А чего, мне понравилось...
Церковь Спаса на Нередице "отреставрировали" знатно..
Давайте вчитаемся в текст:
ЦитатаДо начала ХХв. храм дошел без крупных перестроек, изменялись лишь конструкция кровли, размещение и форма окон, западные пристройки. Однако облик храма со временем стал иным.
В 1903-1904гг. архитектором П.П.Покрышкиным проведена первая реставрация церкви, одна из лучших в России того периода: укреплены конструкции, раскрыты и восстановлены многие древние формы (кровля, окна).
Нам здесь пытаются повесить лапшу, что церковь в 18-19 веках особо не перестраивали, "всего лишь" переделали крышу, одни окна ("неправильной формы") заделали, другие пробили и что-то сделали с пристройками на западе.
Теперь послушаем господина Покрышкина, руководителя якобы первой реставрации храма:
ссылкаКак видите, чудесно все ломали и перестраивали еще в 18 веке, переделали трапезную, согласно с именным указом "тети Кати" создали новый придел и новую паперть, сломали старую колокольню и старый деревянный храм, который частично пустили на растопку сооруженного теплого (раньше церкви были холодными) придела..
Ниже написано про дважды измененный иконостас и дивные иконы из других уничтоженных церквей (из каких именно? когда уничтоженных?) того же монастыря...
Давайте почитаем сок мозга современных традисториков:
ЦитатаПосле воссоздания архитектурного облика памятника естественно встал вопрос о его живописном ансамбле, так как восстановление храма без восстановления живописи - это разрыв целого, живого организма. Существующие реставрационные методики не всегда учитывают современный уровень развития технологии и материалов.
На примере нередицкой росписи, состоящей из 325000 фрагментов, становится очевидным, что процесс восстановления фресок может занять долгие годы и потребует огромных усилий. Более того, мы понимаем, что значительная часть материалов утрачена безвозвратно как в момент разрушения храма, так и вследствии дальнейшего перемещения фрагментов. То есть, мы понимаем, что полностью объем росписи не удастся восстановить никогда по объективным причинам.
Бесспорно, огромной ценностью для нас и будущих поколений представляет даже крошечный фрагмент уникальной росписи, но для искусствоведческих и художественных исследований древнерусской живописи необходимо восстановить весь живописный ансамбль.
В то время как технологии трехмерной графики, художественного моделирования позволяют осуществлять сколь угодно точную с научной и художественной точки зрения реконструкцию утраченных (полностью или частично) росписей храма. Проект дает надежду на распространение этого опыта и на другие утраченные памятники русского искусства и архитектуры.
Вопрос о том, какой должна быть реконструкция, которая удовлетворяла бы требованиям искусствоведческой науки, не может не привлечь внимания. Проекты реконструкций, выполнявшиеся коллективом ранее на примере других объектов, рождают вопросы о теоретических принципах реконструкции памятников культуры и искусства.
1-ый метод - документальное историческое воссоздание (виртуальная реставрация).
В данном случае реконструкция представляет собой создание виртуальной модели объекта и воспроизведение только сохранившихся фрагментов и деталей, и, следовательно, играет роль исключительно дистанционного информационного источника (или же может фиксировать существующее состояние памятника в случае, например, дальнейшей фактической реставрации). В том случае, если существуют абсолютно точные исторические документальные свидетельства сохранившихся вне памятника деталей и фрагментов (например, фрагменты росписи или детали интерьера, хранящиеся в музейных фондах, точные документальные источники: чертежи или фотографии и т.д.), существующую модель памятника можно дополнить такими материалами.
Чтобы остаться в рамках исторической точности, необходимо отказаться от реконструкции утраченных фрагментов по аналогам.
2-ой метод - аналоговая реконструкция.
Дошедшие до нашего времени памятники, зачастую, утрачены частично или полностью. Их восстановление является задачей, решение которой, за недостаточностью документальных свидетельств, возможно только путем искусствоведческого анализа. Целью такой реконструкции является визуальное воссоздание памятника, создание атмосферы, образа. Но, в этом случае, виртуальная реконструкция не может полностью соответствовать документальной исторической точности.
ссылка
Вот народ съездил в Нередицу, кое-что пощелкал и выложил:
ссылкаВидите сплошной белый фон вокруг фресок (которые, предположу, намалевали в 19-20 вв "по живому")- это штукатурка.
Под ней - настоящие старинные изображения,
которые никто не собирается вскрывать- потечет существующий церковный канон..
Вместо этого было решено "создать атмосферу и образ" и все реконструировать:
ЦитатаПодлинная живопись XII века имеет немыслимую духовную ценность, но это основная, но не единственная сила искусства. На данный момент, мы не имеем никакой возможности представить ансамбль фресковой росписи Нередицы зрителям. Эта неразрешимая проблема. Единственным решением это проблемы на данный момент может быть обращение к реконструкции живописного ансамбля.
ссылка