osankin ( Слушатель ) | |
18 июн 2017 22:49:29 |
ЦитатаАмериканский истребитель вертикального взлета и посадки F-35B стал сенсацией международного авиасалона в Фарнборо в 2016 году. Однако мало кто вспомнил, что 20 лет назад на этой выставке был представлен советский самолет Як-141, многие технические решения которого получили развитие в американской машине. О том, что связывает два этих истребителя, читайте в материале сайта ТРК «Звезда».
Споры о том, были ли заимствования или, более того, элементы плагиата при создании F-35B, не затихают с того момента, когда он был представлен широкой публике. Кто-то считает сходство Як-141 и F-35B совпадением, кто-то полагает, что оно совсем не случайно. Но обо всем по порядку.
ЦитатаСуществует две версии подозрений в плагиате, в котором обвиняют Lockheed Martin: радикальная и мягкая. Во втором случае говорится, что американские конструкторы просто вдохновлялись советской машиной, тем более что она была открыто представлена на международном авиасалоне. По другой версии, речь идет о якобы покупке чертежей самолета у КБ Яковлева в неразберихе 1990-х годов.
Найти документальное подтверждение этих домыслов в России почти невозможно, во многом потому, что от Саратовского авиационного завода, где производились эти самолеты, сегодня почти ничего не осталось. А вот Lockheed под натиском обвинений был вынужден сделать официальное заявление. В опубликованной в 2014 году в официальном корпоративном журнале компании Code One заметке под авторством инженера Кевина Реншоу, участвовавшего в проекте, говорится:
«Завод им. А. С. Яковлева искал деньги, чтобы сохранить программу Як-141. Компания Lockheed предоставила заводу небольшое количество средств в обмен на летно-технические характеристики и ограниченные проектные данные истребителя».
О каких именно проектных данных идет речь, в статье не говорится. Ее автор утверждает, что советское предприятие посещали представители фирмы Lockheed и американского правительства, однако якобы полученные у «Яковлева» данные не были использованы при создании F-35B, а поворотное сопло было создано и испытано еще в середине 1960-х годов на двигателе JT8D компании Pratt & Whitney, который планировали использовать в проекте сверхзвукового истребителя компании Convair в начале 1970-х годов.
Хотелось бы отметить, что даже если передача неких сведений и была осуществлена, обвинять в этом советское предприятие не поворачивается язык: в те времена речь шла в буквальном смысле о выживании и с зарубежными заказчиками сотрудничали в той или иной мере почти все авиационные предприятия.
Не стоит думать о прямом копировании. Современный самолет – это настолько сложная машина, что при всем желании наладить производство копий без серьезной потери качества почти невозможно даже при наличии больших денег. Но в то, что американцы с их прагматичностью никак не использовали полученные данные, верится с трудом.
Direwolf Gunner ( Слушатель ) | |
19 июн 2017 12:03:07 |
Цитата: osankin от 18.06.2017 22:49:29
osankin ( Слушатель ) | |
19 июн 2017 13:55:27 |
DMAN ( Слушатель ) | |
19 июн 2017 15:02:02 |
Цитата: osankin от 19.06.2017 13:55:27