Суперджет-100 и авиапром России вообще
4,688,842 18,903
 

  Сергей_17b3ad ( Слушатель )
24 июн 2009 17:09:39

Тред №121431

новая дискуссия Дискуссия  327

Еще для размышлений тем, кому не нужен глупый "ура-патриотизм".
В "Новой газете. Свободное пространство" №45 21.11-27.11.2008 г. вышел ряд материалов, написанных специальным корреспондентом Еленой Рачевой, посвящённых региональному самолёту "Суперджет-100" - гордости России, самому амбициозному и помпезному авиапроекту в новейшей истории России. По моей информации опубликованные материалы, мягко говоря, не встретили одобрения у разработчиков самолета - слишком много реальных проблем осветила журналист Рачева. С таким ревностным отношениям к текстам о "Суперджет-100" сталкивался и я, когда в своё время писал о "мегарегионале" (пример: www.avia.ru/aut/71/).
Работа, проделанная Леной Рачевой, актуальна и несомненно заслуживает внимания. Поэтому вывешиваю здесь один из материалов, где помимо прочего присутствуют и мои 5 копеек.

Кукушонок
Так называют «Суперджет-100» авиаторы. Ест больше всех, выталкивает конкурентов, летать только учится
Sukhoi Superjet-100 номер 95001 — единственный летный экземпляр
Обладателя англоязычного имени, французских двигателей, немецкой системы управления и британского салона, «Суперджет» можно считать абсолютно русским по своей истории. Ни в какой другой стране она произойти не могла. Проект Sukhoi Superjet-100 начинался как неожиданная и блестящая авантюра.В 2003 году компания «Сухой», знаменитая своими военными разработками, выиграла конкурс Росавиакосмоса на лучший проект регионального гражданского самолета. Ее RRJ (Russian Regional Jet, в 2006-м его переименуют в SSJ — Sukhoi SuperJet-100) возник из ниоткуда.
Существующий только на бумаге самолет военного КБ обошел разработку именитого завода им. Мясищева М-60-70 и уже готовящийся к серийному выпуску Ту-334.
Более того, согласно официальной федеральной программе «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы», никакого конкурса не должно было быть. Приоритетными проектами в программе уже были названы Ту-334 и региональный Ту-324. До 2005 года они должны были заменить старые 134-е «тушки». Создание нового самолета стояло в отдаленных планах на 2006 год. И вдруг — конкурс.
Авиаторы выступили против нового проекта. Росавиакосмос обвинили в превышении полномочий, в победе RRJ увидели «американский след» (КБ «Сухого» поддерживал «Боинг», и патриоты волновались, что таким способом американский гигант хочет развалить отечественный авиапром и нанести удар обороноспособности страны).
Как позже показали исследования, летные характеристики Ту-334 и RRJ были практически идентичны. Запуск серийного производства Ту, по оценкам аналитиков, обошелся бы в три раза дешевле, чем «Суперджет». Но недостаток Ту-334 заключался в том, что выделенное на него бюджетное финансирование уже было освоено и больше бы не дали, а для «Сухого» все только начиналось.
Вскоре после победы RRJ глава Росавиакосмоса Юрий Коптев стал главой совета директоров ОКБ «Сухого».
Интересная деталь. Подавая заявку на конкурс, «Сухой» заявил, что стоимость проекта окажется не больше $415—440 млн. От государства требовалось всего $40 млн из этой суммы. Просить больше компания не могла: по требованиям федеральной программы размер господдержки должен быть меньше $50 млн. Остальное планировалось получить от инвесторов и клиентов. Однако уже через год стоимость проекта поднялась до $640 млн, через два — до $700 млн. На сегодня, по официальной информации, стоимость проекта составляет в $1,4 млрд, $400—450 млн из них — из бюджета. По информации пресс-службы ГСС, истрачена половина этой суммы.
В феврале 2006-го выходит указ президента о создании Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), частью которой становится компания «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС). После этого тон статей о «Сухом» в «Российской газете» меняется со скептического на восторженный. Восстановление российского авиапрома становится почти нацпроектом, а перед ОАК ставится сверхзадача — к 2025 году обеспечивать отечественными самолетами до 10-12% всей гражданской и транспортной авиации страны. В 2007 году «Аэрофлот» заключает контракт на покупку 45 самолетов, «Сухой» создает совместное предприятие с итальянской Alenia Aeronautica, которая будет заниматься продажей и послепродажным обслуживанием SSJ в Европе, а Сергей Иванов сообщает, что если «Суперджет» не способен взлетать с плохих отечественных полос, нужно менять полосы, а не «Суперджет».

