С 14 по 15 мая в Пекине проходил форум «Один пояс — один путь», который китайские публицисты называют наиболее важным внешнеполитическим событием для КНР в 2017 году. Многие страны на постсоветском пространстве надеются на значительную финансовую поддержку Китая в рамках инициативы «Одного пояса — одного пути» («ОПОП»). В данном выпуске обзора в фокусе оказались публикации СМИ КНР, которые показывают, чего уже удалось добиться странам постсоветского пространства от китайской инициативы, и что их ждет в будущем.
Есть ли у Китая деньги на «Один пояс — один» путь»?
В КНР сложилась своеобразная традиция — по особенно важным событиям государства чиновники высокого ранга пишут статьи в крупных СМИ, а затем эти материалы публикуют другие издания. 5 мая журнал «Чжунго цзиньжун» (Финансы Китая) опубликовал
статью главы Народного банка КНР Чжоу Сяочуаня. Важность этой статьи очевидна — главный китайский экономист, ответственный за денежно-кредитную политику государства, в преддверии международного форума, посвященному развитию инициативы «Один пояс — один путь» («ОПОП»), посылает сигнал о позиции китайской власти по этому вопросу.
Первый аргумент Чжоу заключается в том, что ни одна страна не может в одиночку взять на себя ответственность за удовлетворение всех экономических нужд, которых требует инициатива «Один пояс — один путь». По мнению главы Народного банка КНР, инвестиции и финансирование инициативы должны проводиться за счет рыночных механизмов. Вдоль маршрутов «ОПОП» расположено множество развивающихся стран, которым недостает возможностей и средств на строительство крупных инфраструктурных объектов. Все это требует значительных вложений, поэтому им необходима поддержка международного сообщества. Опираться на деньги правительств тоже недостаточно, поэтому, по мнению Чжоу, необходимо также мобилизовать возможности рынка.
Кроме того, сроки строительства инфраструктурных проектов «ОПОП» весьма длинные. Перебои в инвестициях и финансировании «ОПОП» могут привести к торможению проектов, что не только снизит их экономическую эффективность, но и принесет за собой негативные политические последствия.
Подводя итоги, глава Народного банка КНР отмечает, что «Один пояс — один путь» — это не моноспектакль какого-то государства, такая задача требует совместных усилий всех участников инициативы, а также стыковки возможностей государства и рынка.
Для продвижения инициативы Чжоу Сяочуань предлагает систему, которая будет включать восемь главных пунктов: 1. использование целевых кредитов; 2. продвижение сети финансовых органов и финансового обслуживания; 3. взаимное открытие филиалов финансовых структур в государствах-участниках инициативы; 4. состыковка финансового обслуживания; 5. взаимосвязь рынков капиталов; 6. связь финансовых инфраструктур; 7. выявление роли международных финансовых центров; 8. активное использование местных валют.
В переводе с китайского это значит, что Пекин стремится продемонстрировать наблюдателям: инициатива «Один пояс — один путь» — отнюдь не игра в «счастье для всех, даром». Китай не готов раздавать инвестиции всем, кто, очаровавшись инициативой «ОПОП», выстроился в очередь к Чжуннаньхаю (резиденция китайского правительства — прим. ЦИПИ) в ожидании дешевых кредитов. Помимо этого, чтобы избежать «перебоев в инвестициях и финансировании», на проекты будут выделяться целевые кредиты вместо льготных займов, которые, как дает понять в своем материале Чжоу Сяочуань, до добра не доводят. Поэтому желающим получить инвестиции от Китая необходимо запастись терпением и, наконец, понять, что проект «ОПОП» — это долгострой.
Также для Чжоу важно, чтобы не все проекты «ОПОП» финансировались за счет государственных средств КНР. Пекин предлагает разделить ответственность за реализацию инициативы и другим государствам-участникам, а также бизнесу. Одним из успешных примеров такого сотрудничества на постсоветском пространстве можно считать китайско-белорусский технопарк, средства на строительство которого выделил китайский промышленный гигант
Zoomlion.
Кто инвестирует в «Один пояс — один» путь»?
