Важно набраться мужества и объяснить, что за «экологическим бизнесом» сегодня стоят колоссальные интересы. Хорошо известна взаимосвязь между природными ресурсами, включая энергетику, и политическим господством в каком-то конкретном регионе или в мире. Так, у нас легко складывается образ развитого в промышленном отношении Запада, котор......
Важно набраться мужества и объяснить, что за «экологическим бизнесом» сегодня стоят колоссальные интересы.
Хорошо известна взаимосвязь между природными ресурсами, включая энергетику, и политическим господством в каком-то конкретном регионе или в мире. Так, у нас легко складывается образ развитого в промышленном отношении Запада, который при этом в высшей степени зависим от нефти, находящейся под контролем нестабильных стран Ближнего Востока.
Общемировой дисбаланс, при котором одни регионы контролируют энергетические ресурсы, тогда как другие остро в этих ресурсах нуждаются, в будущем сохранит свою значимость при распределении экономической и политической власти, а также стратегического влияния. Тем не менее в ближайшие десятилетия известные нам модели потребления и производства претерпят существенные изменения. От понимания этих явлений зависит то, насколько дальновидными будут решения, принимаемые Португалией и Европой в области энергетики — решения, которые сегодня отчасти являются разумными, а отчасти страдают близорукостью.
В течение следующих 15 лет мировое население увеличится почти на 1.2 миллиарда человек. Один лишь этот показатель равносилен численности населения Португалии, помноженной на 120, или численности жителей Евросоюза, выросшей в 2,5 раза. Между тем на Запад придется всего три процента данного роста. Каждый день в мире рождается более 400 тысяч человек.
Это новое население представляет собой не просто демографический прирост. Речь идет об увеличении населения в развивающихся странах, чья экономика, как правило, растет гораздо быстрее, чем на Западе. В течение ближайших сорока лет совокупный объем экономики поставит Китай, Индию, Россию и Бразилию на один уровень с экономикой богатых стран, сегодня входящих в G7 (США, Японии, Великобритании, Германии, Италии, Франции и Канады).
В ближайшие три-четыре десятилетия численность представителей среднего класса вырастет в три раза в основном в тех странах, которые сегодня считаются «развивающимися». Европа постепенно утратит свое былое значение в мире, хотя в настоящее время некоторые политики, столь же самонадеянные, сколь невежественные, похоже, считают (и навязывают это мнение гражданам), что унификация (что не есть объединение) континента является залогом его успеха в будущем. Через 15 лет китайская экономика будет больше, чем экономики входящих в состав ЕС 27 стран вместе взятых (между тем как американская экономика также дистанцируется от европейской).
Качественные изменения проявляются уже на многих уровнях. Более доступное образование и массовый выход женщин на рынок труда внесли структурные изменения в экономику почти всех развивающихся стран. В городах проживает уже более половины населения мира.
По мере экономического роста в развивающихся странах будет производиться все больше товаров и услуг, что приведет к повышению местного благосостояния и потребления. Неизбежен рост потребления энергии и сырья. Число развивающихся стран, которые уже сегодня объединяют в себе около 85% человечества, будет расти, равно как и покупательная способность и потребление их жителей, которым будет обеспечено лучшее качество жизни. Неизбежна интенсификация транспортных перевозок. Энергоэффективность в сфере транспорта (и в других областях) в ближайшие десятилетия существенно возрастет, однако это едва ли отразится на мировом потреблении энергии ввиду постепенного увеличения материальных благ ранее бедных слоев населения.
Через 20 лет жителям планеты будет необходимо на 50% больше энергии, чем сегодня. В течение следующих десяти лет около 90% от растущего спроса на энергию будет приходиться на развивающиеся страны. Короче говоря, в ближайшие десятилетия мы станем свидетелями масштабной перестройки сфер влияния в соответствии с зонами контроля над источниками энергии.
Сегодня тем, кто совершает путешествие в Индию, бросается в глаза интенсивность городского движения, но не меньшее впечатление производит плотность грузопотока в сельской местности. Бедность в этой стране по-прежнему является повсеместным явлением, но все меняется с головокружительной скоростью. Это лишь один простой пример, иллюстрирующий возвышение развивающихся стран, которые начинают с более низкого экономического старта, но шагают вперед столь впечатляющими темпами, что в ближайшие десятилетия, безусловно, превзойдут нас во многих областях. Между тем европейские и португальские политики, которые считают себя прогрессивными, а на самом деле безнадежно отстали, обсуждают не относящиеся к делу вопросы, которые полагают истинно важными.