Конкуренты
В профессиональной среде за SSJ закрепилось прозвище Кукушонок. Став основой ОАК, самолет практически полностью оттянул на себя ресурсы отрасли. Именитые конструкторские бюро Туполева, Ильюшина и Яковлева остались за бортом. Был нарушен советский принцип конкуренции: давая задание одному КБ, обязательно поручать остальным альтернативу. Борясь за господдержку, SSJ вытолкнул из «гнезда» и Ту-334, и украинско-русский региональный Ан-148. Оба остались без финансирования, без пиара, без покупателей. Ту-334 был сертифицирован в 2003 году. Изготавливать его должны на авиационном предприятии им. Горбунова в Казани, но производство не начато до сих пор. Как считает руководитель аналитической службы «АвиаПорт» Олег Пантелеев, если бы «Туполеву» удалось привлечь внебюджетные средства, сейчас Ту-334 уже бы летал. «К моменту сертификации Ту-334 был современной машиной, с хорошими летно-техническими и экономическими характеристиками, — говорит независимый авиационный аналитик в области региональных перевозок Воло Алнай, — но опоздать на рынок — значит его потерять. Ту-334 сегодня уже опоздал».
Ан-148, в отличие от Ту-334, создавался уже с использованием цифровых технологий. Эксперты утверждают, что он максимально приспособлен к эксплуатации на наших, далеко не идеальных региональных аэродромах. В начале 2007-го, после двух лет проволочек, Ан-148 получил сертификат для полетов в России. Но понятно, что при наличии собственного, пусть еще не сертифицированного SSJ, его шансы туманны. «Причины выбора SSJ были далеки от характеристик самолетов, — говорит Олег Пантелеев. — Кто имел больший лоббистский потенциал — те и победили. Техническое совершенство самолетов здесь ни при чем».
И Ту-334, и Ан-148 остаются среди продуктов ОАК. Официально — как самолеты другой, чем SSJ, рыночной ниши. Очевидно, для подстраховки на случай провала «Сухого» и из отсутствия поводов эти проекты закрыть.
— Декларируемые руководством ОАК программы проектирования других новых типов самолетов либо сомнительно рыночны, либо являются далекой перспективой, — говорит Воло Алнай. — Не видя будущего, из прославленных конструкторских коллективов уходят даже те, кто оставался верен делу в 90-е, надеясь, что их уникальный опыт и знания будут все же востребованы. Сегодня эти надежды тают на глазах.
Государство поддерживает SSJ не только финансово и не только на российском рынке. Среди зарубежных региональных самолетов основных конкурентов у «Суперджета» два: бразильское семейство Embraer E-Jet-170-195 и канадское Bombardier CRJ700-900. Оба они не могут пройти сертификацию на полеты в России.
В российском представительстве Bombardier рассказывают, что документы на сертификацию самолета компания подала еще весной прошлого года, когда заключила контракт на продажу пяти CRJ900 авиакомпании «Татарстан». Ответа от наших авиационных властей нет до сих пор. Два борта, уже купленных «Татарстаном», авиакомпания сдает в лизинг за границу.
— Отсутствие сертификата у Bombardier и Embraer — единственное, что сегодня гарантирует спрос на SSJ в России, — уверен Воло Алнай.
Сейчас ГСС заключил твердые контракты на продажу 98 самолетов. Судя по всему, когда «Аэрофлот» получит первые машины, это число как минимум удвоится.
Согласно бизнес-плану ГСС, «Суперждет» окупится, если будут проданы хотя бы 300 самолетов. Именно столько ГСС планирует продать в России и СНГ. Однако каждый месяц задержки делает проект дороже и порог окупаемости растет. Всего ГСС оценивает рыночную нишу SSJ в 1040 самолетов, то есть 70% пойдет на экспорт. Для этого нужны имя, репутация, опыт.
— Рынок авиатехники консервативен как никакой другой, и репутация компании имеет большое значение, — говорит Воло Алнай. — Самолеты покупают не зрители, которые восхищаются пилотажем истребителей на авиашоу, а советы директоров авиакомпаний, которым куда важнее экономика и технологичность самолета, его сервисные программы. К тому же «Сухому» наверняка вспомнят его предыдущий гражданский самолет Су-80, который построили еще в 1998 году, но который до сих пор не прошел программу даже заводских испытаний.
Спрос на SSJ можно ждать со стороны иностранных лизинговых компаний, полагает Олег Пантелеев. Они будут сдавать его за рубеж. В том числе и нам.

