Боевую мощь «умного железа» скоро усилят разработки «Калашникова»
Российский серийный роботизированный комплекс Платформа-М, на универсальной самоходной гусеничной дистанционно-управляемой платформе (Фото: Лев Федосеев/ТАСС)
Концерн «Калашников», входящий в Ростех, в следующем году приступает к испытаниям тяжелого разведывательно-ударного робота, масса которого достигает 20 тонн. Об этом сообщил ТАСС генеральный директор концерна
Алексей Криворучко. Ожидается, что новая
разработка будет представлена на форуме «Армия-2017».
Таким образом, «Калашников», который стремительно расширяет ассортимент продукции военного назначения — стрелковое оружие, беспилотники, роботы, катера, — отчасти вторгся на территорию Уралвагонзавода. Потому что нижнетагильцы в прошлом году объявили о разработке беспилотного танка на платформе «Армата», который должен появиться в обозримом будущем. Ну, а на 20-тонную платформу «Калашникова» вполне можно установить очень серьезный боевой модуль с орудием калибра 57 мм, а то и 125 мм. По огневой мощи вполне потянет на танк. Правда, вряд ли «Калашникову» удастся реализовать защиту своего робота на уровне «Арматы».
О новейшей разработке «Калашникова» известно совсем немного. Вес машины. Что она с высокой степенью вероятности базируется на гусеничной платформе. И помимо ударной функции имеет еще и разведывательную. А также, как сказал Криворучко, «она уже даже катается». Немного.
Но можно предположить, что 20-тонный монстр, не обзаведшийся пока именем, по части технической идеологии продолжит линию, которая четко обозначена в предыдущей разработке — роботе «Соратник». Он, кстати, уже воюет в Сирии. О нем известно довольно много.
«Соратник» представляет собой гусеничную платформу со сменными боевыми модулями, вес которой приближается к семи тоннам. Машина развивает скорость до 40 км/ч и имеет запас хода в 400 км. Автономность — 10 суток в пассивном режиме. В случае выполнения боевой задачи это время сокращается.
Набор боевых модулей позволяет решать широкий круг задач: вести разведку, патрулировать и охранять государственную границу, а также стратегически важные объекты, проводить разминирование и демонтаж заграждений, поддерживать сухопутные подразделения на поле боя. Также комплекс можно использовать для подвоза боеприпасов и ГСМ и для эвакуации раненых.
Модули комплектуются различным оружием: пулеметами калибров 7,62 мм и 12,7 мм, гранатометами калибров 30 мм и 40 мм, а также противотанковыми управляемыми ракетами «Корнет». Предполагается, что в перспективе этот перечень может быть расширен. И, может быть, в него будут включены зенитные ракеты от переносного комплекса.
Разработчикам удалось оснастить «Соратника» компьютерным интеллектом и избирательным машинным зрением. Комплекс, согласно пресс-релизу концерна, работает в трех режимах управления. Первый и наиболее распространенный в различных военных системах — ручной. Это дистанционное управление при помощи пульта, когда комплекс полностью подчинен оператору. В этом режиме можно управлять техникой, находящейся на расстоянии до 10 километров от командного пункта.
Затем идет полуавтоматический режим. Вот тут мало что понятно. Какими функциями ведает оператор, а какие «Соратник» исполняет самостоятельно — о том «Калашников» умалчивает. Третий режим автоматический. Тут опять всё ясно. Комплекс в этом режиме становится автономным роботом и всё делает самостоятельно.
Боевая автоматизированная система "Соратник" (Фото: Артем Коротаев/ТАСС)
Применительно к функции огневой поддержки «поведение» «Соратника» таково. Он способен обнаруживать цель на дистанции до 2,5 километра. После чего осуществляется идентификация цели, определение ее типа, выбирается необходимое оружие и производится обстрел. При этом огонь можно вести в движении, для чего боевой модуль имеет гироскопическую стабилизацию вооружения.
Комплекс может работать в связке с другими автоматизированными боевыми единицами, включая беспилотники. Для повышения результативности «Соратника» он комплектуется двумя БЛА ZALA AERO, которые производит концерн.
Сирия стала прекрасным полигоном для российской роботизированной военной техники, на котором она проходит обкатку в реальных боевых условиях. Периодически появляются сообщения, что в Сирии «засветился» то один такой комплекс, то другой. Помимо «Соратника» воюют с террористами и роботизированные комплексы «Платформа-М» и «Арго». Причем действуют они «бок о бок», совместно участвуя в наступательных операциях.
