ОтсюдаПродолжаю свой рассказ о Техническом музее в г. Шпайер. Сегодня речь пойдёт об одном из ключевых экспонатов этого музея - летающем (вернее, летавшим в своё время) прототипе "Бурана" ОК-ГЛИ № 002 ("Орбитальный корабль для горизонтальных лётных испытаний") СССР-3501002. Он был построен в 1984 г. в рамках программы "Энергия - Буран" под руководством Г. Е. Лозино-Лозинского.
1. Существуют несколько обозначений этого объекта - ОК-ГЛИ, БТС-002 (Большой транспортный самолёт второй) и "Изделие 0.02":
2. Важно, что этот экспонат - полноразмерный аналог космического корабля "Буран", предназначенный для наземных и т.н. "атмосферных" испытаний, в том числе для отработки схем захода на посадку и саму посадку:
3. Сувениры с "Бураном" идут "на ура":
В 1985-1988 гг. прототип "Бурана" (далее для простоты я буду его называть "Бураном") совершил 24 полёта, чаще всего им управляли лётчики Игорь Волк и Римантас Станкявичюс.
4. Кабина пилотов подсвечивается изнутри каким-то совсем диким сине-фиолетовым цветом:
Кабина рассчитана на двоих лётчиков и оборудована катапультируемыми креслами К-36Л.
5. Хорошо различимы люки с возможностью аварийного сброса при катапультировании:
6. Из-за такого освещения фотоаппарат сходит с ума и отказывается работать:
7. На этом "Буране" установлены четыре турбореактивных авиадвигателя АЛ-31 ОКБ им. Люльки:
8.
9. Авиационные двигатели и муляжи "штатных" ракетных:
10.
11. Вид сзади:
12.
Путь "Бурана" в этот музей был непростым. НПО "Молния" всячески пыталось избавиться от "непрофильного актива" и несколько раз пыталось продать или хотя бы сдать в лизинг "Буран" нашим зарубежеым "партнёрам". В результате "Буран" побывал в Сиднее, Бахрейне и, после ряда судебных процессов, остановился в Шпайере. Судя по всему, немецкие музейщики оказались первыми, кто не попытался "кинуть" НПО "Молния". С 2008 г. "Буран" является главным экспонатом космического отдела Технического музея в Шпайере.
13.
14. Левая основная стойка шасси:
15. По специальной лестнице можно подняться наверх и заглянуть в грузовую кабину "Бурана":
16. Подозреваю, что большой зелёный цилиндр - это бак с керосином для авиадвигателей:
17. Похоже на стойку системы управления:
18.
19. Назначение этих шаров мне не очень понятно. Что там находится под давлением? Кислород? Антифриз?
20. Интересно, эти кабельные соединения и для условий комоса подойдут?
21. Оригинальные "гребешки" на спине "Бурана":
22. Теплоизоляция:
23. Правая створка люка грузовой кабины:
24.
25. На заднем плане различимы другие экспонаты космического отдела:
26. В хвостовой (двигательный) отсек ведёт специальная лесенка:
27. Очень много кабелей:
28.
29. Элероны так же покрыты теплоизоляционной керамической плиткой:
30.
31.
32.
33. Символика, запрещённая в ряде
несколько странных стран, абсолютно не смущает немцев:
34.
35.
36. Ностальгическое фото - наш "Буран" на МАКС-97 в Жуковском, 1997 г.:
Источник фото: wikimedia.org
37. "Буран" едет в музей в Шпайере:
Источник фото: wikimedia.org
Дополнительную информацию по этому объекту можно найти, среди прочего, здесь:
Статья в ВикипедииСтатья на сайте
buran.ru