Сухой остаток
Итого, только по официальной информации, стоимость проекта Sukhoi SuperJet — $1,4 млрд.
История авиапрома знает и гораздо большие суммы. Для сравнения: подготовка самого большого в мире авиалайнера A380 стоила $15 млрд, дальнемагистрального A350 — $8 млрд. Но, к примеру, аналогичный SSJ региональный Ан-148 обошелся всего в $450 млн.
Аналитики советуют оценивать затраты на «Суперджет» комплексно. Проект начинался практически с нуля: без современного оборудования, без производства, без команды. Только на модернизацию завода в Комсомольске-на-Амуре (где идет сборка «Суперджета») понадобилось, по заявлению гендиректора «Сухого» Михаила Погосяна, $150 млн.
Затраты оправданны, если считать «Суперджет» точкой отсчета для модернизации отрасли. «Гражданское авиастроение не видело такого количества денег с начала 90-х, — говорит авиационный эксперт Артем Кореняко. — Да, можно было обойтись меньшими финансовыми затратами. Но если включать в сумму расходов восстановление заводов и обучение специалистов, которые продолжат работать в отрасли, то получившийся самолет стоит таких затрат».
Парадокс «Суперджета» в том, что авантюра, чертежи, внезапно получившие бюджетные деньги, сначала получила господдержку как надежда державы, а потом действительно стала ею. «Суперджет» стал нужен, чтобы модернизировать авиационные заводы и научные институты, чтобы восстановить научную базу и создать интерес к российским разработкам за рубежом.
Программа SSJ прошла точку невозврата, закрыть ее нельзя. Ставка государства на «Суперджет» — это игра ва-банк. Пока он не будет сертифицирован и не начнет продаваться, не стоит ждать новых разработок в отечественном авиапроме. Все следующие проекты ОАК (например, магистральный самолет МС-21) напрямую зависят от успешности SSJ. Если он провалится, то утащит на дно весь авиапром.
Поэтому государство не будет сертифицировать иностранные региональные самолеты, не станет снимать пошлины на иностранные суда этого типа, не будет поддерживать проекты других КБ. И «Суперджет», наконец, полетит.
Подготовила Елена Рачева

из http://www.sapr2k.ru…20282.html
  • +0.00 / 0
  • АУ
ОТВЕТЫ (9)
 
 
  mse ( Слушатель )
24 июн 2009 17:43:28
Слышь, дружище... Тут такое дело... Пока я вижу, что ССЖ идут как пирожки из печки: два-три лётных, сборка серийных... А только чуть больше года прошло, как вылетел первый. Что там со 148? Один летает? Или скока? А лет сколько прошло? А через сколько лет его сертифицировали? А когда следующие пойдут? И у кого из нас патриотизм глупый?
Вот так-то. И какой смысл в это бабло вливать? И в этом смысле, мне пофиг, что И-Ф заключил на 50 самолётов дешевле, чем кто-то на 30. Эти 30 будут построены с гораздо большей вероятностью, чем те 50.
А что касаемо аналитегофф и их выводов, так я сам могу такого у много написать, что зубы у всех сведёт... Или разведёт... Только вот нет статистики сходимости аналитических прогнозов у этих аналитегов, вот в чём беда. Смотри, кому выгодно, а это как на ладони. ;О)
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
  BapBap ( Слушатель )
24 июн 2009 17:44:46

 
 "Новая газета" - вы, вообще, читали что там пишут местные политковские?Улыбающийся
 не стыдно ссылку на такое убожество давать?
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
  zeppelin ( Слушатель )
24 июн 2009 18:29:06


Спасибо вам, что отрезвляете нас!

Мы тут все зомбированы путинской пропагандой, хорошо что на Украине всегда есть люди, которые могут нас успокоить и поставить на грешную землю.

Если серьезно, ваша статья напоминает мне вот такие оплаченные шедевры. Сергей, не вы ту статью писали? 2004 год, уже вовсю летали Ан-148 и Ту-334, "которые уже существуют, в отличие от RRJ".

