков от СССР тезис спорный. Я учился в мат. классе. И что-то особой элиты в классе не припомню - все больше дети обычных служащих, и даже, о ужас, рабочих. И сдавал я уже в 90-е и алгебру с началами анализа и геометрию.
Вот чуть погодя, когда уже закрепилась буржуазия, школа бывшая при СССР (и сразу после) просто одной из лучших в городе, стала элитарной. И детишек, кои во время моей учебы приходили пешком или приезжали на автобусе, стали привозить на дорогих машинах.
  • +0.04 / 4
  • АУ
 
 
  AndreyK-AV ( Слушатель )
20 май 2017 10:51:17

В это время начался новый этап информационной революции, а общественная жизнь выставила требования базовому уровню знаний, намного более широкие чем в первой половине 20 века.
Школа отрабатывает общественный запрос, так как его понимает государство, чем сильнее разрыв между запросом и пониманием, тем в большем тупике находится школа. 
На сегодня он достиг пропасти, и никакое ЕГЭ в преодолении этой пропасти помочь неспособно, оно лишь фиксирует текущую глубину не соответствия, а так как ЕГЭ инструмент бюрократии, то бюрократия всегда может поменять точку обсчёта в пользу благо-отчётности.
.
А тот бюрократ, что решил кроме специализированных математических школ создавать ещё и по иным направлениям, молодец, ибо они в советской системе тиражировались вплоть до небольших городков, что поднимало общий уровень знания.
  • +0.00 / 3
  • АУ
 
 
  mr_ttt ( Слушатель )
23 май 2017 09:35:27


Вы хоть раз в жизни переступали порог физмат школ? Видели кто там учится? На какой партийному функционеру не вылезающий из книг ребенок? Он не может ребенка так устроить?

Почему способные к математике и физике дети должны учиться с лентяями, с трудом таблицу умножения понимающими? Сколько нормальных ученых вышло из физматшкол?
  • +0.04 / 4
  • АУ
 
  mr_ttt ( Слушатель )
23 май 2017 09:21:14

Понаписано много, но смешано все в кучу.
ЕГЭ например многие, я например, поддерживают, деление на бакалавры и магистры нет.
Существование единого высшего образования ИМХО более оправданно и соответствует давней российской традиции. Когда человек приходил на производство или в НИИ примерно было ясно что он знает и чего от него ждать. Сейчас что такое бакалавр смутно представляют все. Что он знает, что не знает.
Насчет overqualivied - не берут на работу не потому что он "слишком хорош", а просто из страха что для человека это проходное место, поработает неделю и уйдет найдя лучшее. Это идет к вопросу о занятости, а не к вопросу образования. В СССР, который вы хвалите,  тоже не очень приветствовали когда человек получив высшее шел работать рабочим.
"Специалист подобен флюсу" - так это всегда было. Когда Прутков про это шутил.Улыбающийся И в советское время люди сидевшие скажем на Алголе не очень другое знали. Своей работы хватало.
Тут важна способность переобучаться при необходимости. Надо было - переобучались тогда и переобучаются сейчас.
  • +0.01 / 1
  • АУ
 
 
  ILPetr ( Слушатель )
26 май 2017 09:16:32



Тем более, что условное деление на бакалавры и магистры было и в советской системе высшего и среднего технического образования, но они были разведены по техникумам и институтам, просто их так не называли. И был механизм повышения уровня образования - после техникума человек мог получить высшее, чем многие занимались вечерне или заочно.
  • +0.03 / 3
  • АУ
 
 
 
  Алексей_M ( Слушатель )
26 май 2017 11:50:54

Бакалавр - не выпускник техникума. Бакалавр - полноценный инженер, которого берут на работу на любую инженерную должность. Вы слышали, чтоб выпускника техникума брали инженером 1 кат? Я - нет. А вот бакалавра можно.
А что такое магистр и зачем он нужен мне никто из знакомых объяснить не смог. Сейчас это невнятная ступень перед аспирантурой.
  • +0.02 / 2
  • АУ
 
 
 
 
  mr_ttt ( Слушатель )
26 май 2017 12:01:03

Бакалавр не полноценный инженер. И на любую должность его не возьмут
Невозможно полноценно впихнуть в 4 года то, что изучали 6.
Было время когда и некоторые врачи учились 4 года. Только чтоб стать полноценными приходилось работать немало.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
  Алексей_M ( Слушатель )
26 май 2017 15:36:45

Все дело в том, что я с этим вопросом специально к кадровикам ходил. Бакалавр - полноценный инженер.
  • +0.02 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  AndreyK-AV ( Слушатель )
26 май 2017 19:32:09

Формально да, реально "не рыба, ни мясо", по умениям на техника не тянет, по знаниям на инженера.
  • +0.01 / 3
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  Алексей_M ( Слушатель )
27 май 2017 12:01:35

