У вел. кн. Константина Николаевича и вел. кн. Александры Иосифовны Романовых было шесть детей: великие князья и княжны Николай (1850-1918), Ольга (1851-1926), Вера (1854-1912), Константин (1858-1915), Дмитрий (1860-1919) и Вячеслав (1862-1879) Константиновичи.
Летом все дети, как правило, жили в Стрельне, в Константиновском дворце. Случалось – в Павловске, где великий кн. владел Павловским дворцом. Зимой же обычно семья жила в С.-Петербурге, в третьем своем дворце – Мраморном.
После смерти вел. кн. Константина Николаевича (1892) Константиновский дворец в Стрельне официально унаследует младший (из живых) сын Дмитрий. Константину отойдут Мраморный и Павловский дворцы. Однако в реальности жить оба брата будут в Стрельне. И стихи у поэта К.Р. будут слетать с пера именно в Стрельне…
Террасы дворца, огромный парк с дорожками, каналами, мостиками, скамейками; цветники, манящие прямые, как стрела, аллеи вдоль петровских каналов, в конце которых неожиданно распахивался вид в морской простор и на узкий пляж. В отлив прибрежная полоса мелела и прорастала круглыми головами донных камней, по которым, казалось, можно было пробраться до самого фарватера, где торговые суда, идущие в Петербург, дымили в блеклое балтийское небо.
С просторной террасы дворца (именно здесь первоначально Петр планировал создать фонтанный каскад, но технически это оказалось сделать затруднительно, и замысел воплотили в Петергофе) поэтическая фантазия могла вознестись очень высоко. Вид морского горизонта, одинокий парус вдали, нарядные пары, прогуливающиеся внизу по желтым дорожкам парка, то исчезающие под кронами деревьев, то вновь появляющиеся, – что еще нужно для вдохновения? Муза, конечно. У поэта она всегда существует, поверьте. Но наша история будет пока не о поэзии…
Рассказывать о двух старших лучше в параллель. И не потому что судьба вела их рядом, отнюдь! Оторванные друг от друга практически всю взрослую жизнь, они сумели сохранить то взаимное обожание, которое соединяло их в детстве и юности. Ники, любимый Ники, старший брат!.. Вот и на групповом фото они вместе: Ники стоит у сестры, будущей Королевы Греческой, сразу за спиной, он благодушен, и она вдвойне счастлива…
Сейчас одна из центральных улиц Афин называется проспектом Королевы Ольги — в честь нашей стрельнинской барышни Ольги Романовой.
В 1863 году на греческий престол вступил Георг I из датского рода Глюксбургов. А спустя четыре года правящие дворы России, Англии и Франции подыскали ему и подходящую невесту. Ею и стала 16-летняя великая княжна Ольга Константиновна Романова, внучка Николая I и племянница Александра II.
Бракосочетание греческих монархов проходило не в Афинах, а под Петербургом, в Царском селе, летней резиденции Александра II, с размахом необычайным. Жених присутствовал на торжествах в русском генеральском мундире…
Ольга Константиновна покорила своих подданных доброжелательностью и ровным нравом. Она была первой православной королевой Греции, почему и пришлась грекам по душе. В этой русской княжне оказалось столько природного достоинства, величия, ума, рассудительности и одновременно чисто материнской доброты, что они присвоили ей титул «Королевы всех Эллинов».
Она покровительствовала Обществу любителей образования и сиротскому приюту для девочек. Ее трудами в Афинах была основана больница «Эвангелизмос» («Благовещение»), выстроенная на деньги греков, живших в России. В годы русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Ольга Константиновна открыла школу сестер милосердия. Благодаря ей, Афины обзавелись Византийским музеем, а Греческая церковь получила первое переложение Евангелия с древнегреческого на новогреческий язык.
Покровительствовала она и русским морякам, базирующимся в Греции. Один из наших дипломатов в Афинах, Ю. Соловьев писал: «Королева Ольга Константиновна, по существу, необыкновенно добрая женщина, не переставала считать себя великой русской княгиней, а потому вмешивалась в жизнь русской колонии, а в особенности Русской Средиземноморской эскадры… По сердечной доброте она особенно баловала матросов, которые приглашались, к большому неудовольствию короля, пить чай во дворец, формально к горничной королевы, но в действительности к ней самой».