Там ясно на пальцах и графиках говорится, что Суперджет - говно, да еще и только на бумаге. "В то время как конкуренты вовсю летают", да. Масса другой смешной креветы.

Самое интересное, что в конце статьи "эксперт" предлагает не изобретать колесо с Суперджетом, а покупать Эмбраеры! Приведу чудный отрывок:

Закупка Бразилией 12 истребителей v только первый шаг. Всего долгосрочной программой предусмотрено приобретение до 60 боевых самолётов. Но и России нужна не одна сотня региональных самолётов. И бартер уже может подразумевать не взаимные поставки, а взаимные лицензии. Таким образом, Бразилия проникает на рынок России и стран СНГ, Россия v на южноамериканский рынок. Будет дан старт глобальному взаимовыгодному сотрудничеству двух стран. Бразилия v большая страна, с населением в 175 млн, пятая в мире по занимаемой территории и девятая v по валовому национальному продукту.
Сценарий с взаимным лицензированием позволяет решить множество проблем одновременно. Противившийся поставке истребителей Embraer становится крайне заинтересованным партнёром. Зашедший в тупик с RRJ "Сухой", подчиняясь решению основного акционера v правительства, сохраняет лицо и экономит на бессмысленных затратах на разработку регионального самолёта. Потраченные на RRJ деньги не пропадают зря, работавшие по программе инженеры с ходу включаются в разработку русской версии бразильского самолёта и подготовку его производства.


Завершается статья знатными помоями в адрес Сухого и его руководства.

Где сейчас тот эксперт? Кому он интересен? В чьих интересах написал эту статью?
Да и похер, собака лает - караван идет.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
  Сергей_17b3ad ( Слушатель )
24 июн 2009 18:58:42

Судя по иронии, Вам - реально не за что.
Вы разделяете понятия "патриотизм" (гордость за самолет, потому что он получился реально прорывной и экономически и по ЛТХ, и сделан НАМИ), и "ура-патриотизм" (нам сказали что этот самолет НАШ! ураааа товарищи! он самый лучший!).






Что, все так плохо?
А если серьезно, но давайте не будем разводить тут хохлосрач, ок?
Мы обсуждаем самолет, и в данном топике - SSJ и то что с ним связано (конкурентов в т.ч.).
Почему Вы, как только укажешь на МНЕНИЕ о недостатках самолета, сразу переводите разговор в русло российско-украинских отношений? Ей-Богу, такое впечатление что "все зомбированы путинской пропагандой" (с), хотя понимаю что далеко не все.
Да и понятие "обсуждение" подразумевает не только любование самолетом(чем занимается "дим"), а попытку взглянуть на него с разных ракурсов, критически тоже.


Линк, откуда я статью взял - я привел там же, потрудитесь уж проверять прилагаемые источники. Статью прочитаю, но, наверное уже завтра.
А в 2004 году реально же летали 334 и 148, а тогда RRJ был только на бумаге - что не так?


Если статья заказная - то неудивительно.
Хотя по целесообразности работы именно Сухого над регионалом действительно очень много вопросов.


Да блин, 10 раз уже говорил.
Пусть идет!
Если не провалится SSJ - это будет подъем и для России и для Украины в какой-то мере.
Кто ж против??
Просто хочется реально представлять картину, а не слушать мед из уст высших.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
  дим ( Слушатель )
24 июн 2009 19:38:46


это т.н. мнение высказывается какой то журналисткой из НОВОЙ ГАЗЕТЫ. Само название источника говорит за себя - грантоеды, каспарышы, либерасты и прочие русофобы там давно свили себе гнездо. Стыд и срам даже читать это говно не говоря уже о ссылке на него. И совсем уже не говоря о глупости написанного и лжи (там было чтото про единственный SSJ и прочая ерунда)


ЦитатаДа и понятие "обсуждение" подразумевает не только любование самолетом(чем занимается "дим"), а попытку взглянуть на него с разных ракурсов, критически тоже.
ракурс - это факты, аргументы. А не ссылака на политковскую/латынину/каспарова или там бзежинского. Вы ещё ссылку на абхазетти или там грузия-онлайн приведите ради "взглянуть с ракурсов" и огранизуйте тут "обсуждение".