Не соглашусь. Знания в них вколачивают. Чисто инженерные по специальности. Но вот знаменитого с советских времен "околопрофильного" объема уже нет. Если раньше на производстве "допиливали" специализацию, то теперь "прокачивают обвес". Весь плюс - в ускоренном попадании выпускников на производство. Чем-то похоже на, знакомые по книгам про войну, ускоренные командирские курсы. Запихнули знаний, сколько смогли - и в бой.
  • +0.01 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  AndreyK-AV ( Слушатель )
27 май 2017 13:08:05

Приходит инженер сервис центра Бош, сертифицированный на ремонт холодильников Бош и только Бош, включает свои приборы, читает инструкции, созванивается с руководством, и разводит руки, не понимаю в чём дело говорит, предлагает везти на базу и ждать когда приедет специалист головного центра, ибо указанной поломки нет ни в инструкции, и приборы её не понимают. (всё работает, а в отсек не идёт холод). 
Подумал и вызвал специалиста и бывшей башремтехники, приехал мужик, достаточно молодой, и начал осматривать внутренности, проблему нашёл через 1-3 минуты, оказывается воздуховод по которому идёт холодный воздух забился льдом наглухо, хотя и не должен был никак и никогда. Попенял что не оттаиваем, хотя в инструкции этого нет, но говорит что надо, ну дал пару советов, порекомендовал сутки оттаивать ибо воздуховод толстый и быстро не растает, ну и попил чаю. Оказалось, хоть и закончил вуз в безвременье, но учили его по нормальной программе, да и попал на производстве в нормальные руки, и ему не важна марка или модель....
Ну а на производстве, когда инженер по контролерам "сименс", а у нас в основном "Ален Бредли" были и ещё местного производства такие как "Сакмары", и что с ним делать, ведь весь дипломами как новогодняя ёлка увешен, а системных знаний по предмету нет, максимум способен заменить плату не более....
  • +0.05 / 5
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  ILPetr ( Слушатель )
29 май 2017 06:36:54

В аналогичной ситуации, когда я мастеру рассказал "симптомы", мастер из Бош-Сименса не снимая ботинок рассказал все про воздуховод, вентилятор, жуткий визг и скрежет внутри, долгую работу компрессора и тепло в холодильной камере. После чего поинтересовался ботинки снимать, или я сам включу уже оттаявший холодильник и убежусь в его исправности и работоспособности. Улыбающийся
  • +0.06 / 5
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  zhyks ( Слушатель )
02 июн 2017 08:36:40
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  AndreyK-AV ( Слушатель )
04 июн 2017 16:36:01

Изнутри это всё выглядит как армейская спецоперация с привлечением МВД и ряда иных служб.
И выматывает не менее иных военных учений, подъём для штаба не позднее 5-30, последние порой сидят и до 20, а то и далее, когда ППЭ на ЕГЭ и ОГЭ в одном ОУ.
  • +0.03 / 5
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  zhyks ( Слушатель )
04 июн 2017 17:16:40

А есть альтернатива?
.
У знакомого 9-ка спрашиваю: "Ну как, трудный экзамен? (ОГЭ по русскому)".
"Да нет. Нам ответы раздали".
 Дети, к счастью, врать не умеют.

+
ЗЫ
Что касается ЕГЭ в 11 классе. Утечек нет. Но телефоны проносят.
  • 0.00 / 4
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  AndreyK-AV ( Слушатель )
04 июн 2017 17:26:44

Есть. Престижность образования. Престижность профессии учителя. 
Престижность от имени государства, поддержанная идеологией и всей мощью от СМИ до социальной политики.
Года два на экзамене не повод сократить финансирование ОУ и преподавателя, а повод скорректировать работу по неуспевающим.
Тогда и преподаватели будут следить за экзаменами по обычной форме должным образом, без всякого ЕГЭ, и того тотального контроля, что ему сопутствует. Это кстати даст возможность значительно увеличить расходы на само образование, а не надзорную систему над ним, и тот громадный бизнес вокруг ЕГЭ.. 
Кстати и учителям даст от недели до где то пяти на работу с учениками по предмету, освободив их от сходняков по ЕГЭ, из-за которые просто срываются занятия.
  • +0.03 / 5
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  zhyks ( Слушатель )
04 июн 2017 18:17:41

Не забываем, что ЕГЭ заменяет вступительные экзамены в многочисленные академии и университеты.
  • +0.03 / 3
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  zhyks ( Слушатель )
05 июн 2017 05:46:57

Для гуманитариев сделали ЕГЭ математику -базу. Почему для технарей не сделать ЕГЭ русский-базу?
  • 0.00 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Миклухо ( Слушатель )
05 июн 2017 15:30:50

https://glav.su/foru…age2399201
  • +0.01 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  zhyks ( Слушатель )
06 июн 2017 15:59:59
Сегодня ОГЭ математика 9 класс. Были ответы. Списали все, кроме самых добросовестных. 
  • +0.01 / 3
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  sign ( Слушатель )
05 июн 2017 08:23:38

