Цитата: AndreyK-AV от 29.06.2017 17:48:51Хорошо же Вы опустили собственный уровень, начинаете нападать на данные взятые из статистических источников РИ.
То, что историческая наука не стоит на месте,- данные уточняются и постоянно привлекаются новые источники. И то, что Иванов обработал определенный массив докладов МПН и других ведомств в далеком 1991 году совершенно не говорит о том, что его данные окончательные в 2010. Напротив, они могут быть и отчасти неверными или неполными, ввиду внутренних недочетов цитируемых источников.
К Иванову в данной ситуации вообще нет претензий,- он привел доклад МНП совершенно верно.
Накануне Первой мировой войны в России обучалось
145,1 тысяч студентов
"Но подсчет А.Е.Иванова дает несколько меньшую сумму –
123,5 тысяч студентов. Однако, по целому ряду позиций (например, военным и военно-морским учебным
заведениям) он сильно занижен. Это объясняется, на мой взгляд, тем что А.Е.Иванов опирался, в основном, на данные «Отчета Министра народного просвещения за
1913 год». (Пг., 1916, ведомость № 6). А данные одного ведомства в дореволюционной статистике всегда требуют корректировки в сравнении с данными других ведомств. По-видимому из подсчетов здесь выпали военные училища (исходя изроссийского законодательства, аналогии с гражданскими вузами, соотнесения
программ и сроков обучения их очевидно нужно относить к высшим учебным заведениям), а самая большая Военно-медицинская академия попала в другую категорию».
Сапрыкин Д.Л. "Образовательный потенциал Российской Империи". 2009 год
https://docviewer.yandex.ru/view//?*=uSKaINPla6WAWS4FrlCBZAlA62p7InVybCI6Imh0dHA6Ly93d3cuaWhzdC5ydS9maWxlcy9zYXByeWtpbi9ib29rLWVkdWNhdGlvbi1wb3RlLnBkZiIsInRpdG
Из монографии Сапрыкина Д.Л." Образовательный потенциал Российской Империи" 2009 года:
На рубеже XIX и XX веков в Российской империи обучалось чуть больше 40 тысяч студентов. В Германии, лидировавшей тогда в Европе, в 1903 году в университетах училось 40,8 тысяч человек, в высших технических учебных заведениях –12,2 тысячи, в специальных академиях – 3,9 тысяч. На всех «факультетах» Франции в 1906 году училось 35,7 тысяч студентов, еще 5-6 тысячбучалось в специальных учебных заведениях других ведомств и католических институтах. ВуниверситетахВеликобритании в 1900-1901годах училось около 20 тысяч человек, в учительских колледжах (train-ing colleges в Англии и Уэльсе и colleges of education в Шотландии) –5 тысяч [Ringer 1979].Из этих данных видно, что система российского высшего образования по абсолютным показателям была сопоставима
с системами других ведущих европейских стран. При этом российскаясистема высшего образования развивалась значительно быстрее. Между1906 и 1914 годом имел место беспрецедентный рост системы высшегообразования. В итоге к началу Первой мировой войны российская система высшего образования сравнялась с ведущими европейскими и в относи-тельных масштабах (в отношении к численности населения).
Количество студентов высших учебных заведений на каждые 10000 жителей
Количество студентов в высших учебных заведениях России (ты. человек)
В царствование Николая II система высшего образования в Россииразвивалась исключительно быстро. Причем наиболее быстро развивался сектор специального естественнонаучного и технического образования. Представление об этом дает сопоставление статистических данных по составу учащихся в России и Германии - стране наиболее развитого в то время высшего образования в Европе
При этом Николай II всегда подчеркивал именно необходимость опережающего развития техники и технического образования. Приоритетное отношение Государя к развитию технологического потенциала страны и образовательного потенциала в этой сфере видно и из программных документов, составленных Николаем II уже в ходе войны. В этом отношении особенно замечателен, например, известный Приказ Государя Императора по армии и флоту от 12 декабря 1916 года, где подводятся итоги двух лет войны и дается характеристика существовавшего на тот момент положения:
«Под натиском германских войск, до чрезвычайности сильных своими техническими средствами, Россия, равно как и Франция, вынуждена была в первый год войны уступить часть своих пределов. Но эта временная неудача не сломила ни духа наших верных союзников, ни вас, доблестные войска мои. А тем временем путем напряжения всех сил государства разница в наших и германских технических средствах постепенно сглаживалась. Но еще задолго до этого времени, уже с осени 1915 года, враг уже не мог овладеть ни единой пядью русской земли. А весной и летом текущего года испытал ряд жестоких поражений и перешел на всем нашем фронте от наступления к обороне. Силы его, видимо, истощаются. А мощь России и ее доблестных союзников продолжает неуклонно расти"(ГАРФ f.601, n.1, d.2480).
Сапрыкин Д.Л. "Образовательный потенциал Российской Империи". 2009 год.
Царь создал множество институтов, открыл новые факультеты в старых университетах и создал новые. После открытия политехникумов в Санкт-Петербурге, Томске, Киеве и Варшаве на рубеже веков Россия обогнала в этом отношении другие европейские страны. Вывод оказывается действительно неожиданным: «Россия уже между 1904 и 1914 годами (вместе с США) стала мировым лидером в области технического образования, обойдя Германию».
Это и дало кадровую основу успехов «советской» промышленности