Китайское финансовое издание «Ди и цайцзин» 9 мая выпустило
статью, которая комментирует материал Чжоу. В ней отмечается, что к концу 2016 г. четыре крупнейших банка Китая (
ICBC, Agricultural Bank of China, Bank of China, China Construction Bank) выделили более 200 млрд долл. кредитов на проекты, относящиеся к инициативе «ОПОП», однако нет никакой информации о том, на что конкретно пошли эти деньги. Как отмечают российские наблюдатели, инфраструктурные соглашения, подписанные в рамках «ОПОП», сейчас в китайской прессе
оцениваются в суммах от 300 до 900 млрд долл. Сотрудник зарубежного отделения китайского госпредприятия поделился с «Ди и Цайцзин»: «На данный момент проекты “ОПОП” инвестируют банки Китая. Но если проектов будет много, то вливаний потребуется также много, поэтому потребуются деньги и из других стран».
Эти инвестиции пойдут на проекты в сферах инфраструктуры, разработку природных ресурсов, промышленное сотрудничество, финансовое взаимодействие. Среди реализованных проектов — покупка акций в проекте «Ямал СПГ» и СИБУРа в России. Еще 2 млрд долл. ФШП обещал на основание Китайско-казахского фонда промышленного сотрудничества, однако информации по каким-либо проектам этого фонда в открытых источниках нет.
Согласно собеседнику «Ди и цайцзин», по причине того, что Китай ужесточит контроль за сделками
M&A (слияния и поглощения —
прим. ЦИПИ) китайскими предприятиями, инвестиции в США и Европу сократятся, так как большинство поглощаемых предприятий находятся именно там. По его мнению, это повлечет за собой повышение инвестиций в новые предприятия, в том числе и в развитых странах. Это может коснуться и проектов на постсоветском пространстве.
Китайский финансовый обозреватель «Чжунцай ван», ссылаясь на канадский
Universal Investment Alliance,
отмечает, что майский форум может стать катализатором инициативы. Встречи, которые пройдут на полях форума, могут ввести развитие инициативы в «нормальную стадию». Как ранее
отмечала иностранная версия «Жэньминь Жибао», после форума инициатива «ОПОП» будет обновлена с версии 1.0, в которой приоритетом было «строительство каркаса», к версии 2.0, которая будет ознаменована «качественным улучшением».
Что сделано для проекта «Один пояс — один» путь» в постсоветской Евразии?
В преддверии форума 14–15 мая об успехах развития инициативы
отчиталась Малая руководящая группа по продвижению ОПОП, находящаяся в юрисдикции Госкомитета по развитию и реформе КНР. В рамках обзора необходимо взглянуть на то, что пишет ответственная за реализацию инициативы рабочая группа во главе с Чжаном Гаоли о России и постсоветском пространстве, через которое проходят большинство маршрутов Шелкового пути: будь то железные и автодороги, морские пути и пути авиасообщения, трубопроводы, сообщения в киберпространстве и пр.
За ширмой многочисленных меморандумов, созданных двусторонних комитетов и размытых в китайском протокольном стиле фраз о проектах, в рамках которых «удалось добиться больших успехов» и «прорывов», остается следующее.
Во-первых, за 2016 г. общий объем торговли товарами со странами ОПОП составил 947,8 млрд долл., что составило 25,7% от общего объема китайского импорта и экспорта, и это, по
информации «Жэньминь Жибао», означает рост в 0,6% с прошлого года. Объем торговли услугами с этими странами достиг значения 122,2 млрд долл. — это 15,2% от общего значения и рост на 3,4% по сравнению с прошлым годом.
Во-вторых, Китай успешно завершил переговоры с Грузией о создании зоны свободной торговли (ЗСТ) и проводит совместное исследование-обоснование ЗСТ с Молдовой. На границах с Казахстаном, Киргизстаном и Таджикистаном открыты «зеленые коридоры» по торговле сельскохозяйственной продукцией.
В-третьих, Китайские предприятия открывают 56 зон торгово-экономического сотрудничества с 20 странами-участницами «ОПОП», инвестиции в них превышают 18 млрд долл.