Так, полтора года назад в Латакии были задействованы шесть «Платформ-М» и четыре «Арго». Атаку роботов поддерживали самоходные артиллерийские установки «Акация» и сирийские солдаты. Первыми в атаку пошли роботы. Приблизившись на 100 метров к укреплениям боевиков, они открыли огонь. Боевики ответили, благодаря чему были обнаружены их огневые точки. По ним ударили САУ, огонь которых координировала машина автоматизированной системы управления войсками «Андромеда-Д». Через 20 минут после начала атаки боевики бежали, бросая убитых и раненых. Сирийская пехота зачистила высоту. Противник потерял убитыми 70 человек, у сирийцев были ранены четверо.
«Засветился» в Сирии и робот «Нерехта» — совместная разработка Фонда перспективных исследований и ковровского Завода им. Дегтярева. Разработка уникальная, поскольку «Нерехту» предполагается использовать как часть экипировки «солдата будущего».
Что-то типа оруженосца и боевого помощника, способного работать в различных условиях, как в городе, так и на сильно пересеченной местности. Робот создан на бронированной гусеничной платформе, соответствующей пятому классу защиты. Он выдерживает прямое попадание пули калибра 7,62 мм от автомата или снайперской винтовки. К нему прилагается около десяти различных боевых модулей, которые устанавливаются, как утверждают разработчики, предельно просто — «надо закрутить 4 гайки».
Робот способен решать широкий круг задач, что определяется набором сменных модулей. Среди них боевые, разведывательные, транспортные, патрульные, санитарные… В боевой комплекс заложено несколько алгоритмов: «следуй за мной», «двигайся по намеченному маршруту», режим охраны, разведки и другие. При этом команды можно подавать жестами, голосом или при помощи удаленного пульта управления. Дистанция, на которой робот исполняет управляющие команды, достигает 5 километров.
При этом «Нерехта» обладает машинным интеллектом, благодаря чему способна действовать самостоятельно. Например, распознавать цели и выявлять, какие из них представляют наибольшую угрозу «опекаемому» бойцу, и принимать решение о способах их нейтрализации и уничтожения. Все это приводит к тому, что во время боестолкновения боец «работает» в паре с роботом, который его поддерживает и в случае необходимости «принимает огонь на себя». При этом боец затрачивает минимальные усилия на управление «умной машиной».
И, наконец, в Сирии обкатываются еще два робота, созданные на подмосковном (Нахабино) предприятии с загадочным названием — 766 УПТК (Управление производственно-технологической комплектации). Первый, «Уран-6», всем прекрасно известен, поскольку часто мелькает в телесюжетах из Сирии в качестве машины разминирования. О втором — «Уране-9» — известно гораздо меньше. Это ударно-разведывательный робот на гусеничной платформе, за которым с особой пристальностью наблюдают западные военные эксперты. И с определенной ревностью. Так, обозреватель журнала The National Interest
Дэйв Маджумдар отмечает, что у «Урана-9» на сегодняшний день нет западных аналогов, хотя США ведут разработку беспилотных боевых машин уже двадцать лет.
Робот-сапер "Уран-6" Международного противоминного центра Вооруженных Сил РФ (Фото: Пресс-служба Министерства обороны РФ/ТАСС)
При не слишком большой массе, 12 тонн, он обладает серьезной ударной мощью, имея возможность уничтожать даже современную натовскую бронетехнику. И не только бронетранспортеры, но и основные боевые танки типа «Абрамс» и «Леопард».
Сведения об этом новом комплексе ограничены. Известна лишь часть вооружения, которым он оснащен. Прежде всего, это автоматическая пушка 2А72 калибра 30 мм. Есть также спаренный пулемет калибра 7,62 мм. А также противотанковые управляемые ракеты «Атака». Используется также реактивный огнемет «Шмель-М». Система управления огнем включает в себя все элементы аналогичных систем, использующихся на танках. То есть и лазерная система наведения, и система обнаружения и сопровождения целей, и аппаратура «свой-чужой». Дальность обстрела — 5 км днем и 3,5 км ночью.
Есть и система обороны, которая срабатывает при обнаружении лазерного или радиолокационного облучения. В качестве защитных мер применяется постановка дымовых завес. Предположительно, есть возможность использовать радиоэлектронное противодействие.
http://svpressa.ru/war21/article/172295/Источник конечно мутный, но мало ли.