Цитата: Анатолий,Севастополь от 17.05.2017 17:54:06Дешевость масковских запусков постулируется чем? Главной его фишкой - возвращаемой первой ступенью. А тут как-то не срослось.
Но гейсподин предпочел о сем забавном факте умолчать, потому как не столь переможно уже получается. Это как зарезать корову, дающую молоко всей семье и пануваты неделю. А потом кричать, шо таки клятомаскали голодом морют.
Вы не правы.
В чем фишка Маска? В гибком подходе.
Как сейчас обстоит дело с "классическими" одноразовыми РН? Практически никогда не бывает так, что заказанный спутник (вес и параметры целевой орбиты) практически на 100% совпадает с энергетическими возможностями РН. Понятно, что если потребности больше, чем РН может обеспечить, то ищут более мощный РН. Поэтому, чаще всего (практически всегда) РН оказывается "недогруженной". Отсюда поиск попутной нагрузки. Но это весьма серьезный геморрой и в части аналитической интеграции, и в части сроков (одному "пассажиру" надо
как можно скорей раньше, а другой не успевает). Да и требования по интерфейсам у них зачастую противоречат друг другу. Поэтому всё получается сложнее, муторнеё, скандальней и, разумеется, дороже. Классический пример - это Ариан-5. Слишком мощный для вывода самого тяжелого на настоящий момент времени геостационарного спутника, но два однотипных уже не тянет, вот и ищут "попутчика", а потом мучаются, ублажая сразу двух клиентов. Причем, второй пассажир, прекрасно понимая суть вопроса начинает мочить кони (хотя "второй" практически всегда идет по "льготному тарифу").
Что у Маска? Если попали в 100% энергетики, как вот это последний пуск, то выбирается чисто одноразовый Фэлкон, без всяких прибамбасов, обеспечивающих возвращение ступени. Если есть "недогруз", и "попутчик" быстро не находится, то выбирается Фэлкон с возвратом ступени. Причем тут ещё и два подварианта от степени недогруза:
1. Сильно недогруженный, тогда сажаем на землю, экономя средства на использовании морской платформы, транспортировку и т. д. ...
2. Менее недогруженный, тогда посадка на морскую платформу, с более затратной схемой посадки и возврата.
В итоге:
1. независимость от необходимости искать "попутчиков", что весьма способствует сокращению сроков обеспечения пуска.
2. Практически одна и та же себестоимость: тяжелый спутник - Заказчик оплатил по-полной, полегче - Заказчик оплатил поменьше, но сэкономили на возврате ступени на морскую платформу, совсем легкий - Заказчик оплатил ещё меньше, но посадили на Землю и сэкономили больше, чем при посадке на море.
Понятно, что до того момента, как эта схема будет отлажена, ещё нужны годы и десятки пусков. Может-быть, она даже в итоге и не оправдает себя. но время покажет. А пока такое сочетание экономики и технологий многоразовости выглядят весьма интересным и перспективным.