В будущем главным предметом споров будут энергетические и природные ресурсы. Центральная Азия, в частности бассейн Каспийского моря, станут одним из главных очагов напряженности, результатом которой может стать серьезный конфликт. Зоны, которые не попадают в поле нашего зрения в нынешней стратегической игре, на самом деле уже являются объектом проводимого в строжайшем секрете анализа, например, Арктика. Особое беспокойство в кулуарах власти вызывают главные морские артерии, по которым осуществляются глобальные перевозки нефти, сырья и товаров. Сегодня через Ормузский пролив проходит 16% мирового экспорта нефти, однако через 20 лет этот показатель достигнет 30%.
В то время как многие производители нефти начинают снижать объемы добычи, некоторые страны — такие, как Саудовская Аравия, Ирак и Россия — в ближайшие десятилетия продолжат наращивать свой потенциал в этой области. Бразилия станет одним из крупнейших нефтепроизводителей (в первую очередь благодаря обширным ресурсам нефтегазоносного бассейна Сантус). То есть производительная сила данного сектора экономики будет распределена иначе, чем сегодня. Европейские производители, напротив, будут переживать явный упадок. Отказ от использования ископаемых видов топлива крайне важен, но следует понимать, что даже при самой интенсивной работе в этом направлении и всеобщей приверженности для достижения этой цели потребуются многие годы.
Внешняя политика Китая уже сегодня в значительной степени обусловлена будущими потребностями в энергетических и природных ресурсах, по тому же пути следует Индия. Пищевые и водные ресурсы находятся под угрозой как правило в большей степени, чем мы предполагаем, правда в некоторых конкретных случаях ситуация складывается более благоприятным образом, чем нам представляется.
Так, не может не вызывать тревогу проблема рыбных ресурсов. На протяжении последних трех десятилетий ситуация в рыболовной отрасли оставалась стабильной, однако во многих случаях мы наблюдаем значительное превышение объема допустимого улова или истощение рыбных запасов. Так, в Северном море 93% промысловой трески вылавливается прежде, чем у рыбы появляется возможность размножаться. В 1950 году объем мирового промышленного рыболовства составлял 19 миллионов тонн, тогда как в 2006 году он достиг 94 миллионов тонн. Если мы хотим сохранить текущие показатели потребления рыбы на душу населения в мире, в ближайшие два десятилетия нам потребуется глобальное увеличение производства: речь идет о десятках миллионов тонн, что для рыболовства является абсолютно не выполнимой задачей.
Между тем разведение рыбы за последние годы стало вносить гораздо больший вклад в рыбную отрасль, о чем знают далеко не многие. Если в 1970 году доля рыбы, полученной в процессе рыбоводства, составляла всего 5% от общих объемов производимой в мире рыбы, то в 2006 году этот показатель достиг 35%. Сегодня ставку на рыбоводство можно назвать ключевым фактором.
Крайне важно набраться мужества и объяснить, что «экологический бизнес» сегодня отвечает чьим-то внушительным корыстным интересам. Поддержка, которую власть оказывает этой деловой сфере деньгами налогоплательщиков, не всегда отличается прозрачностью. Бизнес, связанный с возобновляемыми источниками энергии, станет весьма благодатной почвой для коррупции, ведь на оживление этой отрасли из бюджетов будут выделяться огромные средства.
Мы привели лишь несколько простых примеров, свидетельствующих о глубинных тенденциях в энергетической и сырьевой геополитике. На планете, где в ближайшие десятилетия миллиарды людей перейдут на следующую ступень потребления, следует ждать резкого роста потребностей в энергии и природных ресурсах, а с ним и обострения напряженности в связи с доступом к этим ресурсам. Избежать серьезных конфликтов будет очень трудно, в этом нет сомнений. И, хотя сегодня это не очевидно, за кулисами мировых держав уже идет подготовка к этим масштабным столкновениям, и они не за горами.
Педру Жордау, Publico, Португалия
Перевод ИноСМИ
Метки по теме: геополитика; Климатические правила; мировая экономика; Третья мировая война; холодная война; Экология
Источник