ЦитатаПросто хочется реально представлять картину, а не слушать мед из уст высших.
для этого поменьше читайте всяких русофобов с новой газеты, проплаченных статей и израильских форумов. В случае SSJ официоз скорее весьма точен в передаче инфомации, а вот форумы все ошиблись в негативных прогнозах.

вообщем, Сергей, не будьте той собакой, которая лает. Есть чтото обсудить по существу? обсуждайте, спокойно и по сути.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
  Nobody ( Слушатель )
25 июн 2009 15:30:49


За два дня до полета первого Суржика видел где-то фразу что "макеты не летают". А за неделю до первого его показа утверждали что он существует только на бумаге и в докладах ПогосянаУлыбающийся
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
  Сергей_17b3ad ( Слушатель )
25 июн 2009 15:52:35
Отвечу пока только Вам, т.к. по работе сейчас не могу долго времени уделять на ответы всем, да и времени пока нет чтобы покопаться по источникам дабы цифры небыли голословны.

Я хз как Вы судите по НАЗВАНИЮ газеты, и по "грантоеды, каспарышы, либерасты" ясно Ваше чисто политическое(и изначально негативное) отношение
ко ВСЕМ опубликованным там материалам. Ну да это дело Ваше.
Я спорю не по политическим мотивам (заметьте, сколько раз Вы, и другие тут переключается с моих обсуждений конкуренции 148 и ССЖ на "аааа, хохлы!!")
Источников, которые не так "лазурно" относятся в проекту ССЖ и кроме НГ очень много - журналюги, в основном, только перепечатывают или повторяют мнения более компетентных людей.
Согласен что могут быть (и наверняка есть) заказные статьи - но это естественно в процессе продвижения продукта.
Посмотрите на восторженные публикации по-поводу ССЖ на ля-Бурже. Много вы видите действительно авторитетных изданий? А не таких, что за 1-2-5к баксов  напечатают хвалебную статейку (тем более во время падения доходов от рекламы в условиях кризиса). Но это тоже естественно,  и респект тем кто это понимает, пусть и  радуется при этом. Важно понимать причины, а значит и прогнозировать дальнейшие шаги.


Линки позже, ок?  Форумы не кормятУлыбающийся


Если официально - самолет "прорывной" и важный для государства, то официально информацию  о проблемах Вы получите только тогда, когда скрывать ее уже будет невозможно.


А разве я где-то кому-то грублю?Улыбающийся
Или переключаюсь на личности, хохлов-кацапов?


Вот, давайте определимсяУлыбающийся
Если АРГУМЕНТИРОВАННЫЕ критические высказывания(не путайте с обливанием га.. грязью) по-поводу SSJ тут не приветствуются и тема создана только для любования (безусловно, очень интересным) самолетом - то я не буду писать тут чтобы не нарушать сложившийся мирокУлыбающийся
Я не Квандо, просто скажитеУлыбающийся
Если есть кто-то кому интересны не только хвалебные речи - тоже напишите.
Ибо лично я черпаю какую-то часть информации из уст ведущих технических специалистов В ОСНОВНОМ УКРАИНСКИХ(на российских встречах я нечасто бываю) предприятий, и потом стараюсь найти более-менее совпадающие мнения в прессе.
Если ТУТ это интересно только мне - скажите, и я не буду терять свое времяУлыбающийся
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
  Сергей_17b3ad ( Слушатель )
25 июн 2009 15:55:07
Да, кстати, я спрашивал про род Ваших занятий. Вы, наверное, не заметили.
Интересно узнать все же с кем говорю, или это секрет?
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
  mse ( Слушатель )
25 июн 2009 15:04:32
То, что вы указали, не мнение. В НГ мнений нет, там голимая пропаганда. Дедушка Гэббельс бы обрыдался, какие толковые ребятки. И отсюда все сваливания в хохлосрач как естественный ответ пропаганде.
Камрад дим не столько любуется сабжем, сколько приводит занимательную информацию по нему. Ощутите разницу. Практически каждый пост связан с выдачей новостей-характеристик. Пример бы брали, что-ли. Вываливали бы новости по 148, 204 и т.д. Как они бороздят просторы Большого Театра, кто против? Было бы занятно. А то кроме скулежа, что "ССЖ зъив усе грошы" ничего и не слыхать... Конструктиву побольше и к вам потянутся люди!.. Натурально! ;О)
  • +0.00 / 0
  • АУ