Мировая Закулиса или Театр Теней
7,838,188 11,092
 

  бульдозер ( Практикант )
28 июн 2017 06:47:24

Единоверцы. Начало.

новая дискуссия Дискуссия  552

Единоверцы.  Начало.
 
Собственно, пришло время выделить и описать некоторые события в Истории Русского Православия, которые в огромной мере повлияли на нынешнее состояние его же Проблем. Естественно – без учета самих Концептов Веры – ибо это – тема не наша, а вот социально –политические аспекты бытия различных религиозных структур – самое то.  Ветви Православия иной раз значительно отличаются друг от друга –и не будем лезть в нюансы отличий (если в этом нет конкретной необходимости, однако – вполне можно отписать эту тему позднее, а сейчас – для наглядности- возьмем, как примеры, наших «знакомцев» - Рогожцев и Преображенцев, с учетом того – что они далеко не единственные. Просто так удобнее для понимания. И, более того, значительнейшая часть интересующих нас лиц – как раз выходцы именно из них.
 Нужно отметить следующее.  Екатерина, давая разрешение на создание этих двух приходов, имела ввиду отнюдь не награду за противо-чумные деяния тех или других. Она прекрасно знала и помнила о событиях времен Хованщины – когда часть стрельцов – староверов пользуясь природной сообразительностью и «крепкими ногами» избежала заслуженного (по тем временам и событиям) топора и дала деру. В сопредельное государство –Польшу, но близко к границе России, в окрестности реки Сож (Нынешняя Гомельская область Белоруссии) и на русско-польскую границу, в Стародубье. (потомки староверов – Стародубцев существуют и до сих пор, и о них- возможно-отдельно). Перейдя польский рубеж, который был в пятнадцати верстах от границы, староверы нашли удобное место для поселения. На пустынном острове реки Сож, недалеко от Гомеля, они построили первую слободу, названную по имени речного острова Веткой.( Также Веткой принято называть всю совокупность старообрядческих поселений в нынешней Гомельской области Белоруссии). Весть о том, что в польских землях «старая вера во ослабе», привлекала сюда новых беженцев. В кратчайшее время они заселили четырнадцать больших слобод. Паны Халецкий и Красильский, которым принадлежало это место, были рады переселенцам, отвели им пустовавшие дотоле земли и, получая за них хороший чинш (оброк), покровительствовали и защищали «москалей», сколько могли. С 1695 года Ветка на несколько десятилетий стала «столицей» российского старообрядчества.   Население раскольничьих слобод увеличилось до 40 тысяч человек. – огромного числа по тем временам. Во время вторжения Карла XII и измены гетмана Мазепы старообрядцы Ветки и Стародубья сами собрались и стали против врагов Руси. Они вели партизанскую войну, отбивая у неприятеля обозы и нападая на небольшие отряды. Несколько сотен шведов были убиты слобожанами, а пленные были представлены лично императору Петру I. Государь, хоть и не любил «раскольников», но оценил их услугу: простил беженцев, разрешил им вернуться в Стародубье, а Ветку повелел не трогать.
 Однако – Царь Петр помер в своё время, и многое поменялось . В 1735 году произошла так называемая «первая ветковская выгонка». По приказу императрицы Анны Иоанновны полковник Яков Сытин силой оружия выслал в Россию 40 тысяч «беглых раскольников». Слободы были опустошены, монастыри – сожжены, а храмы – разграблены. Хотя многие миряне и иноки успели разбежаться по окрестным лесам. Спустя несколько лет после «выгонки» в разоренные селения стали возвращаться старообрядцы, и к 1740 году Ветка снова заселилась. Были основаны новые слободы, возобновлены старые и заложены новые монастыри. Вновь в Ветке явились прославленные подвижники и почитаемые мощи. Возродились традиции писания икон и книг, но  былой «массовости» в населении – уже не было. Часть же «выгнанных» вернулась в Москву.
 Вот они-то и стали у основ Рогожцев. Однако Екатерина, опасаясь «привнесенного сепаратизма» и дала разрешение на создание поселения на Рогожской заставе – дабы было удобнее «приглядывать за контингентом».  Преображенцы – совершенно другая ветвь староверов, но причины, побудившие Екатерину дать и им разрешение – те же самые. Поближе к Царским глазам и ушам. Кроме того, Екатерину пугало то, что Пугачевщина «подгребала» под себя староверов тех, «пугачевских»  земель…. Прикольно: обещанием Пугачева разрешить староверам носить бороды. Из-за этого, казалось бы, мелкого посыла, много староверов пошло на кровавый беспредел- что очень настораживало. Так что набор Причин у Императрицы был вполне достаточен и действо – необходимым.  И, в принципе, Проект оказался успешным.
 Кстати – для написания сего я использовал редчайшую книгу нашего старого знакомца – а именно Андрея Николаевича Муравьева
https://glav.su/foru…age3988829  
 под названием: «Раскол, обличаемый своею историей».  Книга была издана в 1854 году сразу двумя изданиями и отпечатана в Императорской типографии….. однако – тиражи были «номерными»- т.е  «под грифом», так сказать и разошлись «по спискам». В частности – мне попался репринт с экземпляра, который хранится в библиотеке Британской Королевской семьи в Лондоне. (Скорее всего – подобное и у Путина хранится, в Президентской библиотеке).  Главная ценность этой работы в том, что в ней подчеркнут социальный состав «примыкающего  новообращенного электората» - что для нас очень важно, и посему я использую именно мнение Муравьева по этому вопросу. Равно – и источники, прописанные самим Муравьевым.
(нужно идти работать - потому продолжение- позже)
Отредактировано: бульдозер - 28 июн 2017 06:50:41
  • +2.62 / 35
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!