Шокированный Шокированный Шокированный
У вас нет детей?
  • +0.05 / 3
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  mr_ttt ( Слушатель )
29 май 2017 07:51:02

С точки зрения инспекции труда - официально да. Бумажка есть. Для чего и тянут болонку.
Но реально на работу берут не по бумажке, а по тому что за ней кроется. Если открытая кричащая вакансия, могут взять без проблем. Если нужен серьезный специалист - все решит руководитель
Я считаю протаскивание болонки просто тупым пресмыкательством перед Западом. Если внедрение ЕГЭ можно рационально объяснить, то у внедрения болонки только поднятые кверху глаза, и великое "а в Америке так".
Сейчас нет времени искать и сканировать, но был журнал "США, экономика, политика, идеология". Там была большая статья про высшее образование в США, и там черным по белому было написано про недовольство производственных компаний 4 летним сроком подготовки инженерных специальностей - в той же Америке тех на кого полагаются - врачей, юристов, учат по 7-8 лет.  Но университеты просто послали промышленность
  • +0.01 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
  Фёдор144 ( Слушатель )
26 май 2017 19:00:06

 
испытательный срок 6 месяцев довольно быстро расставляет все на свои места.
 
как правило все зависит от компетенции и личностных качеств, а не цвета и формы диплома.
 
у меня есть коллега вообще без формального диплома инженера. пришел практикантом после школы, научился в 3Д модели и деталировку делать, дальше следующие курсы повышения квалификации и так далее. 
 
сейчас самостоятельно ведет несколько конструкторских тем.
 
начальство ценит его способность быстро соображать и решать сложные конструкторские задачи , а также коммуникативные и управленческие способности
  • +0.02 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  Алексей_M ( Слушатель )
27 май 2017 11:53:23

Может Ваш коллега гениальный самородок. Встречаются такие.
Но я за  свои 20 лет работы слишком часто встречал не имеющих фундаментального инженерного образования, но с хорошими управленческими способностями и 2-3 профильными курсами повышения... Приходилось, будучи представителем заказчика, корректировать проекты, перенастраивать оборудование за подрядчиками. А на все жалобы к руководству таких РП и ГИПОв выслушивать сказки про отсутствие профильного образования и "Вы ему еще разок все подробненько разъясните, он у нас очень умный и в следующий раз все сделает правильно". Следующий раз, понятно, будет не у меня, а у другого заказчика. Ага, спасибо, "забесплатно" лектором поработать ))
  • +0.01 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  Фёдор144 ( Слушатель )
27 май 2017 12:07:05

 
пример моего коллеги только вишенка
 
основной тезис был, что испытательный срок 6 месяцев с последующим например 2-летним контрактом с дальнейшей перспективой конвертации в постоянный контракт делают чудеса.
 
т.е. фильтр двойной - испытательный срок и ограниченный контракт. 
 
очень стимулирует все это время рыть землю и повышать квалификацию где и как только можно.
 
п.с.
 
разумеется у претендента должна быть морковка перед носом в виде солидной зарплаты, лучших условий работы и перспектив профессионального роста.

 
  • +0.01 / 1
  • АУ
 
 
 
 
  ILPetr ( Слушатель )
26 май 2017 12:47:05

У меня подчиненный был с 1-й категорией и техникумом. Веселый 
Но суть не в рюшечках ЕТКС, а в двухступенчатости технического образования, имевшей место и до болонки. ПМСМ, достаточно было слова "техник" и "инженер" совместить с "бакалавр" и "магистр" и закончить на этом болонизацию. Но вместо подумать решили сплагиатить. Улыбающийся 
  • +0.03 / 3
  • АУ
 
 
 
 
 
  Алексей_M ( Слушатель )
27 май 2017 12:09:00

Суровые уральские релейщики Веселый
Мне знакомы другие варианты: мастеру задирают зарплату на максимум "по сетке" и назначают руководить участком, сектором и т.п. А подчиненные - инженера. 
Или дают инженера, но при условии, что он пойдет на заочку.
  • +0.01 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  ILPetr ( Слушатель )
29 май 2017 06:30:46

Если хотите суровости, то в 80-е в одном из районов у нас инженером-релейщиком был выпускник физкультурного техникума. Веселый Ситуации были забавными, в том числе и из-за директивно установленного штатного расписания. Работает человек на монтерской должности, все допуски имеет, претензий нет, а тут на работу новичок после техникума (непрофильного, а что делать - с кадрами дефицит в глубинке), а в штате только одна вакансия - инженер. Одно из двух - или опытного монтера без даже среднего технического назначить инженером, на что он вряд ли согласится (понижение зарплаты, однако), или новичка приходится принимать на инженерную должность...
Да и ЕТКС кривой был, в сетях инженер должность была руководящая, а на станциях - фактически техник по документации, а руководящая - мастер.
  • +0.01 / 1
  • АУ