Она, конечно же, не забывала Россию, братьев, оставшихся в Петербурге. Они все были младше ее, кроме Ники, но Ники-то и беспокоил больше всего.
Он, великий князь Романов, племянник царя, выпускник военной академии, красавец, ну и немножко, конечно, повеса, говоря словами Гоголя, попал в историю - в сети американки куртизанского образа мыслей, обаятельной чаровницы некой Фанни Лир (она выдавала себя за француженку). Все, что доходило об этой скандальной истории до королевы Ольги устно и письмах, было ужасно. Эта дамочка обирала великого князя до нитки – как это вообще возможно?! - требуя подарков, украшений, украшений и развлечений! И тот не мог ей ни в чем отказать. Ссоры с родителями накалялись. Отголоски долетали до Греции.
Великий князь, устав от дрязг, отправился в Европу, и неожиданно прибыл на о. Корфу, и представил Ольге, первой из всей семьи, свою возлюбленную… И Ольга не смутилась, она приняла их, она всегда смотрела на Ники с обожанием, обожание по-прежнему жило в ее сердце. А расставалась с братом с грустью, словно предвидя всю его дальнейшую незавидную судьбу…
Между тем связь Николая с американкой продолжалась. Своего безрассудного любовника она буквально обворовывала. Он же, ослепленный, готов был на все, и даже стал... как бы это в соответствии с чином выразиться… безвозмездно заимствовать некоторые ценности из дворца. Неслыханное дело! Сын, ты старший, оно и так все твое и будущих детей твоих!.. Нет же! Требуется сейчас. Очередная сумма. Срочно. Ювелиру. Заламывание материнских рук, слезы, и громы отца. Но ничего не менялось. Чары!..
Да что говорить – совсем неладно было в семье, если помнить, что и у самого отца вел. кн. Константина Николаевича на ту пору уже имелась семья на стороне – с балериной Мариинского театра Анной Кузнецовой, и там появлялись побочные дети… (Позже высочайшим указом им дадут фамилию Князевы.)
…И когда из оклада иконы, подаренной великой княгине Александре Иосифовне императором Николаем I в день ее свадьбы(!), пропали бриллианты, виновным, естественно, был признан великий князь Николай Константинович…
Чтобы избежать скандала в императорском семействе и как-то оправдать не великокняжеский поступок, было принято решение объявить вел. кн. Николая невменяемым. Американку Гетти Блэкфорд (это ее настоящее имя) немедленно выслали из России (по слухам, не найдя в европах для своего употребления другого щедрого принца, она умерла в нищете в Ницце), а брата Ольги, объявив нездоровым, увезли из Петербурга.
Сначала Николая Константиновича отправили «для лечения» в Крым, затем за пределы европейской части России — в Оренбург.
Там в 1877 году, несмотря на строгий надзор, он тайно обвенчался с девицей не княжеских кровей дочерью местного полицмейстера Надеждой Александровной фон Дрейер (1861-1929?). Тайное вскоре стало явным. Высочайшим указом вел. кн. Николай Константинович был лишен всех привилегий и воинских званий (он был первым из семейства Романовых выпускником Военной академии) и отправлен на вечное поселение в недавно завоеванный Ташкент — самую отдаленную точку Российской империи.
Ташкент для тогдашней столичной публики был примерно там же, где Индия или Китай. Оттуда скачи, если опять же по Гоголю, сто дней в любые концы – никуда не прискачешь.
Венчание Синод признал недействительным. Лишь спустя четыре года, когда на престол вступил император Александр III, брак «ташкентского князя» был восстановлен и дано разрешение на воссоединение жены и мужа. В Ташкенте.
Николай Константинович в русской части города построил просторный дом и обставил его с великокняжеской роскошью...
В 1903 году прибывшие в Ташкент для «планового» освидетельствования вел. князя врачи сочли необходимым отправить его для лечения в Крым. Там супругов поместили в доме жандармского начальника. Условия отнюдь не княжеские, и надзор строжайший. И все же именно здесь Николая Константиновича ждал приятный сюрприз — визит любимой сестры Ольги. Узнав, что ее всеми отверженный брат переведен в Крым, Ольга Константиновна приплыла к нему на своей королевской яхте…
Сестра никак не могла поверить, что Ники, ее милый брат и друг детства, совершил преступление, в котором его обвинили. Даже когда на ее прямой вопрос: «Ты и правда украл матушкины бриллианты из киота?» — брат ответил утвердительно, считая, что это уже не имеет никакого значения, Ольга все равно не поверила ему…
«Помни, что я люблю тебя!»