На постсоветском пространстве примером такого сотрудничества стал Китайско-белорусский технопарк, в который инвестировал китайский промышленный гигант
Zoomlion.
В-четвертых, Азиатский Банк Инфраструктурных Инвестиций, который Китай основал в декабре 2015 г. с уставным капиталом в 100 млрд долл., к 2016 г. выдал 1,7 млрд долл. на девять проектов, в числе которых
улучшение дороги от Душанбе к границе с Узбекистаном. 15 проектов, на которые выдал деньги ФШП включают проекты в России, Монголии, Казахстане.
Любопытно, что словосочетание «Евразийский Экономический союз» и его стыковка с ЭПШП употребляется в документе лишь один раз наряду с «подписанными документами о стыковке» Китая с Казахстаном, Белорусией, Таджикистаном, Чехией, Польшей и другими странами. Создается впечатление, что «стыковаться» Китаю с участниками ЕАЭС по-прежнему будет удобнее в двусторонних форматах. К слову, другое китайское онлайн издание 11 мая
сообщило, что в конце апреля был запущен третий раунд переговоров по созданию ЗСТ Китая с ЕАЭС.
Тон документа, выпущенного руководящей рабочей группой по продвижению «ОПОП», создает впечатление, что в Китае на уровне официальной риторики инициатива уже давно развивается полным ходом, в то время как зарубежные наблюдатели ждут, когда Пекин откроет свои закрома и начнет инвестировать все заявленные проекты.
Для чего собирали форум?
Как и антикоррупционная кампания в Китае, инициатива «ОПОП» неразрывно ассоциируется с Си Цзиньпином. Ее успешная реализация позволит ему набирать имиджевые очки в глазах китайского народа и внешних наблюдателей. Поэтому форум, который прошел в Пекине с 14 по 15 мая, с одной стороны, призван поднять личный авторитет Си Цзиньпина в преддверии XIX съезда КПК, который пройдет во второй половине 2017 г. Некоторые наблюдатели считают, что сейчас Председатель КНР готовит почву для продления своих полномочий на третий срок, вопреки негласному правилу, согласно которому высшие руководители КНР должны служить не более двух пятилетних сроков. Торжественный форум, на котором Си собрал около 30 глав других государств, позволит ему сильно укрепить свои позиции в кулуарах Чжуннаньхая.
Незначительный рост торговли со странами на Шелковом пути в 2016 г. наводят на мысль, что такого же прогресса Китай мог бы добиться и без какой-либо инициативы в рамках двустороннего сотрудничества со своими партнерами. Если рассматривать инициативу «ОПОП» как один из китайских идеологических приемов, некий инструмент мягкой силы и бренд, под который попадают теперь большинство международных инвестиционных и инфраструктурных проектов с участием Китая, то можно говорить о том, что свои плоды он приносит: кроме «необычайных успехов», описанных в документе малой рабочей группы, на сегодняшний день инициативу поддержали более 100 стран и международных организаций, в рамках «ОПОП» Китай
подписал соглашения о сотрудничестве более чем с 40 государствами и организациями. Уже были запущены показательные поезда Иу-Лондон и Наньтун-Хайратон (Афганистан).
С другой стороны, если форум действительно должен перевести развитие «ОПОП» из стадии подготовки в стадию работы, то на втором этапе Китай захочет увидеть инициативу других зарубежных партнеров. Это подтверждают и слова Чжоу Сяочуаня, и
мнение профессора Чунцинского университета Дай Юнхуна, который отмечает, что «даже если инициатива “ОПОП” была предложена Китаем, то она уже стала глобальным консенсусом и вступила в этап необходимости всеобщего действия».
Таким образом, вряд ли после форума стоит ожидать прорывных результатов, которые отразятся на «реальном содержании» инициативы. Инфраструктурные и инвестиционные проекты в странах постсоветского пространства, ожидающих китайской финансовой поддержки в рамках «ОПОП», едва ли получат новый стимул и будут продвигаться на прежней скорости, пока другие страны не выступят с инициативой по поддержке «ОПОП». На уровне официальной риторики КНР «ОПОП» и так развивается чрезвычайно успешно. Большего и не надо.
Ссылка