Больше они не виделись. Старший брат Ольги Константиновны, с которым только она одна из всей романовской семьи поддерживала близкие отношения, умер в Ташкенте в феврале 1918 года.
Счастливая супружеская жизнь Ольги с Георгом I оборвалась в марте 1913 года, когда король был убит террористом при посещении Салоник. Овдовев, Ольга Константиновна какое-то время жила в России, снова вернулась в Элладу, оставаясь ее королевой. Она пережила гибель своих родных в новой России – братьев, племянников, дядьев, теток, кузин… весь ужас террора - бессмысленного и беспощадного.
В 1922 году после поражения Греции в войне с Турцией королевской семье пришлось удалиться в изгнание. «Королева всех Эллинов» умерла в 1926 году в Риме; прах ее был перевезен детьми в Афины и захоронен на местном кладбище.
Ольга и Георг создали королевскую династию Греции, которая просуществовала около ста лет. У них в браке родилось семеро детей: Константин, Георгий, Николай, Андрей, Христофор, Александра и Мария.
А что же у брата, Николая Константиновича? С морганическим браком Двору пришлось смириться, но в царственной фамилии дочери полицмейстера было, естественно, отказано. Лишь в 1899 году дворянке Надежде фон Дрейер и детям, в браке рожденным, высочайше, Николаем II, повелено именоваться фамилиею Искандер.
У вел. кн. Николая Константиновича и Надежды Александровны родилось двое сыновей. Старший — Артемий Николаевич Искандер (род. в 1878 г.) по одной версии погиб во время Гражданской войны, сражаясь на стороне белых, по другой — умер от тифа в Ташкенте в 1919 г.
Младший сын — Александр Николаевич Искандер родился в 1887 г. в Ташкенте. Боевой офицер, участвовал в антибольшевистском восстании в Ташкенте в январе 1919 г., сражался в Русской армии Врангеля, потом эвакуировался в Галлиполи, а затем — во Францию, где и умер в городе Грасе в 1957 г.
Александр Николаевич был обвенчан в 1912 г. с Ольгой Иосифовной Роговской (1893—1962), которая с двумя(?) детьми осталась в России. (В 1930 году в Париже Александр Николаевич женился вторично — на Наталье Константиновне Ханыковой; 1893 — 1982.)
Его дети в советской России вынуждены были принять фамилию и отчество второго мужа Ольги Роговской - Н. Н. Андросова: сын — Кирилл Николаевич Андросов (князь К. А. Искандер) (1915 — 1992); дочь — Наталья Николаевна Андросова (княжна Н. А. Искандер) (1917 — 1999) — последняя представительница Романовых по мужской линии, жившая в СССР, затем в РФ.
Наталья Николаевна, правнучка вел. кн. Константина Николаевича Романова, всю жизнь прожила в СССР и России; занималась мотогонками, выступала в цирке (гонки по вертикали), мастер спорта по мотогонкам; в Великую Отечественную войну княжна Искандер служила водителем на «полуторке», награждена медалями СССР. Семейной жизни у нее не сложилось, княжеская ветвь оборвалась.
Георгий Гореловский
Председатель Государственного совета, Наместник Царства Польского Его Императорское Высочество Великий Князь Константин Николаевич Романов (1827-1892), генерал-адмирал, первый Председатель Русского Географического общества.
Великая Княгиня Александра Иосифовна Романова - Фридерика Генриетта Паулина Марианна Елизавета принцесса Саксен-Альтенбургская (1830-1911)
Георг I Король Греции
Королева Греции Великая Княгиня Ольга Константиновна Романова
Памятник королеве Ольге в Афинах
Великий Князь Николай Константинович Романов
Великий кн. Константин Константинович Романов( К.Р.) с супругой вел. кн. Елизаветой Маврикеевной и их дети (слева направо): Георгий, Игорь, Олег, Константин, Татьяна, Гавриил, Иоанн.
Правнучка вел. кн. К.Н.Романова Наталья Николаевна Андросова - княжна Н.А.Искандер (1917-1999)